В Прокуратуре России дистанцируются от нарушений федерального законодательства в Татарстане?

Москва, 12 октября 2011, 15:45 — REGNUM  В редакцию ИА REGNUM обратился житель Казани Юрий Барсуков, который тремя неделями ранее написал заявление в Прокуратуру РФ. По мнению Барсукова, в школе, где учится его сын, детям не дают изучать государственный русский язык в тех объемах, в которых его изучают в школах других регионов России.

В этой связи отец школьника просил провести проверку деятельности администрации школы и органов управления образованием Казани, дать правовую оценку действиям должностных лиц, обязать их устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности. При этом он особо подчеркивал, что просит не "спускать его письмо в Республику Татарстан, в том числе, в Прокуратуру Республики Татарстан, поскольку местные органы законодательной и исполнительной власти не заинтересованы в проведении объективного расследования и стараются "замять" эти вопросы, используя бюрократические механизмы". Тем не менее, как только что сообщил ИА REGNUM сам заявитель, ему пришло извещение, что его письмо было отправлено по инстанции в республиканскую прокуратуру.

В этой связи редакция агентства считает целесообразным опубликовать обращение отца казанского школьника, поскольку от замалчивания татарстанской (а равно и башкирской) ситуации на федеральном уровне родительские протесты в этих национальных республиках не прекратятся. Более того, они могут вылиться в форму уличного протеста, как это уже было в апреле, когда на митинги в Казани, Уфе и Набережных Челнах вышли сотни возмущенных родителей.

Копии данного документа были также отправлены заявителем в Комиссию Общественной палаты РФ по развитию образования и в Совет при президенте РФ по науке, технологиям и образованию.

"Я - отец ученика 2 класса МОУ СОШ №41 Вахитовского района г. Казани (далее Школа). Довожу до вашего сведения, что в данном образовательном учреждении допускаются нарушения законодательства. В апреле 2011г. родители (законные представители) учащихся 1Р класса Школы обратились к администрации Школы с просьбой при составлении учебного плана учесть образовательные потребности учащихся, а именно: внести в учебный план изучение русского языка в объёме 5 часов в неделю, литературного чтения - 4 часа в неделю; в целях обеспечения принципа преемственности и непрерывности образования разных ступеней образовательной системы обеспечить возможность обучаться по программе ИНОС.

26 августа 2011г. нас уведомили, что дети не будут продолжать обучаться по программе ИНОС и в учебном плане на изучение русского языка отводится 4 часа в неделю, на изучение литературного чтения - 3.

1 сентября 2011 г. после торжественной линейки в классе классный руководитель попросил детей после того, как будет названа фамилия, громко назвать свою национальность (выделено ИА REGNUM). В классе, где учится мой ребёнок, 11 детей ответили, что они русские, трое - татары и пятеро - других национальностей. Отмечу, что данное мероприятие проходило в присутствии родителей, но без предварительного согласования с нами.

2 сентября 2011 г. мной в адрес администрации школы было передано заявление, с просьбой учитывая национальность моего ребёнка и его родной язык, заменить предмет "литературное чтение (тат.)" (Литературное чтение на татарском языке, который не является его родным языком). Администрация школы отказала в удовлетворении просьбы, сославшись на то, что татарская литература входит в учебный план школы и моим ребёнком программа будет пройдена не полностью, при этом учебная программа составлялась без учёта потребностей всех участников образовательного процесса.

Учебные предметы "Татарский язык" и "Литературное чтение (тат.)" преподаются по одному учебнику, который не включён в федеральные перечни учебников, допущенных и рекомендованных для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях Российской Федерации, что является нарушением Закона об образовании РФ. О данных фактах упоминал министр образования Фурсенко на сессии госсовета 11.02.2011г. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в случае выявления данных нарушений необходимо незамедлительно информировать об этом Генерального прокурора РФ.

Недавно я случайно узнал, что в восьми классах Школы изменяется статус на "класс с татарским языком воспитания". При встрече 17 сентября на мой вопрос о том, с каким языком воспитания класс, в котором учится мой ребёнок, директор Темирбулатова Наиля Галимзяновна мне ответила, что с татарским языком воспитания. Никаких уведомлений от руководства школы, классного руководителя или других представителей администрации МОУ СОШ №41 до этого я не получал. Когда мой ребёнок поступал в 1 класс в 2010 году, то не было разговора о статусе "класса с татарским языком воспитания", мы поступали в класс с русским языком обучения. Основанием для таких изменений директор называет распорядительный документ управления образования г. Казани и то, что классный руководитель - татарка по национальности. Нормативный или инструктивный документ мне предоставлен не был.

Дополнительно сообщаю, что в Школе есть сотрудник, должность которого называется "Заместитель директора по национальному образованию" (Акбашева Минизиля Нурулловна). Однако, в качестве "национальных" курируются вопросы, касающиеся исключительно татарского языка и учеников - татар по национальности, хотя в нашей школе очень много детей других национальностей. В 300 м от нашей школы находится гимназия с татарским языком обучения, так что объективных причин для введения татарского языка в качестве языка обучения и воспитания я не вижу. Особенно если учесть, что в классе, в котором учится мой ребёнок, более половины учеников по национальности - русские.

В подтверждение изложенных фактов могу предоставить аудиозаписи. Опираясь на ст. 26, ст. 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 6(ч.2), 17(ч.3), 19(ч.2), 55(ч. 2 и 3), Закон Российской Федерации "Об образовании", "Конвенцию о защите прав детей" прошу:

1. Провести генеральную проверку деятельности администрации образовательного учреждения и органов управления образованием муниципального образования г. Казани.

2. Дать правовую оценку действиям ответственных должностных лиц.

3. Принять правовое решение для устранения выявленных нарушений законодательства, обязать ответственных должностных лиц устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Прошу все необходимые мероприятия провести в рамках Генеральной прокуратуры и не "спускать" в Республику Татарстан, в том числе, в Прокуратуру Республики Татарстан, поскольку местные органы законодательной и исполнительной власти не заинтересованы в проведении объективного расследования и стараются "замять" эти вопросы, используя бюрократические механизмы. Органы управления Республики Татарстан и г. Казани злоупотребляют правом, предусмотренным п.3 ст. 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации".

В подтверждение этих фактов говорит недавнее решение прокуратуры РТ в ответ на коллективное заявление граждан Российской Федерации, жителей Республики Татарстан, направленное в Генеральную прокуратуру РФ: "Фактов сокращения уроков русского языка в образовательных учреждениях республики вопреки требованиям действующего законодательства не установлено".

В случае необходимости направления запросов по существу заявления в органы управления Республики Татарстан и г. Казани прошу полученные ответы проверить на соответствие Федеральному законодательству.

Считаю, что вопросы изучения русского языка в образовательных учреждениях Российской Федерации не могут быть отнесены к компетенции законодательных органов субъектов Российской Федерации, поскольку русский язык является государственным языком Российской Федерации, а администрация образовательного учреждения при утверждении учебного плана должна учитывать потребности участников образовательного процесса и руководствоваться при принятии решении нормами, закреплёнными действующим законодательством. Утверждение базисных учебных планов не относится к компетенции органов управления Субъекта Российской Федерации и в Законе Российской Федерации "Об образовании" отсутствует понятие "регионально-национальный компонент".

Обращаю ваше внимание на то, что п. 7 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации "О государственном языке Российской Федерации" предусматривает контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации в целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральными органами государственной власти; п. 1 ст. 6 этого закона прямо указывает, что принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Прошу Комиссию Общественной палаты РФ по развитию образования и Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию оказать содействие в проведении объективного всестороннего расследования и проконтролировать ход расследования.

Барсуков Ю.В. 21.09.2011г.".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.