Евроинтеграция: "Мы даже не знаем, будем ли мы интегрироваться с Приднестровьем или без него". Евразийский союз: "Страх перед "русским медведем" существует исключительно в воспаленном мозгу некоторых политиков". Выдвижение Путина в президенты: "После проекта "десталинизации России" было понятно, что Медведеву не бывать во второй раз президентом".

Евроинтеграция: "Мы даже не знаем, будем ли мы интегрироваться с Приднестровьем или без него"

Давайте посмотрим правде в глаза и признаемся сами себе - саммит "Восточного партнерства", прошедший на прошлой неделе в Варшаве, оказался большим разочарованием, пишет Jurnal de Chisinau. Сколько бы Филат со своими коллегами из других стран ВП ни демонстрировали удовлетворение от прошедших встреч, правда одна. И она заключается в том, что ЕС не хочет пускать нас в свой круг и оставляет нас навсегда за пределами своей крепости в буферной зоне, созданной для того, чтобы держать Россию, становящуюся все более агрессивной в своем стремлении покорить все постсоветское пространство, на безопасном расстоянии.

Финальное заявление саммита не содержит в себе даже намека на наличие шансов у стран ВП присоединиться к Евросоюзу, продолжает Jurnal de Chisinau. Этот документ был составлен таким образом, чтобы избежать каких-либо толкований в пользу подобной перспективы. Можно сказать, что варшавская декларация "ставит крест" на европейских устремлениях бывших советских республик. Лишь подтверждается наличие подобных устремлений. Но реакции на них нет, никакой. Неясной остается и перспектива облегчения визового режима, обозначенная в документе как долгосрочная. Свет в конце туннеля, светивший нам до саммита, уже не виден.

Год назад будущее казалось более многообещающим, пишет Jurnal de Chisinau. 6 октября 2010 года министры иностранных дел Польши и Швеции составили совместное письмо Кэтрин Эштон, ответственной за внешнюю политику, и Штефану Фюле, ответственному за политику соседства ЕС, в котором изложили новый стратегический взгляд на отношения со странами соседями ЕС. Сикорски и Бильдт считали, что Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Республика Молдова и Украина, будучи европейскими государствами, должны получить особый статус и в перспективе стать членами Европейского союза, в отличие от стран Северной Африки и Среднего Востока, которые должны остаться "соседями Европы". Сегодня же, дверь, которую они пытались приоткрыть, захлопнулась - демонстративно и окончательно, без надежды на то, что она когда-нибудь еще откроется и мы сможем в нее войти. И в этом контексте становится понятной настойчивость Траяна Бэсеску, с которой он хотел прицепить "вагон" Молдавии к "составу" Западных Балкан в процессе европейской интеграции. Бэсеску знал гораздо больше, чем господин Юрий Лянкэ, молдавский министр иностранных дел, снисходительно говоривший об усилиях румынского президента.

Что же на самом деле произошло? - продолжает Jurnal de Chisinau. Почему не был услышан голос Польши, председательствовавшей в ЕС и Швеции? Конечно же, первое, что приходит на ум - это экономические причины, "усталость". Экономический кризис, который душит ЕС, может на корню убить любую мысль о расширении. Но некоторые идеи выживают. Несмотря на задержку, "балканскому поезду" обещают зеленый свет сразу после того, как Македония, Албания, Черногория и Сербия прилежно сделают свои домашние задания и наладят свои отношения с соседями. Хорватия подпишет договор о вступлении уже в конце этого года.

Последнее время решающие силы Евросоюза скептически относятся к идее расширения на Восток, пишет Jurnal de Chisinau. В статье 49 договора Евросоюза предусмотрено, что любое европейское государство, которое соблюдает определенный набор принципов, установленных статьей 6 (1) может стать членом ЕС. В финальном заявлении эта статья даже не упоминается, видимо, для того, чтобы не допустить даже мысли о том, что "Восточное партнерство" является "приемной Европейского союза". Без перспективы стать членом ЕС, отношения Евросоюза со странами ВП становятся просто геополитическим экспериментом.

И теперь, волей-неволей, задумываешься об особых отношениях некоторых стран ЕС с Россией, продолжает Jurnal de Chisinau. Речь идет, в первую очередь, о Франции, которая и не скрывает своего отрицательного отношения к расширению на Восток. Что бы там ни говорили, Москва больше всех заинтересована в том, чтобы дверь ЕС была закрыта как можно дольше для новых независимых государств, особенно для Украины и Молдавии. С одной стороны, Россия, таким образом, получила фору для выработки и реализации некоторых действий по возвращению утерянных после развала СССР территорий. А с другой - отношение Брюсселя питает антиевропейские силы в вышеперечисленных странах.

К счастью, у Молдавии, кроме балканского поезда, еще одна возможность вступить в ЕС - это Румыния, пишет Jurnal de Chisinau. Все больше граждан Молдавии становятся гражданами Румынии. Их число возрастет после этого саммита. Можно с уверенностью сказать, что поведение ЕС, стимулирующее реваншистские силы в России и Молдавии, вызовет резкий рост унионистских тенденций. Некоторые политические силы, отказавшиеся от идеала объединения, могут снова пересмотреть свою стратегию. Также могут появиться новые политические силы, которые захотят попасть в парламент под знаменами унионизма, подводит итог издание.

Мы ползём в деле евроинтеграции, механически делая какие-то изменения в законодательстве, но всё больше сосредотачиваясь на морально устаревших аспектах, пишет "Пульс". Тем временем конечная остановка этого вялотекущего процесса попросту перестала существовать. Так о каком же сроке мы говорим? Когда мы придём в Европу? Сколько лет понадобится Кишинёву, чтобы выполнить бесконечное "домашнее задание"? Можно сказать одно: нынешняя власть ответа на этот вопрос не знает.

Буквально за одну неделю европейские чиновники всех уровней единогласно дали понять: на вступление в ЕС Молдавии не стоит рассчитывать, продолжает "Пульс". Так кому мы должны верить? 10, 20 или 30 лет? Сколько нам ждать, чтобы нам распахнули двери, и распахнут ли их? Подводных камней больше, чем воды, а власти, как заведённые, талдычат об очередных достигнутых успехах, боясь посмотреть правде в глаза. А что происходит в самой Европе? Где тот кредит доверия, которым бравирует молдавская власть? Как протекал тот двухлетний "медовый месяц", который по заверениям посла Дирка Шубеля уже закончился, а сделано за всё это время так ничего и не было?

Кредит доверия стоило потратить на реформы, пишет "Пульс". Потребовать средств на их масштабное и эффективное проведение. Но Кишинёв не додумался до чего-то более разумного, чем закрывать школы и спорить о цвете ковров в парламенте. Во время варшавского саммита "Восточного партнёрства" стало известно, что Польша считает провальной реформаторскую политику нынешнего правительства Республики Молдова. Об этом радиостанции RFI Romania заявил советник правительства Польши Лукаш Адамски. "Множество аналитиков, даже и молдавских, говорят, что реформы, запущенные в Молдавии, осуществляются лишь на бумаге и на самом деле сделано совсем немного. Как следствие правительство гораздо лучше справляется в том, чтобы делать себе рекламу..." - сказал он.

Саммит же закончился на минорной ноте, продолжает "Пульс". В итоговую декларацию не вошли ссылки на 49-ю статью Лиссабонского договора, что стало бы юридическим обязательством взять нас в ЕС хоть когда-то. Не оказалось и каких-либо временных рамок по либерализации визового режима. "Нужно учитывать, что этот текст представляет собой компромиссное, консенсусное решение представителей всех 27 стран европейского сообщества о тех шести странах "Восточного партнёрства"", - заявил премьер-министр Молдавии, видимо, не осознавая, что консенсус ЕС - это нежелание видеть новые страны в своих рядах. Слова Владимира Филата вполне могли бы стать эпилогом к заявлению Дональда Туска на пресс-конференции с президентом Украины. "Это (Украина) самый большой партнёр в данном проекте, и он больше всех продвинулся в сближении с ЕС", - заявил глава варшавского правительства, поставив точку в европропаганде молдавских властей.

Наша евроинтеграция хромает на обе ноги, а мы даже не знаем, будем ли мы интегрироваться с Приднестровьем или без него, пишет "Пульс". По крайней мере вице-спикер Владимир Плахотнюк ездит на Кипр и изучает там опыт присоединения лишь части территории страны, о чём говорит открытым текстом как об "интересном опыте". Не стоит забывать, что этот путь в никуда означает отказ от других типов интеграции, но реальных, а не фантомных. Молдавия усилиями властей упорно отказывается от работы моста между Востоком и Западом. "Молдавия никогда не вернётся назад и будет идти только по пути евроинтеграции", - заявил в Литве Владимир Плахотнюк. Его поддержал и глава молдавского МИДЕИ, по мнению которого, быть мостом - это значит раскорячиться. "В том, что касается этой принадлежности к обоим пространствам (Восток и Запад), мы должны выбрать и понять, что если продолжим сидеть, раскорячившись на двух стульях, как это было на протяжении 19 лет, то мы дойдём туда, куда дошли и в предыдущий период. Республике Молдова необходимо сформулировать очень чёткую цель - европейскую интеграцию", - сказал Юрий Лянкэ.

И что же, где эта чёткая цель? - продолжает "Пульс". Европейская интеграция - это даже не расплывчатый контур, это мираж на пути двадцатилетних скитаний Молдавии в поисках своего места в мире. Теперь мы должны переосмыслить Европу. За юридическим членством в ЕС не скрываются ровные дороги и рабочие места. Мы должны ещё раз осмыслить путь, сокрытый туманами. Мы должны осознать себя настоящим мостом между Востоком и Западом, а не приставкой к большой Европе. Пусть Восток и Запад станут столпами будущей Молдавии, а не она будет тянуться по ним всё выше и выше, не зная конца и не видя надежды, подводит итог издание.

Евразийский союз: "Страх перед "русским медведем" существует исключительно в воспаленном мозгу некоторых политиков"

Оппозиционная Партия коммунистов выступила с инициативой о присоединении Молдавии к новому интеграционному проекту на Востоке - Евразийскому союзу, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Власти страны, однако, намерены сохранить курс на интеграцию в Евросоюз. А эксперты оценивают заявления коммунистов как не лишенные логики, но имеющие электоральный оттенок.

Инициатива премьер-министра России Владимира Путина о создании Евразийского союза на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана спровоцировала активные дискуссии в молдавском политическом и экспертном сообществе, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Напомним, 4 октября в газете "Известия" российский премьер опубликовал программную статью, в которой предложил создание "мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом". "Евразийский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран СНГ", - отметил премьер Владимир Путин.

В Кишиневе у предложения господина Путина обнаружились как сторонники - в лице оппозиционной Партии коммунистов (ПКРМ), так и противники, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Я читал интервью Путина и практически полностью согласен с его выводами", - заявил 5 октября на пресс-конференции лидер компартии Владимир Воронин. По его словам, Республика Молдова должна немедленно взять курс на присоединение к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому пространству. "Этот вопрос - вопрос выживания и страны, и народа. Чем позже мы начнем диалог по этом вопросу, тем хуже будут наши стартовые позиции", - заявил господин Воронин. По его словам, препятствием для этого не является ни процесс европейской интеграции, ни тот факт, что на участие в Евразийском союзе пока не идет соседняя Украина, географически отделяющая Молдавию от остальных стран потенциального союза. "Общая граница у нас есть, - уверяет лидер ПКРМ. - Я говорю о выходе к Дунаю и, соответственно, ко всему Черноморскому бассейну. Таким образом, через море наша страна имеет общую границу с любой страной мира".

Господин Воронин утверждает, что создание Евразийского союза - исторический шанс для Молдавии, который "позволит стране выйти из кризиса и осуществить модернизацию", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Это и значительное снижение цены на поставляемый газ, и беспрепятственный выход к огромному рынку, и возможность привлечения инвестиций в Молдавию - в страну с нулевой ставкой налога на прибыль и режимом ассиметричной торговли с ЕС, и эффективная защита наших трудовых мигрантов в России, и новая образовательная перспектива для молодежи, и незамедлительное решение приднестровского вопроса", - перечисляет лидер ПКРМ. В пользу проекта евразийской интеграции, по его словам, свидетельствует и то, что Молдавию "точно не примут в ЕС до 2025-2030 года". "Никто нас нигде не ждет, - уверен Владимир Воронин, - я вообще думаю, что последней страной, которая вступит в ЕС, будет Хорватия. И что в этой ситуации сидеть в замороженном состоянии и наблюдать, как наши люди покидают страну, потому что здесь нет нормальной жизни? Надо принять смелое политическое решение".

Впрочем, в искренность и реалистичность заявления лидера коммунистов не поверили ни политические оппоненты, ни эксперты, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Премьер-министр Владимир Филат заявил, что все это выглядит привлекательно лишь в теории. "Евразийский союз находится на стадии проекта. В то время как Европейский союз - неоспоримый факт. Приоритетом номер один для Республики Молдова является процесс европейской интеграции, который поддерживают и граждане страны. Мы движемся в одном направлении и пойдем до конца", - заявил премьер. Господин Филат добавил, что участие РМ в Таможенном союзе противоречит принципам Всемирной торговой организации и принципам Европейской зоны свободной торговли. "Поэтому Молдавия, преследуя цель европейской интеграции, продолжит идти своим путем", - отметил премьер. Вместе с тем, по его словам, власти Молдавии намерены обеспечить условия, в которых экономические агенты смогут воспользоваться свободным торговым режимом с партнерами на пространстве СНГ. В частности, Молдавия готова подписать новое Соглашение о свободной торговле в рамках Содружества. Его предполагается рассмотреть 18 октября на саммите глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге. "Это документ, который не входит в противоречие ни с критериями ВТО, ни с нашей задачей по вступлению в зону свободной торговли с ЕС", - подчеркнул господин Филат.

Директор Центра стратегического анализа и прогноза РМ, политолог Сергей Назария полагает, что заявления лидера коммунистической оппозиции означают, что компартия окончательно взяла курс на досрочные выборы и уже начинает свою предвыборную кампанию, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Владимир Воронин имел все шансы принять участие в евразийской интеграции, как и обещал, еще в первые годы пребывания у власти, в начале прошлого десятилетия. Однако предпочел антироссийскую политику и о евразийской интеграции вспомнил, лишь снова оказавшись в оппозиции и накануне вероятных новых выборов. Так что верить таким обещаниям было бы наивно", - отметил эксперт.

Украинские эксперты не исключают гипотетического сценария присоединения Молдавии к Евразийскому союзу и без участия в нем Украины, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Директор Центра исследований южно-украинского пограничья Владимир Коробов согласен, что Молдавия гипотетически могла бы вступить в Евразийский союз и без Украины. "С границами проблем не возникнет. Границы Украины всегда будут открыты для Молдавии. Киев просто не сможет их закрыть", - отметил эксперт. Он также уверен, что "такое государство, как Молдавия, просто обязано включаться в интеграционные процессы, будь то на Востоке или на Западе". "Без большого интеграционного проекта маленькая Молдавия не справится. Ей никак нельзя быть в одиночку", - подвел итог аналитик.

ПКРМ предлагает новую интеграционную перспективу для Молдавии, пишет "Пульс". Если коротко, суть предложений лидера ПКРМ Владимира Воронина сводится к следующему: Молдавия должна незамедлительно, в кратчайшие сроки принять решение о присоединении к Таможенному союзу России, Казахстана, Белоруссии. Раньше об этом не было особенного смысла рассуждать: Таможенный союз до этого существовал только на бумаге. Прекрасная идея, каковых за 20-летнюю постсоветскую историю на Евразийском пространстве возникло и тихо сгинуло немало. Однако в момент, когда каналы российского телевидения показали церемонию закрытия таможенных пунктов между Россией и Казахстаном, стало понятно: Таможенный союз - реальность, проект, который будет доведен до логичного конца. Тогда же примерно пришло осознание того, что Молдавия для того, чтобы выжить, сохраниться в качестве суверенного государства в нынешнем кризисном мире, не просто должна, но даже обязана в нем быть.

Активизация проекта Таможенного союза совпала с программной статьей теперь уже фактически нового президента Российской Федерации Владимира Путина о Евразийском союзе, продолжает "Пульс". Аналогии - нет, не с СССР, с его закрытой, замкнутой на самое себя экономической системой, жесткой идеологией и репрессивным аппаратом, не уместны. Время другое, мир изменился. А вот с Европейским союзом, взявшим у СССР организационно-административную модель, однако построенном на совершенно иных ценностях, - вполне. По большому счету, поддержав путинскую идею Евразийского союза, Воронин продемонстрировал не столь частую для постсоветского политика последовательность. Еще в 2002 году, на кишиневском саммите СНГ на правах хозяина тогда - президент Молдавии Владимир Воронин предложил гостям и прежде всего Путину реформировать СНГ по образу и подобию Европейского союза. Тогда благожелательно воспринятая воронинская идея не нашла продолжения. Но хороши те идеи, время которых пришло. Десятилетие проб и ошибок понадобилось, чтобы безальтернативность более тесной интеграции на просторах бывшего СССР осознали и в Москве. Ведь, давайте откровенно, часто именно позиция России, долженствующей быть локомотивом интеграционных процессов, тормозила их развитие. Это неудивительно: Россия переживала ту же, грубо говоря, "ломку", что и остальные страны СНГ. Судя по всему, Москва с вопросом о возвращении с новой объединительной идеей к традиционным, понятным, близким по духу геополитическим партнерам определилась окончательно. Хочешь, не хочешь, надо определяться и самим партнерам.

Разумеется, традиционны и опасения, связанные с пресловутым "имперским синдромом" Москвы, или "втягиванием в орбиту влияния России", пишет "Пульс". Но давайте откровенно: разве это опасения простых людей, рядовых граждан новых независимых государств, страдающих из-за разрыва связей с друзьями и родственниками? Разве это опасения предпринимателей, которые теряют десятки, сотни миллионов долларов из-за утраты традиционных рынков, не приобретая ни малейшей возможности компенсировать их новыми, условно говоря, "европейскими" (пример с винным эмбарго более чем показателен). Разве это опасения тех, кому приходится мириться с мировой ценой на энергоносители из-за фобий политических элит? Нет и еще раз нет. Страх перед "злобным русским медведем" существует исключительно в воспаленном мозгу некоторых политиков, да еще на языке у так называемого "экспертного сообщества", которому происхождение проедаемых грантов диктует жесткое противопоставление Востока и Запада и, соответственно, двух типов интеграции.

Вместе с тем, даже отсутствие в информационном пространстве темы сближения бывших советских республик не влияет на результаты социологических опросов, которые неизменно демонстрируют высокую популярность и, значит, - высокий потенциал этой идеи, продолжает "Пульс". Те же опросы демонстрируют, что для граждан Молдавии евроинтеграция не является альтернативой интеграции на постсоветском пространстве. По большому счёту любой, кто противопоставляет два этих процесса, идет против собственных граждан, искусственно разделяя молдавское общество. Кроме того, надо помнить, что за последнее десятилетие Россия, запускающая интеграционные проекты, типа Таможенного и Евразийского союзов, вернула себе статус одного из важнейших игроков на мировой арене. Принципиально новым является и интеграционный опыт, который приобрела она в эти годы. Участие в "восьмерке" и "двадцатке" и, наконец, БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), объединивший страны с наиболее динамично развивающейся экономикой, невероятными по емкости рынками (Индия и Китай чего стоят!) и весомыми политическими амбициями. Сегодня БРИК становится основным кредитором, если угодно, "спасителем" гибнущей в пламени кризиса Европе, и перед ненавистными коммунистами из "тоталитарного Китая" в любой европейской столице стелют красные ковровые дорожки. Никто сегодня не сомневается, что уже в обозримом будущем именно страны БРИК будут успешно конкурировать не только на поле мировой экономики, но и на рынке мировых политических решений. Иными словами, Россия сегодня куда более адекватно, чем 10 лет назад, готова становиться инициатором интеграционных процессов.

И это видно даже по тому, что Москва обращается к потенциальным партнерам по Таможенному и Евразийскому союзу не шершавым языком плаката, не с позиции силы, а дипломатичным языком цифр, пишет "Пульс". Рынок потребительской емкостью в 165 миллионов человек - это уже сегодня, в Таможенном союзе - разве это не звучит убедительно? А отсутствие таможенных барьеров? А единая тарифная политика, включая тарифы на газ, - разве это не звучит музыкой для любого гражданина, к примеру, Республики Молдова, который из-за нерасторопности нынешних властей вынужден платить за голубое топливо больше, чем страны Прибалтики? Призывая Украину полноправно, а не в формате "3 плюс 1" присоединиться к Таможенному союзу, Владимир Путин приводит простой пример: от МВФ Киев получит 10 миллиардов долларов кредитов на 15 лет, а эффект от вступления в Таможенный союз составит для него 9 миллиардов в год прямых, не возвращаемых с процентами, прибылей. Тут и возможности, открывающиеся от зоны свободной торговли на пространстве СНГ, и окончательное решение проблемы легализации трудовых мигрантов (таджик или молдаванин в Москве - это не совсем то же самое, что румынский цыган в Риме или Париже) и т. д. Всего не перечислишь. Понятно одно: это выгодно экономически. Да и политически: сближение с Россией по линии безобидной и рентабельной экономической интеграции создает новые возможности в решении приднестровской проблемы, не видеть которые способен только слепец. Плюс что-то еще неуловимое, душевное, типа песни "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".

Предложение ПКРМ вступить в Таможенный союз прозвучало после того холодного душа, которым окатили нынешнюю, "проевропейскую" власть на варшавском саммите "Восточного партнерства", продолжает "Пульс". Впрочем, надо быть объективными: все государства, согнанные в эту сомнительную международную организацию, подверглись подлинной обструкции. Достаточно упомянуть, что в итоговом документе саммита все формулировки были отточены таким образом, чтобы, упаси боже, не дать участникам ни малейшей надежды на возможность вступления в Евросоюз. Проект, похоже, закрывается. Больше того, особо отмечено, что и возможность безвизового въезда в ЕС для жителей стран "Восточного партнерства" неактуальна как минимум в ближайшие лет 10-15-20. Иными словами, то, на чем до недавних пор так успешно спекулировала нынешняя молдавская власть, собирая голоса избирателей и накручивая рейтинги, обернулось страшным для этой власти провалом. Плюс крайне неприятные для правления подробности, вроде высказывания вице-премьера Великобритании о "кумовском капитализме", сложившемся в Молдавии, или заявление об отсутствии результатов реформ, кроме пиара и саморекламы, из уст советника польского премьер-министра. И уж точно подлинным ударом стало заявление премьера Польши, согласно которому, Украина за последние два года куда серьезнее продвинулась по пути евроинтеграции, нежели Молдавия. И это - после того, как на Януковича налепили ярлык "пророссийского" и "антиевропейского" политика в условиях, когда основной политический оппонент украинской власти сидит в тюрьме. Действительно страшный удар для альянса, самоуверенно назвавшего себя "За евроинтеграцию".

Безусловно, Украина и, тем более, Азербайджан - государства самодостаточные, с разнообразными полезными ископаемыми в недрах, - легко оправятся от этого шока, пишет "Пульс". Молдавия - вряд ли. Во всяком случае уже сегодня идеологический дефицит, не позволяет премьер-министру Филату с ходу и в жестких выражениях отвергнуть инициативу Воронина о присоединении к Таможенному союзу. Он лишь говорит о ее "несвоевременности". И уже даже самые закоренелые антикоммунисты из числа политических аналитиков, не утрачивая вальяжности, заявляют, что этот проект надо бы "изучить". По иронии судьбы категорично против высказываются те, кто еще недавно кичился "особыми" отношениями с Российской Федерацией. А именно - представители Демократической партии. Возможно, тому виной партнерство с унионистами-либералами, возможно, они и вправду так думают. В их заявлениях, в частности, заявлениях почетного председателя ДПМ Дмитрия Дьякова, звучит все та же конфронтационная риторика, противопоставляющая Европу и СНГ, и ни на чем не основанные утверждения, будто бы отношения с соседями, включая Россию, у нынешнего правления чуть ли не процветают. Ага, особенно у самой Демпартии после жесткого "швырка" Кремля по вопросу о формировании левоцентристской коалиции. Разве Лупу или сам Дьяков сегодня рукопожимаем в Москве? А пример Филата, который два года безуспешно добивается двусторонней встречи с Путиным, ни о чем не говорит? Да и в отношениях ли только с Россией здесь дело? Ведь фактически настаивая на том, что интеграция в рамках Таможенного союза, СНГ и Евразийского пространства вступает в антагонизм с увлекательным процессом евроинтеграции, представители власти сами себя загоняют в темный угол: нельзя ломиться в дверь, на которой висит не только амбарный замок, но и обидная табличка: "Не беспокоить".

Сложно судить, почему так произошло, почему с таким оскорбительным пренебрежением патроны ЕС обошлись с таким, казалось бы, покладистым, на все готовым правлением в Молдавии, продолжает "Пульс". Ведь, обратите внимание, никто даже не упоминает о том, что "Восточное партнерство" или любая другая, аналогичная организация является "приемной ЕС". В условиях, когда подобные ободряющие увещевания исчезли даже на уровне риторики, стало окончательно ясно: эти структуры существуют не для подготовки стран-участниц к вступлению в ЕС, а для формирования надежной буферной зоны вокруг пугающей Запад России. Так им там спокойнее. И это тем более обидно, что подобный подход вряд ли соответствует представлениям граждан о добре, зле и справедливом мироустройстве.

Впрочем, это "открытие" с истекшим сроком годности, пишет "Пульс". Помнится, осознав до конца, на каких "принципах и ценностях" действительно, а не на словах строятся организации, типа "Восточного партнерства" и ГУАМ, предыдущие власти страны резко снизили уровень своего в них участия. Хуже другое: Европа объективно больше не в состоянии расширяться. Просто сегодня, на волне кризиса, она уже не стесняется это говорить открыто. Рухнула экономика Греции, гигантские деньги поглощают, не борясь с коррупцией, Румыния и Болгария, грань социального взрыва в Италии, трещит по швам Португалия... Долговой кризис в Европе заставляет совершенно по-новому смотреть на перспективы ЕС. Начинавшийся как союз угля и стали проект постепенно превратился в благотворительную столовую для нахальных нищих. К вящему, между прочим, неудовольствию привыкших к спокойствию и стабильности бюргеров, у которых сегодня неопрятные наглецы выхватывают изо рта жирные куски кровяных колбас. Какое там расширение?! Так на чем же продолжают настаивать наши власти, когда жестко противопоставляют восточную и западную интеграции? Похоже, теперь - уже исключительно на собственной глупости или как минимум недальновидности.

Очевидно, что вне участия в интеграционных проектах Молдавия не в состоянии выжить, продолжает "Пульс". ПКРМ за восемь лет пребывания у власти проводила политику интеграционной открытости, естественную для населения страны, которая хотя бы в силу географического положения, традиций, менталитета не в состоянии выбирать между добром и добром. Европейские ценности, модернизация по европейским лекалам, перекройка законодательства под европейские стандарты, попытки приблизиться к европейскому уровню социальных гарантий - вот что ПКРМ прежде всего называла евроинтеграцией. Разумеется, все эти годы Воронин, который и запустил в 2002 году данный процесс в Молдавии, настаивал на взаимности, на получении ощутимых дивидендов, вроде безвизового въезда в страны ЕС. Но никогда, даже в самые тяжелые годы, с 2003-го по 2007-й, когда, казалось, отношения с Россией переживают кризис, никто из предыдущего руководства страны не позволял себе отказаться ни от традиционных рынков, ни от интеграционных процессов на Востоке. По одной простой причине: это крайне неразумно. Хотя бы с точки зрения спокойствия в обществе.

Перекос в одну сторону, наметившийся усилиями власти в последние два года, нарушил устоявшийся, понятный большинству молдавских граждан, баланс, пишет "Пульс". В условиях, когда этот перекос не ведет к чему-то более осязаемому, чем потрепывание щечки молдавского чиновника европейским чиновником, он неизбежно остро будет воспринят обществом. У нас вообще не любят перекосов и перегибов, а бесполезных, не приносящих выгод перекосов и перегибов - тем более. А уж тем более в условиях перманентного политического кризиса, в котором тоже известно, кто виноват. Явно не оппозиция. Именно поэтому инициатива Воронина прагматична, она возвращает в молдавское общество неформулируемое, возможно, неосознаваемое, но всегда очень остро ощущаемое геополитическое спокойствие.

Достаточно почитать, что пишут ультраправые обозреватели о конфузе молдавских властей на саммите "Восточного партнерства", продолжает "Пульс". Они как будто смакуют этот провал, не скрывая злорадной радости по его поводу. Поскольку закрытие "европейского проекта" для Республики Молдова для них обозначает реанимацию проекта унионистского. Они так и пишут: для евроинтеграции Молдавии есть сегодня только один шанс - Румыния, униря (молд. - объединение; в молдавском политическом дискурсе используется в контексте объединения Молдавии с Румынией - ИА REGNUM), румынский паспорт и т. д. "Духовные, интеллектуальные отцы" правящего альянса сбросили маски. Дело - за самим альянсом? Фактически они обозначили для власти направление движения. И не исключено, что власть двинется по этому пути: одни представители этой власти вовсе не против, а горячо за, другие - безвольно побредут, куда потянут ее на аркане, третьи - потянутся за первыми двумя, чтобы сохранить хорошую мину при провальной европейской игре. И вот, даже только с этой точки зрения, инициатива Воронина чуть ли не единственный шанс избежать реализации этого сценария, в финальных титрах которого для Молдавии значится "Конец", подводит итог издание.

У ПКРМ появилась новая политическая установка: страна должна как можно быстрее интегрироваться в Евразийский союз, пишут "Молдавские ведомости". При этом отказываться от европейских устремлений коммунисты не призывают. Как пояснил Владимир Воронин, участие поначалу в Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России, а затем и в Евразийском союзе, создание которого инициировал на прошлой неделе Владимир Путин, даст Молдавии немало преимуществ. Это и "значительное снижение цены на поставляемый газ, и беспрепятственный выход к огромному рынку, и эффективная защита трудовых мигрантов в России, и новая образовательная перспектива для молодежи, и незамедлительное (!) решение приднестровского вопроса". Ну и, конечно, это привлечет в страну инвесторов, для которых привлекательны выгоды имеющегося у Молдавии режима асимметричной торговли с Евросоюзом.

Новая идея, вполне сравнимая с вхождением Молдавии в Союз Россия - Белоруссия, которым ПКРМ подкупила избирателей в 2001-м, захватила умы молдавских коммунистов настолько сильно, что именно ее и только ее они хотят обсуждать с представителями АЕИ в рамках переговоров, о начале которых говорится уже месяц, продолжают "Молдавские ведомости". "Не то, кто и какие получит портфели, а какой будет экономическая и социальная политика государства", по словам Воронина, и следует решить прежде, чем договариваться по кандидатуре президента.

Увязав выборы главы государства с новым внешнеполитическим курсом, Владимир Воронин одним ударом (вероятно, так он думал, выступая на пресс-конференции) уничтожил репутацию потенциальных претендентов на должность президента, пишут "Молдавские ведомости". Сначала он живописно рассказал о том, как был свидетелем эпилептического припадка Мариана Лупу. Впервые факт психического заболевания председателя ДПМ коммунисты предали огласке накануне парламентских выборов 2010 года. История шита белыми нитками. Лупу тогда опроверг информацию о своем заболевании. "МВ" через главу одной из внепарламентских партий выяснили, что "болезнь Лупу" имела исключительно предвыборные симптомы. Но лидер коммунистов решил вновь поднять тему. А потом признался, что после выборов 29 июля 2009 года, "когда у ПКРМ и ДПМ в совокупности был 61 мандат, предлагал почетному председателю Демпартии Дьякову пост президента от альянса ПКРМ-ДПМ". Согласно откровениям Воронина, "он надеялся, что на следующий день Дьяков явится на коленях и будет целовать ему руки", но тот даже не пришел. Примечательно, что лидер самой крупной партии страны распускал под видом пресс-конференции базарные сплетни именно тогда, когда парламентская комиссия принимала положительное решение по запросу коммунистов о назначении даты выборов президента и формировании одноименной комиссии.

Судя по пресс-конференции лидера молдавских коммунистов Владимира Воронина, коммунисты решительно настроены на досрочные парламентские выборы, и любые встречи по проблеме избрания президента сегодня так же бесполезны, как гадание на кофейной гуще, пишет "Кишиневский обозреватель". Очевидно, что позиции правящего Альянса и оппозиции разошлись кардинально, и вряд ли что-то уже изменит эту ситуацию. ПКРМ не будет вести переговоры на условиях АЕИ, а Альянс не будет выполнять условия ПКРМ (назначение даты выборов президента, создание комиссии по избранию президента, отставка руководителей силовых структур, в частности, и отставка нынешней власти, в общем). Но "любые переговоры без объявления даты президентских выборов - это уловка, путь в никуда, и еще одно оскорбление в адрес всей правовой системы страны", - еще раз подчеркнул Владимир Воронин на пресс-конференции. Достичь же общегражданского и политического согласия он предлагает на основе "новой концепции государственного развития".

Суть ее сводится к тому, что Молдавия должна определиться со своим участием в Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии, что, по мнению Владимира Воронина, не противоречит процессу европейских реформ, а даже ускоряет их, продолжает "Кишиневский обозреватель". Проблема в том, что сегодняшняя экономическая ситуация в европейской зоне сводит на нет усилия Молдавии по вступлению в ЕС в ближайшем будущем. По словам Владимира Воронина, вступление в ЕС нам не светит как минимум до 2030 года. И все это время Молдавия будет находиться в подвешенном состоянии, с неясной европейской перспективой, ограниченными рынками сбыта, терять население и надежду.

Поэтому, считает Владимир Воронин, для Молдавии присоединение к единому экономическому пространству на Востоке - это "вопрос выживания страны и народа", исторический шанс выйти из "глубокой социально-экономической пропасти", пишет "Кишиневский обозреватель". И "чем позже мы начнем диалог по этом вопросу, тем хуже будут наши стартовые позиции". Преимущества такого участия - значительное снижение цен на энергоресурсы и в частности природный газ, беспрепятственный выход к огромному рынку сбыта, возможность привлечения инвестиций в Молдавию - в страну с нулевой ставкой налога на прибыль и режимом асимметричной торговли с ЕС, эффективная защита наших трудовых мигрантов в России, новая образовательная перспектива для молодежи, а также незамедлительное решение приднестровского вопроса. "Вот он - содержательный предмет для дискуссий, а не раздел портфелей и сфер влияния", - подчеркнул Владимир Воронин. Он отметил, что Партия коммунистов готова к такому диалогу: "Мы готовы потратить сколько угодно времени, сил, энергии для того, чтобы совместно с другими партиями выработать новый смелый и реалистичный план модернизации Молдавии. План, который бы не только позволил преодолеть текущий кризис, но и стал бы основой нового этапа в развитии нашей государственности. Я убежден, что только на почве такой ответственной антикризисной стратегии может сформироваться настоящая антикризисная коалиция".

Выдвижение Путина в президенты: "После проекта "десталинизации России" было понятно, что Медведеву не бывать во второй раз президентом"

После того, как в России просто и изящно разрешилась интрига вокруг предстоящих президентских выборов, в различных мировых СМИ, в том числе и в Молдавии, наряду с положительными оценками, появилось немало статей, в которых сквозило уныние и разочарование, пишет "Независимая Молдова". Отдельные наблюдатели и эксперты прибегли к обычному набору "страшилок", вероятно, надеясь хоть как-то повлиять на общественные настроения внутри России и (прежде всего) за ее пределами. Те, кто пытаются напугать жителей России и весь остальной мир грядущими трудностями, проблемами с демократией, имперскими планами Путина в очередной раз проявляют непонимание сути происходящих в России событий.

Решение тандема Медведев - Путин совершить подобную рокировку позитивно оценит подавляющее большинство населения России, продолжает "Независимая Молдова". На их настроении сказывается память о 90-х годах, когда в результате так называемых либеральных реформ, у всех сломался привычный уклад жизни, многие потеряли работу, сбережения, осмысленную перспективу жизни. Вместо обещанного рыночного процветания нормальные, законопослушные граждане к концу 90-х получили разрушенную, разоренную и ограбленную страну, войну на Кавказе и победно-торжествующее, жующее и чавкающее с экранов телевизоров мурло новых "хозяев жизни". На рубеже 80-90-х годов многие поверили в то, что во имя "победы демократии" надо уничтожить державу, разрушить фабрики, заводы, научные центры, школы и больницы, рассориться с народами, с которыми ранее десятилетиями жили в мире и согласии. Жестокая и временами, кровавая, реальность, отрезвила многих. Поэтому в начале нового века курс Путина на возрождение страны, укрепление государственной власти, восстановление и развитие производства, решительное усмирение Кавказа, был поддержан безоговорочно.

Многие российские и зарубежные либеральные эксперты, пытаясь разгадать секрет популярности Путина, сочиняют всякие небылицы и никак не хотят признать главного, пишет "Независимая Молдова". Нынешний российский премьер-министр и кандидат в президенты пользуется поддержкой людей потому, что появился на политическом Олимпе России в очень сложное время и представлял собой разительный контраст по сравнению с другими политиками. После 15 лет разрушения, хаоса, бесконечной болтовни и обмана, люди жаждали стабильности, спокойствия, предсказуемых правил игры. При Путине они это получили. А вместе с этим: возрождение, процветание, "подъем с колен державы", восстановление ее роли в мировых делах, амбициозные экономические проекты регионального и мирового масштаба. В России было покончено с всевластием олигархов, которые в 90-е годы вполне серьезно размышляли над тем, чтобы разделить Россию на 7-8 частей, дабы упростить себе процесс ее разграбления. Гусинский с Березовским и иже с ними вынуждены были эмигрировать, другие, как Ходорковский, попали на скамью подсудимых.

Выдвижение Путина на пост президента и готовность Медведева сделать шаг назад - это весьма разумное решение, продолжает "Независимая Молдова". Во-первых, оно положило конец интригам различных группировок в окружении тандема. Во-вторых, дает России шанс на выстраивание системы более-менее спокойной смены власти, без кризиса, катаклизмов и имитации "демократических выборов", как это было в 1996 году, когда тяжело больному Ельцину, вопреки реальным результатам, "засчитали" победу на выборах. Какой-нибудь рафинированный "поборник демократии", конечно, будет недовольно рассуждать о том, что это "не по-европейски", "недемократично" и вообще "нехорошо", потому что Европа и Америка такой вариант не одобрят. Тем не менее, так лучше, чем с переворотами, скандалами, расстрелом парламента из танков, которому, к слову, и США, и Европа рукоплескали. Если бы в свое время нечто подобное догадались создать в Советском Союзе, возможно, удалось бы избежать его распада, а вместе с этим, множества жертв и лишений. Китай, например, сумел это сделать. Сейчас там готовится приход к власти пятого поколения высших руководителей страны, которые должны обеспечить дальнейшее движение страны на пути к мировому лидерству.

Надо прямо сказать, что президентство Медведева в целом прошло не совсем удачно, пишет "Независимая Молдова". Во всяком случае, он явно проигрывает в сравнении с Путиным. Медведев хорошо начал, резко и правильно отреагировав на попытку авантюриста Саакашвили военным путем решить конфликт Грузии с Южной Осетией. Однако в дальнейшем Медведев не проявил достаточной твердости и жесткости в решении насущных проблем. Ему так и не удалось реформировать МВД, систему юстиции и правосудия. В то же время можно было бы попридержать реформаторский зуд министра обороны Сердюкова, который уж слишком резво распродает направо и налево собственность МО. Впрочем, отсутствие прогресса в решении этих и других проблем люди поняли бы и простили. Тем более, что все они были и в период первого президентского срока Путина, а корнями своими уходят в те же 90-е годы. Главное, что нанесло серьезный ущерб репутации Медведева, это непонятное и неоправданное заигрывание с либералами. Непростительной ошибкой в этом плане стал вынесенный на обсуждение общества весной этого года документ, который вошел в историю как проект "десталинизации России". На самом деле, это проект уничтожения России и русской цивилизации. Он вызвал сильный резонанс, и уже тогда многим было понятно, что Медведеву не бывать во второй раз президентом, по крайней мере, в ближайшее время. Кроме того, позиция Россия оказалась непрагматичной и непоследовательной в отношении Египта, Ливии, Сирии. События там далеко не так однозначны и ясны (в стиле войны "хороших" парней, против "плохих"), как это представляют западные СМИ.

Да, многие политики, эксперты, наблюдатели в Европе и за океаном разочарованы, продолжает "Независимая Молдова". Возникает закономерный вопрос: а чего же собственно они ожидали? А ждали они простой вещи: "движение по пути демократии", причем по особому рецепту, прописанному "экспертами" еще 20 лет назад для СССР и России. Они хотели бы, чтобы вернулись времена Горбачева и Ельцина, когда СССР в последние годы своей истории, а затем и Россия находились под внешним управлением. Когда из страны можно было вить веревки. Когда в каждом министерстве и ведомстве находился заморский советник, внешней политикой руководил Госдепартамент США, а экономическая политика определялась "чикагскими мальчиками". Точно так же, как находятся сейчас под внешним управлением страны Восточной Европы, Прибалтики, Грузия, и вот уже два года - Молдавия. Многие надеялись, что нынешняя Россия пойдет по этому же пути, что российское руководство подастся давлению и шаманским заклинаниям о демократии. Для этого были предприняты немалые усилия.

Помнится во время визита Джозефа Байдена в Молдавию, который прилетел в Кишинев из Москвы, отдельные политологи высказывали убеждение: мол, "Байден неспроста ездил в Москву", пишет "Независимая Молдова". Якобы он там "заявил Путину, чтобы он не выдвигал свою кандидатуру на пост президента"... Сегодня мы являемся свидетелями ни много, ни мало конца гегемонии США. В момент наивысшего своего подъема в 1991-2001 гг. они поверили в то, что стали новой Римской империей и что их владычество над миром продлится бесконечно долго. Оказалось, что длилось оно всего 10-15 лет. На смену ему уже пришел многополярный мир. Наряду с ЕС и США, Россия и Китай, некоторые другие страны, становятся все активнее в мировой политике и экономике. По прогнозам объективных, а не "прикормленных" всевозможными грантами, экспертов государства группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) по всем позициям превзойдут ЕС и США уже через 10 лет.

Сегодня, когда США по-прежнему сотрясает финансовой кризис, а ЕС переживает серьезнейшие трудности от "несварения" своих новых членов и полного раздрая в экономике стран, которые входили в группу "основателей" (Греция на грани дефолта, на очереди Испания, Португалия, Италия, Исландия) (в группу "основателей" ЕС из перечисленных стран входит только Италия, Греция вступила в ЕС в 1981 году, Испания и Португалия - в 1986 году, Исландия вообще не является членом ЕС - прим. ИА REGNUM), спасение Европы зависит от доброй воли Китая и России, которые рассматривают вопрос об оказании ей финансовой помощи, продолжает "Независимая Молдова". Франция и Германия, на экономике которых держался Евросоюз, просто надорвались. Симптоматично, что в дни, когда европейские политики не знают, с чего начинать тушить пожар - с Греции или Португалии. Когда на долго остановлен процесс расширения ЕС, потому что нет денег, но есть масса проблем, Россия предлагает новый интеграционный проект, который открывает путь к серьезным перспективам на пространстве бывшего СССР и прилегающих регионов.

Без всякого сомнения, Владимир Путин триумфально победит на президентских выборах в России, пишет "Независимая Молдова". Следовательно, уже сейчас с вполне достаточными на то основаниями можно говорить о том, что в ближайшее десятилетие Россию ждет продолжение периода развития и движения вперед, а вместе с ней - русской цивилизации и всего постсоветского пространства, подводит итог издание.