"Белорусам за Лукашенко надо держаться даже в самой критической ситуации, как утопающему за соломинку. Потому что Лукашенко никогда не предавал и не предаст"

А.Г. Лукашенко (7 октября 2011 г.)

Ни дня не проходит в Белоруссии, чтобы кто-нибудь из местных или высших государственных чиновников не выливал бы в информационное пространство определенный массив лжи. Причем ложь эта напоминает липкую и всепоглощающую грязь, которая с каждым разом все больше и больше затягивает в себя. Создается впечатление, что современное белорусское общество уже не в состоянии жить без постоянного обмана, как со стороны государства, так и со стороны различных негосударственных институтов. Да и сами белорусы, по-видимому, предпочитают жить в самообмане, боясь окунуться в реальную действительность, окружающую их.

Сегодня в Республике Беларусь главный источник лжи - это ее руководство, постоянно доказывающее простому обывателю, что все происходящее вокруг - это всего лишь временные трудности, которые в скором времени исчезнут сами собой. Примечательным явлением в этом плане являются проходящие уже последние несколько лет пресс-конференции президента Белоруссии для представителей российских СМИ, куда приглашают только тех журналистов, которые способны за определенную плату в виде экскурсий, питания и небольшого финансового вознаграждения "правильно" осветить в своих изданиях ситуацию в Белоруссии. Последнее (уже девятое по счету) такое шоу было продемонстрировано 7 октября, когда белорусский лидер за 4 часа общения успел ответить почти на три десятка вопросов. Правда, необходимо отметить, что среди приглашенных журналистов было лишь несколько крупных телекомпаний и печатных СМИ (86 журналистов из четырех десятков субъектов Российской Федерации представляли 53 региональных, 17 федеральных и 4 союзных издания и телекомпании). Остальные же - представители малотиражных газет, тираж которых едва ли превышает 6 тысяч экземпляров. При этом, по словам Лукашенко, для прессы белорусские власти "не приукрашивали действительность, не строили потемкинские деревни. В Беларуси это не принято. Вы увидели реальную страну, реальных людей и реальную жизнь". Увы, это утверждение, ставшее основой для дифирамб белорусскому режиму в местной российской прессе: "заводы и сельхозпредприятия работают на полную мощность. Полки магазинов полны. Уровень жизни населения не снизился ни на йоту по сравнению с тем, что мы видели ровно год тому назад" - не выдерживает никакой критики.

К подобным пресс-конференциям можно относиться по-разному: можно над ними смеяться, можно ненавидеть, а можно, как это происходит в большинстве случаев с теми, кто с нетерпением ждет очередного выступления главы государства, принимать их за чистую правду, теша себя надеждой, что все, в конечном счете, обойдется. Однако, нынешнее интервью, несмотря на то, что оно было менее эмоциональным, чем все предыдущие, практически полностью состояло из полуправды и лжи, как со стороны президента, так и со стороны журналистов.

Ложь о ситуации внутри страны

По словам Лукашенко, в Белоруссии нет всеобщего экономического кризиса, а есть лишь некоторые проблемы на валютном рынке: "Я нигде об этом не говорил. Кризис - это когда обваливается экономика, людям нет работы и нет зарплаты...Да, действительно, у нас есть проблемы. Но мы их не скрывали и не скрываем. Мы их решаем". Но решаем ли? Ситуация на валютном рынке Белоруссии далека не только от стабилизации, но и даже от четкого понимания руководством страны ее глубины. За месяц с начала работы дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже, призванной найти реальный курс белорусского рубля, последний не только не укрепился (о чем население неоднократно уверяли и глава Нацбанка Ермакова, и сам президент), но и еще больше упал по отношению к основным мировым валютам. Сегодня прогнозировать глубину падения не берется даже самый рисковый экономист, так как в стране до сих пор не выработана четкая стратегия по стабилизации валютного рынка, а ежедневное колебание рубля на несколько процентов вверх или вниз вызвано не рыночными механизмами, а административной политикой, главной задачей которой, по-видимому, является сохранение должностей высших госчиновников страны. В дополнение к этому, сегодня уже практически не верится, что инфляция в Белоруссии будет менее 100% (на 1 октября инфляция составила 74,5%, в том числе за сентябрь цены выросли на 13,6%). При этом в статистику, как всегда, включают цены на так называемые социально значимые позиции - проезд, ЖКХ, бензин и т.п., которые за счет жесткого административного регулирования еще не дотягивают до средних показателей. Например, цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за этот же период выросли в среднем на 84,2% (правда, цена на чай повысилась более чем в 2,5 раза), на непродовольственные товары - на 86,4%, на услуги - на 33,8%, на пассажирские перевозки - на 59,5%. Конечно, если зайти в белорусский магазин, имея в кармане доход среднестатистического россиянина, то пока еще можно позволить себе многое, говоря при этом, что "белорусы неблагодарные" за их счастливую жизнь. Но хотелось бы напомнить, что средняя зарплата белоруса, с учетом ежедневного падения белорусского рубля, не превышает 230 долларов США в эквиваленте, а цены ежечасно стремятся к европейскому уровню, а в некоторых случаях уже и обогнали его.

Еще большее удивление вызвало заявление Лукашенко о том, что в разразившемся кризисе виновато не руководство страны, а простые граждане и Россия. По мнению президента, которое, кстати, навязывается уже последние полгода, валютные проблемы связаны с ажиотажным ввозом подержанных автомобилей гражданами республики в преддверии повышения ввозных таможенных пошлин с 1 июля: "До 1 июля наше население пыталось ввезти этот хлам... Это те три миллиарда, которых нам, кстати, и не хватило". Данное предположение необходимо дополнить статистикой таможенного комитета РБ: за первое полугодие 2011 года физическими лицами в республику было ввезено более 250 тысяч машин (до того, в страну ежегодно ввозилось 180-200 тысяч авто), что говорит о средней стоимости автомобиля (если верить президенту) в 12 тысяч (!) долларов США. То есть белорусы должны сегодня в массе своей ездить на практически новых машинах, а не на стареньких "пассатах" и прочем "хламе", как оно есть в действительности. Для того чтобы понять всю нелепость данного утверждения, достаточно проехать по улицам белорусских городов и, в том числе, Минску - цена автомобиля среднестатистического белоруса вряд ли превышает 5-6 тысяч долларов.

Помимо ажиотажа на подержанные авто (часть из которых пришла на смену проданным в Россию за валюту), по словам президента в валютном дефиците виноваты "спекулянты" на рынках: "Вчера мы провели исследование: кто же все-таки у нас покупает эту валюту. Это чистые импортеры, "тряпочники", которые ввозят тряпки из-за рубежа - китайский, турецкий ширпотреб, с Черкизовского рынка. Привозят это шмотье, продают, валюту покупают, опять привозят и продают". То есть те, чьи умения и способности не нужны государству и, в связи с этим, вынуждены зарабатывать себе на жизнь куплей-продажей, также повинны в экономических проблемах страны, где практически все отрасли экономики принадлежат государству. Единственным объяснением этому нелепому утверждению главы Белоруссии, на наш взгляд, является не только желание снять с себя ответственность за кризис, но и довольно неумелое стремление сплотить местный пролетариат на основе негативного отношения к индивидуализму как явлению, чуждому белорусскому общинному менталитету, возродив, таким образом, ненависть к "спекулянтам", которые не желают стоять у станка.

Досталось и России, из-за которой "за последнюю пятилетку мы почти в пять раз получили увеличение цен на энергоресурсы...Такой рост на сырье предопределил такой дефицит валюты". Вдобавок к этому, по словам Лукашенко, в кризисе повинен и ряд российских СМИ и чиновников, "которых сегодня уже нет, которые создавали вокруг Беларуси ажиотаж. А вы знаете, что такое слухи для национальной валюты". Получается, что одним из главных виновников сложившегося экономического кризиса в Белоруссии стали некоторые российские (заметьте, о белорусских управленцах речи не идет) чиновники и журналисты, а не годы неэффективного управления и полтора десятка лет демагогии о "социально-ориентированной модели" белорусской экономики.

Как всегда, белорусский лидер не обошел стороной и политическую сторону жизни общества, правда, сделал он это, как-то вяло и без настроения. Его высказывания не стали ни для кого откровением и напоминали уже изъезженную пластинку об оппозиции, "пятой колонне", политзаключенных и т.п. Среди всего этого, пожалуй, следует выделить заявление президента о прошедших почти год назад выборах и нынешнем собственном рейтинге. Прозвучавшее на пресс-конференции высказывание "президентские выборы я проводил по понятиям. По понятиям Европейского союза. Мы полностью ушли от нашего законодательства", заставляет задуматься - не превращается ли республика в "зону", находящуюся под пристальным надзором одного "смотрящего", для которого существуют только "понятия", а закон не имеет никакого значения. Трудно себе представить, что кто-либо из западных или российских политиков так открыто будет заявлять о том, что он нарушает закон и не боится этого.

Еще большим обманом не только своих граждан, но и, похоже, самого себя, является заявление Лукашенко о своем рейтинге, который по его словам за последнее время нисколько не упал: "Если бы я был только уверен и знал, что белорусы на 80 процентов или там больше ненавидят Лукашенко (по результатам соцопроса НИСЭПИ, рейтинг президента упал до 20% - Н.Р.), я б все эти шмотки собрал, положил на стол и сказал: спасибо братцы-белорусы. Я себе на хлеб заработаю... Вранье это полное и очередная акция начинается: понизить рейтинги Лукашенко, сказать, что люди его не любят. А за что не любят? Что я хуже других работаю?.. хотите, чтобы мой рейтинг был 90% - завтра будет. Хотите 15% - завтра будет". Подобные высказывания, на наш взгляд, не нуждаются ни в комментариях, ни в или анализе. Хотелось бы лишь добавить, что в обстановке, когда большая часть населения запугана настолько, что готова "пойти в землянки" вместо того, чтобы требовать лучшей жизни, подобная позиция главы государства может иметь своей целью внедрение в общественное сознание психологии толпы - если 80% населения поддерживают президента, то и мне следует это делать. В данном случае, ложь будет иметь куда более серьезные последствия, чем можно было бы ожидать - белорусы окончательно отвернуться от деятельности в области политики, заботясь лишь ежедневными вопросами выживания.

Ложь о ситуации вокруг страны

Вопросы экономики и политики в ответах белорусского президента были абсолютно неразделимы, так как сегодня без иностранной помощи Белоруссии, по всей видимости, не справиться с кризисом в экономике. Однако и здесь Лукашенко в очередной раз попытался доказать всем, что и российские и западноевропейские партнеры так или иначе стремятся завладеть независимостью его республики. Больше всех досталось Польше и Германии: "Они спят и видят, что граница возле Минска проходит. Они никак не могут согласиться сегодня, что граница там за Гродно. Купите в Польше географическую карту, и вы там увидите: граница возле Минска". Жаль, что глава Белоруссии не продемонстрировал журналистам подобную карту - по-видимому, никому из администрации президента не удалось пробраться на территорию ЕС, дабы завладеть компроматом на руководство Польской республики. Еще более серьезные обвинения со стороны Лукашенко посыпались на руководство нынешней Германии и, в первую очередь, министра иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле: "Обиделся Вестервелле, что я там высказался, что я не приемлю... как это называется.... этот гомо... не, мужик с мужиком - это что? Гомосексуализм. Я не знал, честное слово. Мне министр написал, что у него, я не дочитал эту справку...А он (Вестервелле - Н.Р.) мне до сих пор это припоминает". Вот так. Если прибавить к этому утверждение о том, что "они (немцы - Н.Р.) еще не отмазались за эту прошедшую войну и по большому счету с нами не рассчитались", то выходит, что сегодня чуть ли не вся западноевропейская политика основана на гомосексуализме и экстремизме, а потому абсолютно чужда белорусскому обществу.

Говоря о сотрудничестве с Россией, президент Белоруссии, в отличие от прошлогодней пресс-конференции, где он назвал политику тандема "безмозглой", был более корректен, но и здесь не обошлось без фальши и полуправды. Так, Лукашенко официально заявил о том, что "нам не нужны понижающие интеграционные коэффициенты, о которых говорил премьер-министр России", хотя на протяжении всего 2011 года он увязывал продажу второй половины акций "Белтрансгаза" с условием поставок природного газа по внутрироссийским ценам. Помимо этого, еще 15 августа во время встречи глав правительства Белоруссии и России, белорусский премьер-министр Мясникович настолько был обрадован предложением Путина ввести понижающий коэффициент, что практически не мог говорить: "Спасибо большое, Владимир Владимирович, за тот подарок, который вы сказали... что будет определяться... каков механизм определения". Да и государственные СМИ весь август и сентябрь неустанно твердили о том, что уж теперь то Белоруссия выйдет из кризиса, так как главная проблема - цена на газ - успешно решена. А вот 7 октября оказалось, что ничего этого республике не надо. Чудеса, да и только.

По мнению ряда экспертов, заявление Лукашенко о том, что Россия является главным интегратором на постсоветском пространстве: "Пока Россия не определится, не начнет нас объединять, ничего не будет" - говорит о том, что белорусский президент окончательно определился с внешнеполитическим вектором. Однако, на наш взгляд, это не совсем так. Достаточно вспомнить, сколько подобных высказываний было сделано Лукашенко за последние полтора десятка лет, и все они, как только Москва пыталась отстаивать свои национальные интересы, превращались в пустой звук. К тому же следует напомнить, что Лукашенко в ходе пресс-конференции неоднократно поднимал тему более выгодного сотрудничества с Китаем: "И кредит не под 8 или 6%, как нам Кудрин через ЕврАзЭС предложил, а под 2-2,5%...Они нам никаких условий не ставят! Люди к нам идут с душой, не требуют какой-то приватизации, отдай то, отдай это... Нельзя быть зацикленным только на одну страну. Вы помните эти нефтяные войны, потом газовые, молочные, карамельные - когда нашу продукцию гноили на границе с Россией. Кто? Не Китай". Поэтому, по словам президента, Белоруссии ничего не остается, как только "опереться на таких гигантов, как Китай и Россия". Как ни странно, но в данном случае именно Китай, а не Россия, стоит на первом месте. И не важно, что китайская помощь в виде связанных кредитов еще выльется республике боком, главное сегодня убедить всех в том, что Россия не единственная страна, готовая на своих плечах тянуть разваливающуюся экономику Белоруссии.

Можно еще достаточно долго приводить примеры того, как нынешняя власть стремится оболванить не только своих граждан, но и все мировое сообщество. Высказывания белорусского президента давно уже стали своеобразными памятниками отсутствия такта и дипломатической корректности (например, в этот раз досталось Медведеву: "Я могу эти айпады, или айпэды, как они там называются, носить тоже, где-то, что-то, пальцами тыкать, ну, это не президентское..."), однако нынешний четырехчасовой марафон заставляет задуматься - почему ложь, непрестанно льющаяся из уст будь то президента, премьер-министра или простого журналиста, стала нормой в белорусском обществе, которое будто бы и не замечает этого? Возможно потому, что за последние полтора десятка лет власть так и не научилась выстраивать диалог с простыми гражданами, которым, в свою очередь, гораздо проще поверить в небылицы, чем осознать неизбежность перемен.

По всей видимости, до тех пор, пока в сознании людей не будет сформировано четкое убеждение в том, что окружающая действительность гораздо более реальна, чем слова президента, ложь будет и дальше являться главным оружием белорусской политики.