Вагон с бромом, оставшийся после ЧП 1 сентября в Челябинске, до сих пор находится на территории Челябинской области. Его дальнейшая судьба неизвестна - различные ведомства дают противоречивую информацию, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Вся загвоздка заключается в том, что по факту ЧП возбуждено уголовное дело, а вагон с бромом - вещественное доказательство. И только после разрешения всех ведомств, участвующих в его расследовании, бутыли можно передать на переработку. Дали ли разрешения эти ведомства, непонятно. Так, в Уральском следственном управлении на транспорте корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что суд удовлетворил ходатайство следователей об уничтожении вещдока. Решение вступает в законную силу только с 17 октября, но оно уже передано на исполнение в ЮУЖД. Однако у властей Челябинской области прямо противоположная информация. Министр радиационной и экологической безопасности Александр Галичин заявил, что следственный комитет РФ не дал разрешения на утилизацию содержимого вагона. Тут стоит отметить, что расследованием данного уголовного дела занимается Уральское следственное управление на транспорте, а не СК РФ, поэтому заявление министра странно вдвойне.

Южно-Уральская железная дорога (ЮУЖД) ясности не добавляет. На официальный запрос ИА REGNUM, получено ли разрешение на утилизацию брома и от каких ведомств, ЮУЖД пространно сообщила следующее: "Оформление пакета документов для передачи груза на утилизацию находится на заключительной стадии". Зато успокоила, что сейчас груз находится в безопасном месте и упакован согласно правилам временного хранения. Где конкретно находится вагон и насколько на самом деле ограничен к нему доступ, ЮУЖД, несмотря на запрос, предпочитает не уточнять.

Зато железнодорожники четко называют пункт утилизации брома - ПО "Маяк". Правда, на самом предприятии заявляют, что конкретных договоренностей не достигнуто. По словам руководителя информационного центра ПО "Маяк" Кирилла Зернова, возможность утилизировать бром на комбинате есть, но после согласования с госкорпорацией "Росатом". Пока договора об утилизации нет.

И еще одна загвоздка - оказывается, груз, пришедший на территорию Челябинской области из Украины, до сих пор не растаможен. Грузополучатель ОАО "Алтайхимпром" не собирается этим заниматься, так как груза они так и не получили.

Челябинский политолог Александр Подопригора считает, что дело упирается в рассогласованность правоохранительных структур региона. "Для того, чтобы вывезти груз на переработку, требуется заключение следственного комитета транспортной прокуратуры о том, что он действительно представляет опасность для жизни людей. Такого заключения по сей день нет. По некоторым данным, объясняется это тем, что правоохранители и железнодорожники опасаются коммерческих санкций со стороны украинской компании, направлявшей бром на Алтай. Транспортники кивают на прокуратуру области, прокуратура области - на генпрокуратуру УрФО и так далее, - считает Александр Подопригора. - А груз продолжает обретаться в Копейске. Ждем, пока им какой-нибудь тамошний уголовничек или бомж заинтересуется? Знаем ведь мы нашу систему охраны. А Копейск - город маленький и совсем рядом с Челябинском".

Напомним, 1 сентября 2011 года на станции Челябинск-Главный в одном из вагонов разлился бром. Над Челябинском и городом-спутников Копейском зависло темно-желтое облако. Из-за едкого запаха у некоторых горожан было затруднено дыхание. Более сорока человек были госпитализированы. В школах отменили или перенесли в помещение праздничные линейки, в детских садах детей не выпускали на улицу. Возбуждено уголовное и административное дела. По предварительным данным, причиной разлива стало нарушение правил транспортировки и хранения опасных грузов. Некоторые российские певцы отменили концерты в Челябинске из-за боязни повредить голосовому аппарату. По факту ЧП возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ (транспортировка, хранение химического вещества с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде).