Джамиль Гасанлы: "Соглашение с Россией состоялось"

Ереван, 10 Октября 2011, 16:31 — REGNUM  ИА REGNUM продолжает публикацию серии статей доктора исторических наук, профессора Бакинского государственного университета Джамиля Гасанлы "Российско-турецкая конференция в Москве 1921 года: известные и неизвестные страницы", четвертая часть которой "Крах армянских претензий на Нахичевань" была размещена на нашем сайте 8 октября 2011 года (http://regnum.ru/news/polit/1453778.html)

10 марта НКИД РСФСР с пометкой "срочно" разослал в правительственные круги проекты двух документов - "О договоре с Турцией" и "О территориальном соглашении с турецкой делегацией". В первом документе отмечалось, что территориальное соглашение с Турцией будет составной частью договора, причем в самом соглашении будут упомянуты лишь основные пункты, подробное же описание границы будет отражено в отдельном протоколе. Затем говорится о перипетиях обсуждения отдельных статей. "Они (турки - Дж.Г.) хотят заставить нас высказать, что мы идем с ними против империализма, и высказать это в договоре, но сделать это так, чтобы не было нарушения Красинского (российский полпред в Англии Л.Красин - Дж.Г.) соглашения (с Англией - Дж.Г.)" (Г.Чичерин. О договоре с Турцией. 10.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ). Во втором документе представлен краткий обзор обсуждений по Батумскому вопросу и отмечается, что "Батум будет под сюзеренитетом, а не суверенитетом Грузии, чтобы тем самым подчеркнуть предоставление ему широкой местной автономии". По поводу Нахичевани до советского руководства доводилась информация, что "Нахичевань будет признан автономной территорией под протекторатом Азербайджана под тем условием, чтобы Азербайджан не передавал этот протекторат другому государству". Г.Чичерин писал: "Все вышеуказанные оговорки являются непременным условием соглашения с Турцией и были поэтому мною приняты" (Г.Чичерин. О территориальном соглашении с турецкой делегацией. 10.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

Вечером 12 марта 1921 года под председательством Г.Чичерина началось очередное заседание политической комиссии Московской конференции, на которой вместе с делегациями присутствовали и военные эксперты. С российской стороны в этом качестве участвовали Самайло и Бобрищев, а с турецкой - Сейфи-бей и Сафвет-бей. Обе стороны явились на заседание со своим проектом договора. Российский проект состоял из 15 статей. Нахичеванский вопрос, вошедший в статью 3, носил незавершенный характер, а границы этого округа вообще не были обозначены. (Российский проект, представленный на обсуждение конференции. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ). Однако турки в своем встречном проекте, состоявшем из 16 статей, во избежание дальнейших недоразумений и дополнительных проблем, предложили зафиксировать описание пограничной линии между Нахичеванью и Арменией. Они представили основные контуры этой линии. В отличие от советского проекта, согласно второй статьи турецкого документа Батум уступается именно Грузии.В то время, как в российском проекте Батум переходил под суверенитет Грузии, в турецком проекте Батум вступал в сюзеренитет Грузии. Были также определенные разночтения по правам землепользования местного населения Батума и связанных с ним вопросов транзита (Представленный на обсуждение конференции турецкий контрпроект. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

На этом заседании политической комиссии турки проявляли заинтересованность в более точном определении границ, а советская сторона пыталась передать эти вопросы на усмотрение военных экспертов. На предложения советской делегации по вопросам защиты местного населения от курдских набегов вдоль границ с Арменией и Грузией Юсуф Кемаль-бей жестко ответил: "Английские империалисты действительно стремились использовать курдов, чтобы задушить турецкое революционное движение. Они послали с этой целью офицеров, войска и деньги для поднятия восстания среди курдов под предлогом их независимости, а в действительности лишь для того, чтобы поработить их Англии. Но курды ясно поняли, что их спасение заключается в сохранении единения с турками в борьбе за общее дело. Они задержали офицеров и английские отряды, равно как пропагандистов-англофилов и стали на сторону Турции. При всяком повторении попыток такого рода, курды неизменно действовали таким же образом, никогда не упуская случая заявить о своей преданности Турции. Поэтому положение курдов в отношении Советских Республик то же, как и самих турок, и Турецкая делегация не может согласиться с замечаниями, сделанными Российской делегацией по поводу курдов" (Заседание политической комиссии Московской конференции. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

Юсуф Кемаль-бей также отверг предложение советской стороны о необходимости защиты немусульманского населения Турции от грабежей. Глава турецкой делегации подчеркнул, что нет ни письменных, ни устных сведений о массовых избиениях немусульманского населения Карса. "Даже американские делегации, - заявил он - пребывавшие в Карсе и Эривани в течение полутора лет, свидетельствуют, что немусульманское население оставалось нетронутым за все время турецких операций. Мы полагаем, что эти ложные слухи о насилиях и избиениях являются маневром, пущенным в ход для покрытия всех тех многочисленных зверств и избиений, коим подвергались (со стороны дашнаков - Дж.Г.) мусульмане в означенном округе. Народный комиссар по иностранным делам Г.Чичерин 19 декабря писал своему коллеге в Правительстве Великого Национального Собрания Турции: "Российское Правительство признает, что Правительством дашнаков учинены жестокости, к коим не могло оставаться равнодушным командование Турецкой армии. У нас в руках имеется много документов, переводы коих мы доставим в ближайшем будущем, и нашим Правительством опубликованы сборники относительно сих зверств. Они, главным образом, были произведены после перемирия в 1918 году. Например, после того, как правительство Совета Карса, благодаря английским интригам было свергнуто, Округ заняла армия Осепяна и в самом городе было расстреляно 100 мусульман, а также 20 членов Совета. В январе 1920 г. 253 мусульманских деревни Карсского Округа были уничтожены и 14.620 мужчин, женщин и детей мусульман были перебиты. В округе Сарыкамыша 32 мусульманских деревни были уничтожены и 2.000 мужчин, женщин и детей убиты" (Заседание политической комиссии Московской конференции. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

Во время обсуждений выявилась еще одна спорная тема - о суверенности республик Южного Кавказа. Советская сторона в разных формах стремилась вынудить Турцию признать суверенность советских республик Закавказья и настаивала, чтобы это положение нашло отражение в предстоящих договорах. Советские делегаты также настаивали, чтобы будущие договора между Турцией и этими республиками не носили сепаратный характер и ущемляли их суверенитет. В ответ турецкая сторона заявила, что правительство ВНСТ своей деятельностью и своими заявлениями уже доказало всем, что не преследует цели ущемить чей-то суверенитет, а борется исключительно за свободу своего и других народов. По мнению турецких делегатов, в первую очередь следовало определить: насколько и в какой мере независимы советские республики Кавказа. Они с недоумением подчеркивали: "Независимое государство может заключать договоры: тесная же связь, существующая между этими республиками и великой Российской Республикой, должна выражаться лишь в том, что эта последняя может давать им советы. Если российская делегация остается при своем намерении возражать против всякого договора, ограничивающего их суверенитет, то представляется совершенно неизбежным определить, что должно понимать под таковым. В противном же случае, принимая во внимание, что всякий договор является в известном смысле взаимным ограничением суверенитета, открывается возможность для конфликтов между Турцией и Россией, поэтому безусловно необходимо установить, какие именно пункты ограничивают суверенитет" (Заседание политической комиссии Московской конференции. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

Еще одним из пунктов повестки дня заседания 12 марта был вопрос о границе между Нахичеванским округом и Арменией. Российские представители отметили, что установленная военными экспертами линия превышает максимум требований Азербайджана, не выражавшего до этого желания осуществлять свое покровительство над какой-либо частью Эриванского уезда и неизменно признававшего своей крайней границей Волчьи ворота. Хотя этот вопрос не имеет первостепенной важности ввиду тесных связей, существующих между советскими республиками, однако представлялось бы предпочтительным придерживаться границы округа Шарур-Даралаяз (Заседание политической комиссии Московской конференции. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП). Турецкая делегация не согласилась с такой постановкой вопроса. Она напомнила, что именно в этой местности произошли прискорбные события, вынудившие местное население, пригласить турецкие войска для своего спасения, и вообще весь этот округ населен мусульманами. Турки выразили уверенность, что Советский Азербайджан сделает все, чтобы выполнить свой долг перед Турцией, Россией и человечеством, и поэтому желательно поручить ему также покровительство над этой территорией (Заседание политической комиссии Московской конференции. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

Россия не была согласна с предложением турецкой делегации касательно передачи Нахичевани под протекторат Азербайджана. Она предпочитала, чтобы граница между Нахичеванью и Арменией носила временный характер и предлагала формулу, согласно которой если в будущем, при прямых переговорах между этими двумя государствами были бы согласованы какие-либо изменения, то таковые не должны быть рассматриваемы, как нарушение принимаемогона себя Азербайджаном обязательства - не уступать своего протектората. Придавая чрезвычайно важное значение вопросу принадлежности Нахичевани с точки зрения обеспечения безопасности своей восточной границы, турецкая делегация не хотела принимать какие-то временные положения и настаивала на окончательном решении этого вопроса с исключением возможности каких бы то ни было переговоров по этому поводу между Арменией и Азербайджаном. В ответ российская делегация заявила, что в таком случае надлежит придерживаться границы, которую прежде требовал сам Азербайджан, так как невозможно установить из Москвы изменения означенной пограничной линии, не запросив заинтересованное правительство и население. По предложению турецкой делегации, было решено отнести округ Шарур-Даралаяз к территории Нахичевани, тогда как в спорной части Эриванского округа граница, начиная от Кёмюрлю-дага - Сары-Булаг-дага - Станции Арарат, будет предметом ректификации со стороны смешанной комиссии из армянского, азербайджанского и турецкого представителей. По итогам обсуждений было решено, что протокол военных экспертов будет подписан обеими делегациями одновременно с договором (Заседание политической комиссии Московской конференции. 12.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ). Переговоры завершились в вечерние часы, очередное заседание было назначено на 14 марта.

Ночью 13 марта Б.Шахтахтинский срочно телеграфировал министру иностранных дел Азербайджана М.Д.Гусейнову: "Соглашение с Россией состоялось, турки получают Карскую область, Ардаган, Ардануч, Артвин и большую часть батумского округа. Граница в двадцати верстах западнее Батума. Сурмалу тоже отходит к Турции. Остается разрешить вопрос о помощи деньгами и оружием, это разрешится быстро. Соглашение до устных переговоров, кои велись турками, линия - Нахичеванский район переходит к Азербайджану. В договоре с турками отмечается, что он никогда не будет передаваться Армении. Турок компенсируют, что если Макинское ханство присоединится к Турции, то Россия ничего не будет иметь против" (Телеграмма Б.Шахтахтинского М.Д.Гусейнову. 13.03.1921 // Коллекция документов АПД УДП АР).

14 марта заседание политической комиссии началось очень поздно. Присутствовали все члены делегаций, за исключением Самайло, и военных экспертов с обеих сторон. Председательствовал Юсуф Кемаль-бей. Стороны продолжили обсуждения вопросов, оставшихся незавершенными 12 марта. На этом заседании стороны уточнили содержание некоторых статей договора, уделили много времени толкованию политического смысла отдельных терминов. Турция считала самым важным надежную защиту Карса, а Россия - безопасность железной дороги Нахичевань-Эривань. Затем началось постатейное обсуждение договора и во вступительной части были сделаны некоторые стилистические поправки. Состоялось итоговое уточнение северо-восточной границы Турции от деревни Сарп до Карсского санджака. Российская делегация возражала против употребления слова "уступать" в отношении Батума, а турки в очередной раз ссылались на то, что этот вопрос занимает важное место в "Национальном Пакте" и поэтому просили уступить в этом пункте. В статье III договора и его приложении 1 (С) турки добились окончательного определения политического и правового статуса Нахичевани. Тем самым был положен конец соглашательской политике Азербайджанского советского правительства в Нахичеванском вопросе, и сохранение этой области под протекторатом Азербайджана без права передачи его третьей стране было наконец согласовано обеими сторонами. Заседание политической комиссии завершилось под утро 15 марта, а очередное заседание было назначено на 16 марта (Заседание политической комиссии Московской конференции. 14.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

15 марта Г.Чичерин информировал И.Сталина о ходе переговоров. Однако эта информация более касалась закулисных разговоров, чем обсуждений в политической комиссии. Делегаты Турции пытались получить письменное заверение России о финансовой и военной помощи Турции; российские дипломаты ссылались на то, что правительство занято подготовкой партийного съезда, и пытались не брать на себя письменных обязательств. Г.Чичерин так и заявил туркам, что "правительство на это не пойдет". Что касается самого договора, то Г.Чичерин сообщил И.Сталину: "работы остается немного. Камень преткновения - вопрос о помощи и о письменном обязательстве" (Письмо Г.Чичерина И.Сталину. 15.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

К середине марта переговоры уже близились к концу. 15 марта НКИД Советской России получил из Центрального управления по эвакуации населения информацию о возможных сроках возвращения домой турецких военнопленных. В этой обстоятельной справке говорилось "о невозможности при нынешнем состоянии возможностей транспорта в двухмесячный срок собрать всех бывших пленных турок из дальних углов Сибири и Туркестана со всеми их вещами и имуществом" (Центральное управление по эвакуации населения - в НКИД. 15.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ). 16 марта командование Кавказской армией телеграфом переслало в НКИД описание пограничной линии между советскими республиками Южного Кавказа и Турцией. Здесь границы описывались от пункта Сарп вдоль реки Аракс до истоков реки Карасу (Телеграмма командования Кавказской Армии - в НКИД. 16.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

16 марта дневное заседание политической комиссии началось с обсуждения информации Центрального управления по эвакуации населения. Турецкие представители заявили, что в Турции нет русских пленных - ни военных, ни гражданских. В то же время, они настаивали, что в России осталось еще много их соотечественников в качестве военнопленных. По их подсчетам, примерно 12.000 турецких пленных накопилось в Сибири, несколько тысяч - на Украине, и один полк был перемещен из Баку в Тифлис. Турецкая сторона предлагала, чтобы каждая из сторон за свой счет доставляла военнопленных к пограничным пунктам. Что касается сроков эвакуации, то договорились о следующем: из пределов Европейской России и Кавказа военные и гражданские пленные турки будут выведены в течение 3 месяцев, а из Азиатской России - в течение 6 месяцев. Турки обязались в те же сроки изыскать русских пленных, если таковые имеются, и вернуть их на родину. (Заседание политической комиссии Московской конференции. 16.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ). В конце переговоров стороны в первом обмене нотами обязались, в случае сближения и подписания договора с третьей страной, ставить друг друга в известность, а также приняли положение не заключать договоров, приносящих вред интересам друг друга (Первый обмен нотами между Турцией и Россией. 16.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ). Следуя условиям второго обмена нотами между сторонами, в случае, если во внешней политике или ориентации Турции к Советской России произойдут принципиальные изменения, то информация об этом должна быть срочно доведена до сведения Советского правительства. В ноте, представленной турецкому послу, содержались заверения, что Россия в аналогичном случае поступит точно так же (Второй обмен нотами между Турцией и Россией. 16.03.1921 // Коллекция документов АВП РФ). В конце переговоров турецкие представители предложили, чтобы после ратификации Московского договора обмен ратификационными документами состоялся в Карсе. Таким образом, политическая комиссия завершила свою работу и текст договора был готов к подписанию.

Перед подписанием Московского договора народный комиссар иностранных дел Г.Чичерин в очередной раз встретился с делегацией Армении. Он информировал А.Бекзадяна о достигнутых договоренностях с турками по территориально-пограничным вопросам и рассказал о ходе обсуждения текста договора на заседании Политбюро ЦК РКП (б). В письме С.Тер-Габриеляну от 21 апреля 1921 года наркоминдел констатировал, что армянская делегация, как в ходе переговоров, так и при подписании договора не высказывала никаких возражений против какой-либо статьи данного документа. (См: Письмо Г.Чичерина С.Тер-Габриэляну. 21.04.1921 // Коллекция документов АВП РФ).

(Продолжение следует)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
СМИ: после президентства Обама хочет уйти в медиабизнес
NB!
03.12.16
Греф притворился инвалидом и попытался взять кредит в Сбербанке
NB!
03.12.16
Норвегия просит Трампа «занять позицию» в отношении России
NB!
03.12.16
Пушков: Воюя со своим народом, Порошенко рискует похоронить Украину
NB!
03.12.16
Судьба Севастополя – цель Крымской войны
NB!
03.12.16
Петербургские водители не смогли опробовать ЗСД – трасса закрыта
NB!
03.12.16
Белорусские студенты узнали, откуда родом «Русские не сдаются!»
NB!
02.12.16
Перспективы калининградского главы в свете чёрных списков АП РФ