Директор института "Энергосетьпроект" Дмитрий Кульбацкий выражает сомнение в экономической целесообразности проекта CASA-1000, суть которого заключается в организации экспорта электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан в объеме от 1000 до 1300 МВт, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, для реализации проекта потребуется построить линии электропередачи постоянного тока 500 кВ между Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном протяженностью 750 км и между Таджикистаном и Киргизией протяженностью 477 км, а также не менее четырех крупных подстанций 500 кВ. Общая стоимость капитальных затрат на эти цели оценивается в размере $953 млн.

"Авторы идеи предполагают, что Таджикистан и Киргизия располагают избыточными объемами электроэнергии, которые могут передаваться Афганистану и Пакистану, которым будет более выгодно участвовать в строительстве указанных линий электропередачи и затем импортировать по ним электроэнергию, чем строить собственные генерирующие мощности. Для обоснования этих предположений в качестве консультанта была привлечена канадская компания "SNC-Lavalin", которая попыталась найти подтверждение целесообразности реализации проекта CASA-1000. Внимательный экспертный анализ соответствующего отчета "SNC-Lavalin" позволяет уверенно констатировать, что приведенные в нем допущения и выводы в пользу целесообразности данного проекта не выдерживают никакой критики. Отчет грешит целым рядом упущений, искажений и погрешностей, которые приводят к совершенно ошибочным выводам", - считает узбекский эксперт.

По его мнению, прежде всего это неверная оценка стоимости капитальных затрат по проекту, которая представляется заниженной. К примеру, в расчетах "SNC-Lavalin" средняя стоимость строительства одного километра линий электропередачи заложена на уровне $288 тыс. На самом деле из опыта их строительства в регионе известно, что средняя стоимость строительства одного километра линий электропередачи фактически составляет $350-$400 тыс.

"Таким образом, расхождение между расчетами "SNC-Lavalin" и реалиями жизни достигает 38 процентов. Подобным же образом консультантом занижены стоимость терминалов электропередачи постоянного тока и затраты, связанные со строительством на сложных участках, таких, как перевал Саланг. Наряду с этим в отчете не учитывается реальное техническое состояние построенных 30-40 лет назад гидросооружений в Таджикистане и Киргизии, которые требуют существенных дополнительных капитальных затрат на ремонтно-восстановительные работы. В этой связи говорить об экономической целесообразности проекта CASA-1000 не приходится. Экономическая целесообразность проекта также вызывает серьезные сомнения в связи с тем, что в отчете искажена фактическая стоимость электроэнергии, передаваемой из Таджикистана. Консультант Всемирного банка закладывает в расчеты стоимость одного кВт-ч электроэнергии на уровне 1,5 цента. Вместе с тем государственная энергетическая компания "Барки Точик" планирует довести к 2013 году внутренний тариф на электроэнергию до 2,9 цента за один кВт-ч, а действующий тариф поставки электроэнергии в Афганистан уже составляет 3,5 цента за один кВт-ч. В этой связи с учетом затрат по передаче и естественным потерям стоимость одного кВт-ч для Афганистана составит 6,46 - 6,97 цента, а не 4,97 цента, как указано в отчете. Погрешность расчетов еще более возрастет, если учесть, что стоимость электроэнергии, поставляемой из Киргизии, в отчете вовсе не указывается", - отметил Кульбицкий.

Он обратил внимание на то, что наряду с финансово-экономическими недочетами отчет консультанта Всемирного банка грешит целым рядом технических недоработок. Прежде всего необходимо отметить, что единственная в мире подобная линия электропередачи постоянного тока с тремя выпрямительно-инверторными терминалами 500 кВ до сегодняшнего дня существует только между канадским Квебеком и северными штатами США и функционирует в кардинально отличающихся по всем аспектам условиях от условий Таджикистана и Киргизии.

"Одним из серьезнейших упущений проекта является игнорирование экстремально сложных условий строительства на перевале Саланг, где невозможно построить более одной линии электропередачи любого напряжения. В настоящее время по этому участку уже проходит линия электропередачи 220 кВ, осуществить перенос которой, как предлагается "SNC-Lavalin", практически невозможно. Предлагаемый альтернативный вариант, заключающийся в обходе перевала Саланг с западной стороны, также неосуществим в связи с наличием в этом районе зон, отличающихся высокой подвижностью оснований, что делает этот район непроходимым для линий электропередачи любой конструкции. Фундаментальным заблуждением авторов идеи проекта CASA-1000 и их консультантов является заключение о наличии существенных избыточных объемов электроэнергии в энергосистемах Таджикистана и Киргизии, объем которых в отчете "SNC-Lavalin" оценивается в шесть млрд кВт-ч. Указанные шесть млрд кВт-ч включают 3,5 млрд кВт-ч, в которых Таджикистан остро нуждается в зимнее время. Данный дефицит может быть покрыт за счет поставок электроэнергии в Таджикистан из Киргизии в зимнее время в обмен на такой же объем поставок электроэнергии в обратном направлении в летний сезон. Таким образом, 3,5 млрд кВт-ч представляют собой не излишек электроэнергии, а сезонные дисбалансы в выработке электроэнергии между двумя странами, которые полностью компенсируют друг друга. Кроме того, в результате заиления полезный объем Нурекского водохранилища на сегодняшний день сократился на 25 процентов. Соответствующее снижение выработки электроэнергии на Нурекской ГЭС составляет 1,2 млрд кВт-ч. В дополнение: принятые в расчетах консультантов прогнозы роста потребления электроэнергии в самом Таджикистане на 0,4 процента в год в период 2010-2015 годов представляются явно заниженными и обусловливают искусственное завышение излишков вырабатываемой Таджикистаном электроэнергии еще на один млрд кВт-ч. Наконец, абсолютно нереалистичным видится прогнозируемое снижение уровня потерь в энергосистеме Киргизии с текущих 23 процентов до 13 процентов, за счет чего "SNC-Lavalin" ожидает получить 1,4 млрд кВт-ч электроэнергии для экспорта. Для обеспечения такого снижения потерь потребуется инвестировать не одну сотню миллионов долларов для комплексной модернизации всей энергосистемы Киргизии. Даже при этом текущие условия в Киргизии не позволят сократить потери в результате несанкционированных подключений и отбора электроэнергии", - утверждает директор узбекского энергетического НИИ.

Он также сообщил, что при устранении всех указанных неточностей в расчетах "SNC-Lavalin" простые арифметические выкладки показывают, что Таджикистан и Киргизия имеют не излишки в шесть млрд кВт-ч электроэнергии, а ее дефицит в объеме 1,1 млрд кВт-ч. Наряду с этим экспорт шести млрд кВт-ч в Афганистан и Пакистан означает полное исключение возможностей взаимных поставок 3,5 млрд кВт-ч между Таджикистаном и Киргизией, что крайне обострит проблему дефицита электроэнергии в зимний период в Таджикистане, а также прекращение традиционных ежегодных сезонных поставок в Казахстан электроэнергии в объеме от 600 млн до 1,5 млрд кВт-ч, что создаст значительные трудности для устойчивого обеспечения южных регионов Казахстана, нарушит стабильное функционирование энергосистем всех указанных государств и может привести к крупным системным авариям. "Другим серьезным упущением в расчетах консультантов является некорректность прогнозируемого роста производства электроэнергии в странах-поставщиках на 23 процента по сравнению с маловодными годами. Представляя такой прогноз, "SNC-Lavalin" в гидрологических расчетах принимает за базу многоводные, а не маловодные годы. Более того, в расчетах закладывается тенденция увеличения стока рек в перспективе, хотя как практика, так и исследования на эту тему однозначно свидетельствуют о реальных и серьезных рисках уменьшения стоков среднеазиатских рек в связи с изменениями климата, которые обернулись непрекращающимся процессом таяния питающих Амударью и Сырдарью ледников и их ежегодного сокращения в среднем на один процент. В этих условиях единственным путем для выработки дополнительных объемов электроэнергии станет нарушение действующего гидрологического режима странами-поставщиками электроэнергии. Если суммировать все лежащие на поверхности недочеты консультантов, стоимость проекта возрастает с $953 млн до не менее $1,5 млрд. И заложенного в отчете резерва в размере 10 процентов, или порядка $90 млн., далеко не достаточно для компенсации допущенных просчетов. На фоне значительного числа серьезных недочетов и погрешностей в оценке целесообразности проекта CASA - 1000, которые не оставляют сомнений в его экономической и технической несостоятельности, игнорировании масштабных экономических, технических и социальных рисков проекта для всех стран Средней Азии, становится очевидным, что авторы проекта проявляют крайне поверхностный подход к его оценке, что может ввести в заблуждение заинтересованные стороны", - резюмировал глава узбекского "Энергосетьпроекта".