Подписание контракта на сооружение АЭС в Белоруссии доказывает, что мир посвобождается от постфукусимского синдрома: эксперт
Москва, 13 октября, 2011, 22:51 — ИА Регнум. 11 октября ЗАО "Атомстройэкспорт" (ЗАО АСЭ), компания Госкорпорации "Росатом", и ГУ "Дирекция строительства атомной электростанции" (Белоруссия) подписали контрактное соглашение по сооружению энергоблоков № 1 и № 2 АЭС на территории Белоруссии. Со стороны заказчика Контрактное соглашение подписал директор ГУ "Дирекция строительства атомной электростанции" Михаил Филимонов, со стороны генерального подрядчика строительства - президент ЗАО "Атомстройэкспорт" Александр Глухов. Контрактное соглашение определяет основные положения Генерального контракта на строительство "под ключ" двух энергоблоков АЭС общей мощностью до 2400 МВт с реакторной установки В-491. Предусмотрено, что белорусская АЭС будет сооружаться на условиях полной ответственности генерального подрядчика.
Для строительства первой белорусской АЭС выбран проект "АЭС-2006" ОАО "Санкт-Петербургский Атомэнергопроект". С 2004 года СПбАЭП принимает непосредственное участие во всех этапах работ, начиная с выбора площадки, выбора технологии и типа станции, рассмотрения и обоснования экологических аспектов, заканчивая разработкой приложений контракта. Для размещения станции выбрана Островецкая площадка в Гродненской области. Проект белорусской АЭС соответствует требованиям действующих законодательных и нормативных документов в области использования атомной энергии Российской Федерации с учетом рекомендаций МАГАТЭ, требований EUR. Проект отличается повышенными характеристиками уровня ядерной, радиационной, технической и экологической безопасности АЭС, а также технико-экономическими показателями.
"Отрадно, что почти трёхгодичная история переговоров о строительстве АЭС в Белоруссии переходит в качественно иной этап своего развития - станцию начинают строить, - заявил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Завершился период раздумий белорусской стороны, период её "терзаний" и выбора подрядчика. Главный выбор сделан - атомная электростанция стране нужна, и строить её будет Россия".
"Весьма показательно, что начало сооружения АЭС знаменует собой и новый этап в прямых межгосударственных российско-белорусских соглашениях, - отметил он. - Сериальные "любовь" и "ненависть" между нашими странами уходят в прошлое, уступая место здоровому прагматизму: Белоруссии нужна АЭС - Россия готова её построить. Прагматизм заключается не только в экономической стороне данного контракта, но и в его научной и производственной составляющей. Белоруссия хотела бы получить лучшие на сегодняшний день ядерные технологии, которые обеспечили бы не только высокую эффективность АЭС, но и высочайший уровень безопасности. Стоит отметить, что с момента событий на Фукусиме Росатом первым среди глобальных конкурентов заключил новые контракты на строительство АЭС в Иране и Китае, а уже построенные компанией объекты успешно прошли стресс-тесты международных организаций и, в первую очередь, МАГАТЭ. В ближайшее время можно ожидать подписания контрактов с Индией на строительство третьего и четвертого энергоблоков на АЭС "Куданкулам". Глава Росатома Сергей Кириенко заявил недавно, что готовы к подписанию документы по строительству АЭС во Вьетнаме и Бангладеш".
"Подписание контракта на сооружение АЭС в Белоруссии лишний раз доказывает, что мир постепенно освобождается от постфукусимского синдрома, атомная энергетика будет развиваться в мире и дальше, - считает Баранов. - Буквально недавно об этом заявил и генеральный директор МАГАТЭ Юкио Амано. Белорусская станция будет сооружаться по проекту "АЭС-2006", самому современному на сегодняшний день в мире и способному выдержать уже постфукусимские требования к атомным станциям. То есть, Белорусская АЭС будет отличаться от существующих станций не только лучшими технико-экономическими показателями, но и абсолютно другим уровнем безопасности. Кстати, тот же Юкио Амано выступая на днях в Астане, заявил, что МАГАТЭ, со своей стороны, готово помочь Белоруссии в безопасном и стабильном использовании атомной энергетики в рамках своих возможностей и полномочий. То, что мир действительно избавляется от синдрома Фукусимы, подтверждается и прогнозами МАГАТЭ, согласно которым порядка 350 новых реакторов появится в мире в будущем, в дополнение к уже действующим 130 реакторам в мире".
"Строительство АЭС в разных странах - это не просто бизнес, это экспорт знаний и наукоемких технологий. Росатом фактически укрепляет позиции России на мировом рынке, как державы, которая не только торгует сырьём, но и производит уникальные во всех смыслах товары и услуги. Росатом уже сейчас активно конкурирует с ведущими мировыми компаниями и претендует на роль глобального технологического лидера, являясь одновременно важным инструментом геополитики нашего государства, - отметил эксперт. - Стоит отметить, что принятое решение определит дальнейшее развитие Белоруссии на много лет вперёд. Сооружение и последующая эксплуатация АЭС окажет огромное влияние на экономику республики, как за счёт сделанных в неё инвестиций, так и благодаря тому эффекту, который будет получен белоруской промышленностью. Она приобретёт новый опыт, получит новые знания и навыки, будут подготовлены новые высокопрофессиональные кадры, увеличатся налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Этот проект можно назвать самым крупным инвестиционным проектом республики на ближайшие годы. Плюсы его видны уже сейчас. Это и качественно новый этап развития национальной энергетики, появление мощного и надежного источника электроэнергии. Это и достижение нового интеллектуального уровня в республике, появление новой группы высокообразованной технической интеллигенции, квалифицированного персонала, который будет работать на станции, и будет обслуживать её инфраструктуру".
"Сама Белоруссия, построив станцию, повысит свой статус в мире, ведь страны, обладающие ядерными технологиями, - это передовые в технологическом отношении государства, способные решать самые сложные задачи и отличающиеся от остальных стран. К тому же, наличие атомной станции, - это принципиально иная степень безопасности государства, позволяющая ему ставить перед собой более сложные задачи и обеспечивать более высокие темпы внутреннего развития".