Интервью ИА REGNUM с руководителем Исследовательского Центра Восток-Запад политологом Арастуном Оруджлу (Баку)

ИА REGNUM: Сегодня многие задаются вопросом насколько продумана и эффективна внешняя политика азербайджанских властей. Насколько нам известно вы в последнее время довольно критически отзывались о внешнеполитической стратегии официального Баку. Вы и сегодня остаетесь при своем мнении?

Сначала, позвольте, уточним, что я никогда не критиковал внешнюю политику официального Баку. Я просто утверждал, что у официального Баку полностью отсутствуют внешнеполитические приоритеты и предупреждал, что когда-нибудь это приведет к серьезным осложнениям. К великому сожалению, я считаю, что именно это и произошло. Сегодня даже очень лояльные по отношению к власти эксперты не в состоянии обосновать приоритеты этой политики. Официальный Баку долгое время твердил, что проводит курс сбалансированной внешней политики. Те, кто у власти, видимо, всерьёз рассчитывали на возможность некоего "соломонового принципа" во внешней политике. Но ведь даже не очень просвещенному в политике человеку ясно, что невозможно иметь дружеские отношения с Ираном и США, Турцией и Россией, Ираном и Израилем, Турцией и Израилем одновременно. Я перечислил далеко еще не все варианты этого воображаемого "баланса". Однако президент Алиев и его команда в один голос довольно уверенно утверждали, что это возможно и даже то, что это осуществляется успешно. Хотя я очень сомневаюсь, что они сами верили в это. Впрочем, теперь все это уже предыстория анатомии внешнеполитической неудачи, а сама ее картина выглядит еще более мрачной. Сегодня невозможно найти хотя бы одну страну, которую можно было бы смело назвать союзником Азербайджана. Если политика официального Баку привела к осложнениям отношений даже с братской Турцией, то стоит ли говорить о России, Европе и США вообще? Если такой "слабый" инструмент, как WikiLeaks, был в состоянии разрушить доверие между официальным Баку и его партнерами, то можно смело утверждать, что никаких партнерских отношений и в помине не было. А все потому, что власть никогда не думала о стратегических приоритетах как внешней, так и внутренней политики. Теперь приходится корректировать все допущенные ошибки по ходу, но время безжалостно работает против официального Баку.

ИА REGNUM: Недавно Президент Франции Николя Саркози совершил визит в регион. Как вы думаете, этот визит был связан с вопросами интеграции стран Закавказья в Европу, или касался двусторонних отношений Франции с государствами региона?

Я бы связал этот визит с прошедшим в Варшаве европейским саммитом по программе Европейского Союза "Восточное партнерство". Другими словами, президент Саркози посетил страны региона в качестве представителя Евросоюза и цель его визита заключалась в том, чтобы еще раз напомнить главам государств региона о серьезности намерений Европы по сотрудничеству со странами Южного Кавказа в рамках программы "Восточного партнерства". Дело в том, что правительства почти всех стран региона очень легко подписывают всевозможные международные обязательства, считая, что потом можно легко избежать выполнения взятых на себя обязательств. Справедливости ради, следовало бы отметить, что само международное сообщество нередко создавало благоприятные условия для подобного поведения, закрывая глаза, прежде всего, на ухудшение положения дел с соблюдением основных прав и свобод граждан. Вероятно, на Западе надеялись, что подобный подход служит постепенному улучшению ситуации в регионе. Однако, скорее, произошло обратное: ухудшение ситуации в области демократии и прав человека сказалось и на социально-экономическом положении в странах региона. Думаю, именно эти реалии заставили Запад пересмотреть свое отношение к происходящим в регионе процессам. Иными словами, теперь странам региона дают понять, что нынешняя ситуация основательно отличается от прежней и что требования будут довольно серьезными. Полагаю, критические заявления официальных азербайджанских лиц, озвученные сразу по завершении визита Саркози, были связаны именно с теми требованиями, которые тот предъявил в Баку, нежели с заявлениями французского президента в Армении. Иначе зачем нужно было ждать отъезда Саркози? Можно было бы критиковать его сразу после того, как тот озвучил свою позицию в Ереване, тем более эти заявления в большей степени касались армяно-турецких отношений, чем азербайджано-армянских. ИА REGNUM: Вы действительно уверены, что Европа намерена самым серьезным образом заняться внутриполитической ситуацией в странах, включенных в программу "Восточное партнерство"? Если да, то в чем это будет заключаться и какие имеются механизмы для реализации подобных намерений?

Уверен, что требования о необходимости выполнения обязательств по улучшению положения дел с демократией и правами человека намного серьезнее, чем это кажется. Не исключено, что жесткое и раздраженное заявление официального Баку сразу по завершении визита Саркози было связано именно с требованиями Евросоюза по этим вопросам. Примечательно было и то, что Саркози в Баку вообще не говорил о нефти и газе, что по нашей оценке означало, что торги и спекуляции по энергоносителям в обмен на игнорирование Западом ухудшения положения дел с демократией в Азербайджане уже не актуальны. Хотя все мы хорошо помним, как буквально за несколько недель до визита Саркози президент Алиев радостно сообщил об открытии огромного газового месторождения "Абшерон". Тогда же Ильхам Алиев недвусмысленно заявил, что разработка и эксплуатация "Абшерона" будет вестись совместно с французской нефтяной компанией "Тоталь". Однако, как видите, для Европы это на сегодняшний день не столь актуально, как это представляли себе в Баку. И это совершенно ясно, хотя схема поведения официального Баку пока не изменилась: Ильхам Алиев едет в Варшаву и подписывает договор с Евросоюзом, предусматривающий также необходимость приведения в порядок положения дел с правами человека и демократией, а перед его визитом и после него азербайджанские суды рассаживают оппонентов власти по камерам на разные сроки, причем по нахально сфабрикованным обвинениям. Вероятно, азербайджанские власти решили в очередной раз бросить вызов международному сообществу, однако просчет оказался слишком грубым. Теперь же однозначно придется отступать, причем в довольно короткие сроки. Что касается механизмов реализации намерений, то, не останавливаясь на деталях, могу сказать, что их более чем достаточно. Одна лишь такая немаловажная деталь, как статус колоссальных состояний, незаконно накопленных высокопоставленными чиновниками, может стать немаловажным звеном в цепи реализации рычагов воздействия на властные структуры Азербайджана.

ИА REGNUM: А каково положение демократической оппозиции на сегодняшний день? Насколько она готова принять участие в процессах демократизации страны? Ведь власти утверждают, что оппозиция раздроблена, она не в состоянии влиять на политические процессы и вообще не ясно, кого можно назвать реальной оппозицией в Азербайджане?

Как вы наверно знаете, на днях в Баку прошел 1-й Либеральный Форум Азербайджана, посвященный 100-летию партии "Мусават". Международное внимание к форуму, участие в его работе делегаций из целого ряда стран, выступления и заявления, озвученные лидером "Мусават" Исой Гамбаром, председателем Партии Народного Фронта (ПНФА) Али Керимли и видными представителями гражданского общества, ясно показали, что основной оппозиционный потенциал в Азербайджане сконцентрирован сегодня вокруг Общественной Палаты, являющейся ядром демократических сил в стране. Думаю, всякие вымыслы и слухи о раздробленности этой структуры были опровергнуты данным представительным Форумом и вышеназванными заявлениями. Кроме того, уже всем ясно, что попытки создания в качестве альтернативы Общественной Палате некой коалиции из так называемой "конструктивной оппозиции" по регионально-клановому принципу окончательно провалились. Самое же серьезное, по нашей оценке, - это ускорение необратимого процесса дезинтеграции и деструктуризации власти, что вскоре может привести к образованию общественно-политического вакуума в стране. А вот заполнение этого вакуума радикальными политическими группами привело бы к самым нежелательным последствиям, причем не только для Европы и США, но также для России и Турции. Именно эта опасность заставляет международное сообщество настоятельно призывать азербайджанские власти незамедлительно начать демократические преобразования в стране и параллельно, думаю, будет оказано международное содействие развитию демократических реформ в Азербайджане. Мне кажется, первые признаки таких международных усилий уже видны и данный процесс может стать необратимым. Естественно, власти будут пытаться оказывать сопротивление в той или иной форме, однако избежать процесса демократических реформ в Азербайджане не удастся.