"Что я буду делать, зависит от того, что мне скажут избиратели. Если будет создана коалиция, не ориентированная на интеграцию, то, конечно, я сделаю то, что обещал, - признаю, что в Латвии, но не по вине "Центра согласия" или моей вине, нет политического диалога. Я признаю фиаско такого диалога и фиаско идеологии сотрудничества", - сказал один из лидеров объединения "Центр согласия" (ЦС) Янис Урбанович.

Как же долго они летали в облаках? Все эти смешные попытки влиться в латышскую национальную элиту и вера в то, что они смогут диалогом пробить националистическую твердолобость правящей латвийской элиты, наконец-то рухнули. Последние три недели новости латвийских СМИ, где упоминалось о "Центре Согласия", вызывали тошнотворное состояние.

"Любой ценой во власть!" - это лозунг, который латвийские русскоязычные согласисты поставили во главу своей политики. Они любили оправдываться, вот придём в правительство и тогда всё изменим. Лгали! Лгали не только своим избирателям, но и самим себе. И эта ложь вылезла, когда замаячил призрак власти. ЦС сдал всё, что можно было сдать. Сдал неграждан, сдал русский язык, сдал (правда, уже давно) русские школы. Ушаков заговорил об "оккупации" как настоящий латышский политик. Правда, пытался выкрутиться: типа оккупация была, а оккупантов не было, - интересно он и Урбанович в жизнеспособность этих слов верили? Латыши над этим просто посмеялись.

Великие политики Ушаков и Урбанович повелись на "обыкновенный развод". Но неужели сразу же стало не ясно, что партия Затлерса и "Единство" просто динамят ЦС на переговорах с целью заставить русскоязычных политиков дискредитировать себя перед русскими избирателями и показать "мировой общественности" видимость диалога с партией национального меньшинства.

ЦС проиграло сразу же после опубликования результатов выборов. Вместо того чтобы возглавить переговоры о коалиции и потребовать от президента мандат на это, лидеры ЦС покорно ждали барской милости. Вместо того чтобы обратиться к своим сторонникам и вывести их на улицу с целью защиты их выбора, ЦС просто предало своих избирателей.

Своей политикой соглашательства ЦС поставило себя в положение, при котором им, чтобы войти во власть, надо отказаться от русского языка и быть ещё "большими латышами, чем сами латыши". Но в этой политике виноваты не только лидеры ЦС. Невнятная, всепрощающая, беззубая политика России и её МИДа в Прибалтике породили русскоязычных политиков, называющих Россию оккупантом.

Очень трудно быть русским политиком в условиях этнократических режимов стран Прибалтики. Невозможно противостоять этим режимам, когда российские чиновники и бизнесмены встречаются и договариваются с теми, кто проводит политику апартеида против русского населения. Приходиться выбирать: либо остаться на своих позициях и не предать тех, кто в тебя верит, но стать маргиналом не только в стране своего проживания, но и в России, или же прогнуться, проинтегрироваться, поговорить об оккупации, предать интересы своих избирателей и России, предать самого себя, но зато оказаться в струе политических веяний и получить иллюзию того, что тебя примут в круг избранных.

Отсутствие политической воли у чиновников, отвечающих за внешнюю политику России, и их трусость породили нынешнее позорное и предательское поведение ЦС. Складывается впечатление, что политика МИДа России в Прибалтике направлена на недопущение формирования действительно пророссийских политических сил, защищающих права русских и отстаивающих интересы России.

Приход во власть латышских неофашистов из VL-ТБ/ДННЛ должен получить ответ со стороны России. Последствия для Латвии должны быть такими же, как последствия демонтажа памятника советским воинам-освободителям и варварских раскопок могил советских солдат в центре Таллина в апреле 2007 года, для Эстонии. Однако мало вероятно, что это произойдёт. За последние годы "Прибалтийской оттепели" в Латвию из России вложены многомиллиардные инвестиции. Интересы многих крупных российских бизнесменов и политиков находятся в Латвии, для этого достаточно посмотреть на латвийские порты или на виллы фешенебельной Юрмалы.

Россия, поставив на политику соглашательства, проводимую партийным союзом "Центр Согласия", стала заложницей латышских националистов. Остаётся надеяться, что поражение ЦС отрезвит как русскоязычных политиков Латвии, так и российский истеблишмент и наконец научит их тому, что в Прибалтике, в прочем, как и во всём мире, понимают и уважают только тех, кто твёрдо стоит на своих позициях и готов показать, в случае надобности, кулаки любому политическому экстремизму.