Доклад губернатора Красноярского края А.И.Лебедя на заседании Законодательного собрания края 12 ноября 2001. Поправки к бюджету текущего года, обсуждавшиеся на предыдущей сессии, вызвали очень много эмоций. Поэтому я хочу сегодня снять этот, излишне политизированный, "предвыборный" накал, объяснить вам реальную ситуацию, сложившуюся в бюджетной сфере. И сделать это предельно спокойно, по-деловому. Все пообедали, подобрели и сможете принять верное решение. Итак, необходимо признать, что мы наблюдаем сложное исполнение краевого бюджета. Однако прежде чем говорить о причинах сложностей, хочу обратить Ваше внимание на одну важную вещь. Нельзя смешивать два разных вопроса: проценты исполнения статей бюджета и объемы реальных средств, поступающих в бюджетную сферу. Один и тот же процент со 100 рублей и 100 тысяч - разный процент (профицит). Реальное же положение вещей таково, что за 9 месяцев 2000 года расходы бюджета края составили 16,416 млрд. рублей, а за 9 месяцев текущего года - 22,697 млрд. рублей. То есть бюджетная сфера края получила за этот период в текущем году почти на 6,3 млрд. рублей больше, чем в прошлом. Возвращаясь к причинам сложного исполнения краевого бюджета. Причина эта одна - невыполнение плана по сбору налога на прибыль, связанное, прежде всего, с неблагоприятной коньюнктурой мировых цен на цветные металлы. Если бы не этот фактор, с бюджетом в 2001 году проблем бы не было. Все остальные статьи налоговых доходов либо выполнены по итогам 9 месяцев текущего года, либо перевыполнены. Почему именно этот фактор? 23 бюджета - НН. Плохо это? Очень плохо. Но эта ситуация сложилась не 3, не 5 и даже не 25 лет назад. Надо её менять? Конечно! Только быстро это не получится. Можно ли было избежать ошибок в определении мировых цен на металлы? Думаю, что сделать это было очень сложно. Специалисты, а многие из уважаемых депутатов являются специалистами, знают, что в этом году на отдельных сегментах данного рынка (палладий, никель, алюминий) развернулась настоящая борьба крупных мировых производителей. Ее исход, а тем более такие события, как терракт 11 сентября, обрушившие и так низкие цены на алюминий, не смогли предугадать в полной мере даже лучшие аналитики КРАЗа и Норильского никеля. Из-за незапланированного ими недополучения прибыли у этих кампаний остались без финансирования ряд серьезных социальных программ. Можно было нам, конечно, пойти и другим путем. Спланировать минимальные доходы и при тех же поступлениях, которые мы сейчас имеем, рапортовать о перевыполнении планов и достигнутых успехах. Однако мы поставили себе максимально высокую планку и делаем все возможное, чтобы выполнить свои обязательства. Тот бюджет - это была сверхзадача. И кстати, людей, способных ставить перед собой и успешно решать сверхзадачи, в крае становится все больше. Это Хазрет Меджидович Совмен, построивший за год обогатительную фабрику с потенциалом выпуска золота 30 тонн в год. Это и Сергей Филиппович Зяблов, который проделал титаническую работу и за год и 2 месяца переворочавший 3 млн. 138 тысяч тонн грунта и построивший дорогу в Богучаны. Валентина Михайловна Ярошевская, достроившая стоявший 15 лет креведческий музей. Радиологический корпус онкологического отделения краевой больницы - тоже сверхзадача. В таких людях - наша надежда, и в них опора любой власти. Кроме того, имея невыполнение доходных статей бюджета, легче строить диалог с Министерством финансов о направлении в край федеральных средств. С теми территориями, где имеет место перевыполнение, там вообще просто не разговаривают. Теперь несколько слов о том, какая работа проводилась нами в этом году по наполнению доходной части бюджета. Промежуточные итоги текущего года говорят о том, что если бы не меры, предпринимаемые администрацией в других отраслях промышленности, последствия падения цен на цветные металлы были бы для края гораздо более чувствительными. Это каждодневная работа, прежде всего ГУРЭПа, не выпячиваемая на первый план и не рекламируемая, привела к тому, что сумма недоимки по платежам в бюджет у предприятий на территории края снизилась за 6 месяцев этого года на 27 %, в то время как у большинства других территорий СФО выросла за тот же период: Иркутская область на 16 %; Новосибирская область на 37 %; Таймырский АО на 125 %. Крупные краевые предприятия - должники и, в первую очередь, те, которые находятся под процедурой банкротства, все они - под жестким контролем администрации. Мои заместители и руководители управлений лично еженедельно занимаются такими предприятиями. Да и многие из вас, уважаемые депутаты, используя свои знания и опыт, помогают в рамках совместных комиссий вырабатывать пути вывода их из кризиса. Естественно всемерную поддержку оказываем и тем хозяйствующим субъектам, которые не имеют долгов перед бюджетом, а напротив постоянно наращивают свои объемы и увеличивают соответственно отчисления в бюджетную сферу. Примеры. Это, прежде всего, угольные разрезы, Красноярский комбайновый и судостроительный заводы, Красноярский шинный завод, муниципальный прииск "Дражный", дающий 2,5 тонны золота за год и т.д.. Повторяю, уважаемые депутаты, что это работа, которая длится месяцы и годы, и сейчас мы видим, как по ряду направлений она начинает давать свой результат. По итогам 9 месяцев текущего года предприятия края, не относящиеся к 20 крупнейшим, заплатили более, чем на 1,5 млрд. рублей больше налогов в бюджет края, чем за соответствующий период прошлого года. Этот результат был бы еще выше, если бы его не перераспределил в свою пользу Федеральный центр. Напомню: в текущем году налоговое законодательство изменилось для субъектов таким образом, что имея в крае по итогам 9 месяцев общий рост поступлений в бюджетную систему на 11 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в наш консолидированный бюджет поступления снизились порядка 7 - 8 %, а в федеральный - выросли более, чем на 45 %. Вместо налога на добавленную стоимость и на содержание соцжилфонда нам оставили налог на прибыль, который платят очень немногие. А большинство, как вы знаете, путем иногда нелегальных, а иногда и вполне законных схем (типа оффшорных) "рисуют" себе любой желаемый результат вплоть до убытков. Теперь другая важная проблема: как мы будем заканчивать данный финансовый год. Здесь напрямую завязан вопрос и бюджета следующего 2002 года, который пока еще находится в Главном финансовом управлении администрации края и не внесен на ваше рассмотрение. Конечно, тот дефицит бюджета, который мы наблюдаем сейчас, особенно после профицита предыдущего года, заставляет специалистов финансового управления и ГУРЭПа более внимательно подойти к проблеме прогнозирования цен на следующий год. Теперь же добавился еще один фактор - это запасы. На ряде бюджетообразующих предприятий края по нашим данным, из-за снижения мировых цен и ряда политических (административных) проблем скопились большие запасы готовой продукции (по отдельным группам от 6 до 9 месячных объемов производства). Это, прежде всего, ГМК НН, а также золотодобывающая артель "Полюс". Данные запасы в обозримой перспективе должны попасть на рынок. Это, во-первых, даст налогооблагаемые доходы, во-вторых, изменит цены на этих рынках. Когда конкретно это произойдет - сегодня предмет наших переговоров. Другим серьезным вопросом, решение которого пока не нашло своего отражения в бюджете 2002 года, является компенсация федеральным правительством увеличения заработной платы бюджетникам, которое намечено с декабря 2001 года в 1,89 раз. Минфин должен дать ответ на данный вопрос со дня на день. Еще одним проблемным вопросом бюджета 2002 года является запрет ФЭКом перекрестного субсидирования в тарифах на услуги энергетических систем. Этот запрет может привести к тому, что тарифы для населения в Российской Федерациии вырастут настолько, чтобы окупались все затраты энергетиков по обеспечению электричеством и теплом социальной сферы. Правительство понимает, что в настоящее время это нереально, поэтому в ближайшее время будет озвучен какой-то механизм компенсации из федерального бюджета. Таким образом, имея обозначенную выше неопределенность в вопросах, влияющих на поступление доходов в текущем квартале, администрация намерена подстраховаться путем получения банковского кредита в размере до 830 млн. руб. для того, чтобы в случае плохого исполнения бюджета гарантированно выполнить наши обязательства по Федеральному закону "О ветеранах" и профинансировать задолженность по зарплате 1999 года в сумме 455 млн. рублей. Специалисты ГФУ изучили состояние внутреннего долга края, банковской кредиторской задолженности, а также стоимости ее обслуживания, и констатируют, что и при увеличении долга на эти 830 млн. руб. ситуация по всем параметрам тревоги не вызывает и остается ниже средних величин, которые отмечаются у субъектов СФО. Что бы еще раз обратить ваше внимание на те задачи, которые мы намерены решить, получив данный кредит, посмотрим, с чем мы заканчиваем этот непростой год. Первое. Мобилизовав ресурсы и средства, во многом благодаря оперативной работе краевого управления ГоиЧС, мы смогли ликвидировать последствия беспрецендентных зимних морозов, которые случились в начале года, а также обильных весенних паводков. Второе. Мы без серьезных перебоев осуществили северный завоз и организованно провели посевную и уборочную кампании, что в большой степени обеспечило получение краем в этом году высокого урожая зерновых культур, как в валовом измерениии (2 417 ), так и с одного гектара посевных площадей (22,2). Третье. Завершена подготовка к зиме жилищно - коммунальных и энергетических систем края. Путем введения чрезвычайных мер мы преодолели отставание в снабжении края углем. Четвертое. Своевременно в течение всего года, а зачастую и раньше положенного срока, перечислялась из краевого бюджета заработная плата и отпускные работникам бюджетной сферы. Двухнедельное отставание по выплате зарплаты, допущенное в сентябре из-за мобилизации средств на уборочную, устранено. На сегодняшний день Главным финансовым управлением профинансирована вся заработная плата за октябрь месяц и погашены долги по всем краевым социальным программам. Кроме того, перечислены средства на вводные объекты строительного комплекса, такие как: дом-интернат для инвалидов в Ветлужанке, приемно-диагностический блок краевой детской больницы, театр оперы и балета - в Красноярске, родильный дом в Минусинске, родильное отделение в Курагино, жилые дома для ветеранов в Боготоле и Нижнеингашском районе и другие. В условиях недофинансирования расходных статей бюджета сохранены основные параметры, которые мы с вами закладывали при его разработке. По итогам 9 месяцев текущего года на финансирование социальной сферы направлено 21 % расходной части краевого бюджета, сельского хозяйства - 12,7 % капитальных вложений - 8,9 %, помощь территориям (без сельского хозяйства)- 53,8 % и только 4,6% прочих расходов - на все остальное. Теперь вопрос: где у нас сейчас реальное напряжение? Отвечаю: для успешного окончания года необходимо профинансировать задолженность по Федеральному Закону "О ветеранах" в сумме около650 млн. рублей и исполнить решение Верховного суда РФ по вопросу заработной платы 1999 года в объеме 455 млн. рублей. Всего порядка 1100 млн. рублей. Именно для этого нам и необходимы дополнительные 830 млн. рублей кредитных средств, которые заложены в данной корректировке бюджета. Поэтому, уважаемые депутаты ЗС, призываю вас проголосовать за предложенный вам вариант поправок к закону "О краевом бюджете " и вместе с исполнительной властью края сделать еще один шаг к выполнению тех задач, которые красноярцы ставили перед нами на этот год. Это позволит нам с чистой совестью планировать вхождение в новый 2002 год и с чувством выполненного долга заниматься в спокойной социальной обстановке выборной компанией 23 декабря. А "разборы полётов", "работа над ошибками", отыскание виноватых, "наказание невиновных и поощрение неучаствующих" - это всё потом. Сначала - ветераны и бюджетники. Я желаю всем успехов на выборах.