Политика: "Все знают, что мешает плохому танцору. Плохим молдавским политикам мешает конституция". Саммит "Восточного партнерства": Филат "не заметил никакой усталости от расширения ЕС". Молдавия - Румыния: "Стерильная и лишенная какого-либо будущего дорога "молдавской государственности" никуда не приведет". Энергетика: Сможет ли Молдавия "послать к чертям" российский "Газпром"? Выдвижение Путина на пост президента: "Никто в Москве не в состоянии преградить путь Путину в Кремль".

Политика: "Все знают, что мешает плохому танцору. Плохим молдавским политикам мешает конституция"

Все давно привыкли к противостоянию в правительстве, парламенте и политических формированиях, пишет "Кишиневский обозреватель". Чего в Молдавии еще не видели, так это раскола в Конституционном суде (КС), где на прошедшей неделе разразился грандиозный скандал. Напряжение во взаимоотношениях между отдельными членами КС, как и в целом на политическом Олимпе, вылилось в поток обвинений в нарушении правовых норм и ангажированности. Судья Виктор Пушкаш потребовал отставки председателя этой инстанции Дмитрия Пулбере, который выступил с рядом противоречивых деклараций с политическим оттенком. На чрезвычайном заседании в среду, 28 сентября, члены КС вынесли своему председателю вотум недоверия. Большинством голосов судьи поддержали запрос о смещении Думитру Пулбере с должности - "из-за политических заявлений, сделанных для прессы".

Отставка с должности председателя позволяет Дмитрию Пулбере продолжать работу в должности судьи КС, тем более что срок его мандата истекает еще не скоро, продолжает "Кишиневский обозреватель". Он отправляет правосудие в этой инстанции уже 10 лет. В марте 2007 г. он сменил Виктора Пушкаша на посту председателя, а спустя три года был переизбран на этот пост. Вместе с тем, лидер либералов Михай Гимпу, неоднократно выражавший недовольство последними решениями КС, уже заявил, что поднимет в парламенте вопрос об отстранении Пулбере и от должности судьи. Своего партийного шефа поддерживает председатель постоянной парламентской комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету Виктор Попа. А именно в компетенции этой комиссии представление соответствующей инициативы в парламенте. В свое время здесь дали положительное заключение по отставке Иона Муруяну с должности председателя Высшей судебной палаты еще до того, как предложение Высшего совета магистратуры поступило в парламент.

Однако юристы недоумевают, каким образом парламент может вмешаться в эту ситуацию - таких полномочий в Конституции не прописано, пишет "Кишиневский обозреватель". Судья КС независим, несменяем и обладает особыми гарантиями неприкосновенности. Для лишения его мандата требуются серьезные основания. Например, нарушение клятвы или решение судебной инстанции об осуждении за совершение преступления. Судья также отзывается от должности в случае отставки или истечения срока полномочий. Если парламентское большинство все же истолкует Конституцию по-своему и отправит Пулбере в отставку, в Молдавии могут столкнуться с очередным казусом. КС будет рассматривать конституционность постановления парламента об отставке своего бывшего председателя с должности конституционного судьи. Сразу после чрезвычайного заседания КС Пулбере заявил, что подчинится вердикту коллег и сложит полномочия председателя: "Для меня не так важна эта должность, как главенство Конституции. Практически никто из комментировавших мои заявления не задался вопросом, прав был Пулбере или нет". Из пяти судей четверо проголосовали за его отстранение от должности. Вместе с тем, он не намерен отказываться от судейского мандата: "Что касается статуса судьи, я не вижу оснований для сложения полномочий. Если такое решение примут, я буду вынужден защищаться, ведь речь идет о политическом давлении". Говоря о сути предъявленных претензий, Пулбере согласился, что не должен был делать заявления от имени КС, но, в то же время, вправе выражать свою позицию как гражданин и юрист, специалист по конституционному праву.

Напомним, скандал развернулся после того, как Пулбере заявил, что в случае неизбрания президента парламент должен быть распущен до 28 сентября, продолжает "Кишиневский обозреватель". В этот день исполняется ровно год с момента последнего роспуска законодательного органа. Иной сценарий развития событий, по мнению бывшего председателя КС, будет говорить об узурпации власти, а все документы, принимаемые парламентом после этого момента, будут считаться неконституционными. Судья говорит, что делал свои заявления, исходя из логики Конституции и практики Конституционного суда. В феврале прошлого года в парламент было направлено обращение, в котором КС попросил депутатов разработать законопроект для устранения пробелов, обозначить сроки для избрания президента и одобрить эти поправки в парламенте. Невыполнение этих рекомендаций и стало одним из оснований для прозвучавших выводов.

Конечно, судья, решившийся на скандальные декларации, должен был быть готов как к критике со стороны своих коллег, придерживающихся иной позиции, так и к нападкам со стороны политиков, у которых есть своя версия интерпретации Конституции, пишет "Кишиневский обозреватель". Судьи КС не впервые допускают различные комментарии - как о сути принятых постановлений, так и по вопросам, которые не становились предметом рассмотрения в высокой инстанции. И практически каждый раз начинала муссироваться тема о том, превышает ли член КС свои полномочия, нарушает ли этические нормы и выходит ли за рамки дозволенного. В свое время такого рода претензии звучали как в адрес самого Пулбере, так и по отношению к Виктору Пушкашу и Александру Тэнасе. За последние два года благодаря своим высказываниям эти конституционные судьи не раз оказывались в эпицентре внимания, однако нынешний диспут стал самым скандальным. Что вполне объяснимо, ибо проблема касается одного из самых насущных для политического класса вопросов - выборов президента и роспуска парламента. В нынешних условиях озвучивание председателем КС своей позиции оказывает серьезное давление на действующих политиков - как моральное, так и юридическое.

Большинство экспертов сходится в том, что заявления Пулбере все же не вписываются в традиционные каноны поведения и мышления конституционных судей, продолжает "Кишиневский обозреватель". Тем не менее, в определенные моменты допускается расширение этих рамок, когда судья вправе использовать свободу выражения для того, чтобы донести обществу свою позицию по животрепещущим проблемам. Согласно мировой практике, право человека высказаться на общественно значимую тему практически не может быть ограничено. Можно спорить о форме подачи информации, однако такой подход знаком целому ряду стран, которые, как и Молдавия, сталкивались с проблемами конституционного порядка и функционирования демократических институтов.

По сути, в данной ситуации по-своему правы оба судьи КС - и Пулбере, и Пушкаш, пишет "Кишиневский обозреватель". Оба имеют и основания, и право выступать с подобными заявлениями, когда один пользуется свободой слова, потому что не может больше молчать, а другой считает озвученные декларации несопоставимыми со статусом председателя Конституционного суда. Для правового государства можно считать вполне нормальной ситуацию, когда судьи, обладающие солидным опытом и авторитетом, выясняют суть вопроса, используя юридические категории и международную практику. Вот если в спор вмешается парламент, здесь можно будет рассуждать о "политическом заказе", как интерпретирует ситуацию парламентская оппозиция. В любом случае, результаты такого публичного и достаточно острого конфликта уже стали прецедентом и, не исключено, что в дальнейшем послужат основанием для внесения изменений в писаные и неписаные правила работы Конституционного суда, подводит итог издание.

То, что произошло с Конституционным судом, это уже даже не абсурд, пишет "Пульс". Это однозначная, не допускающая других прочтений, ликвидация конституционного арбитра. В этой истории нет места понятиям "законность" и "легитимность". В сравнении с ней даже минувшие два года "правления" АЕИ выглядят временем порядка и торжества справедливости. Это - предел, конец, финиш.

Вне всякого сомнения, снятие Пулбере - карательная акция, продолжает "Пульс". Она была необходима правящему альянсу, а точнее, его части, непосредственно после того, как суд не дал им поменять Конституцию через органический закон. Просто проигнорировать решение высшего юридического органа было мало. Нужно было ещё и показать, кто на кухне хозяин. Кто теперь главный и в Конституционном суде.

Абсолютно понятно и то, что принципиальность Пулбере по этому вопросу совершенно совпадала с позицией другой части альянса, во главе с Владимиром Филатом, пишет "Пульс". Его партия, ЛДПМ, смены Конституции не хотела. Филат сам об этом заявил незадолго до решения суда. И суд повторил - невозможно изменить Конституцию через органический закон. Председатель Пулбере, как видно, думал, что хотя бы одна партия альянса (тем более, и фракция у неё крупнее, чем две другие вместе взятые) в случае чего будет на его стороне. И круто ошибся. Филат съел всё, что делали его заклятые друзья по коалиции. А затем закрыл глаза, когда съедали Пулбере.

Расправа над Пулбере пришлась, что называется, ко двору, продолжает "Пульс". На следующий день начиналась сессия парламента. И те, кому Конституционный суд мешает уже самим фактом своего существования, развернулись вовсю. Михай Гимпу с ходу начал, как назойливый продавец пуховиков на турецком рынке, "втюхивать" всем свой, уже порядком потрёпанный молью и жизнью, проект новой конституции. Заодно, не мог, конечно же, не вспомнить и о своем излюбленном коньке - о запрете коммунистической символики. Ну не может он о ней не вспоминать, особенно как посмотрит на лица ближайших соратников по партии, среди которых в чести прожжённые "коммуняки" 80-х годов. Представители либеральных демократов и просто демократов тоже чувствовали себя расслабленно. Естественно, снова отказались ставить вопрос об избрании президента. Зачем теперь? Кто выскажется против? Кто помешает нарушать Конституцию? Конституционного суда больше нет, и мир его праху! - подводит итог издание.

Уже и маленькие дети в садике знают наизусть все сценарии и варианты развития политической ситуации в Молдавии, которые обсуждаются с утра до вечера по всем телеканалам и радиостанциям, на всех сайтах и во всех газетах, пишет "Панорама". Выборы/невыборы президента, досрочные парламентские выборы, референдум по конституции со всеми сопутствующими этому переговорами, кандидатами и инициативами.

Называть растянувшуюся на два года бодягу с избранием президента "кризисом" неправильно, точно так же, как и пугать людей какой-то "катастрофой", продолжает "Панорама". "Кризис" означает какое-то неожиданное событие, явление с негативными последствиями, с которыми действующая система не может справиться. Кризис ограничен во времени. Если президента не могут избрать два года, то система уже подстроилась под происходящее. Это уже не кризис, после которого организм или погибает, или выживает, а нормальное течение болезни. Состояние "пациента" стабильно тяжелое, но не критическое. "Катастрофа" - это не только неожиданное, но и трагическое событие или явление. Вероятные досрочные выборы не являются ни неожиданными, ни тем более трагическими. Их предсказывают все кому не лень, и если выборы все-таки произойдут, то это будет скучное, банальное и даже комическое мероприятие.

Непонятно, в чем катастрофа, если президента не смогут избрать не два, а три или четыре года? - пишет "Панорама". Какая разница? Все уже привыкли жить в таких условиях. Выберут президента или не выберут, четыре из пяти граждан давно уже не доверяют никаким государственным институтам. Последнее из этих учреждений, которое казалось еще более или менее нескомпрометированным, Конституционный суд, на этой неделе также присоединился к институту президента, парламенту, правительству, Высшей судебной палате, Генпрокуратуре, полиции, СИБу и прочим организациям, авторитет которых давным-давно подорван. Все знают, что мешает плохому танцору. Плохим молдавским политикам мешает Конституция. Неспособность четырех партийных лидеров избрать президента 61 голосом в парламенте - если это и кризис, то кризис самих этих политиков.

ПКРМ играет с АЕИ в кошки-мышки, продолжает "Панорама". В роли кошки, которая гоняет мышку, выступают коммунисты. Они открыто издеваются над лидерами АЕИ, выдвигая им все новые и все более неприемлемые условия для диалога. Очевидно, что Воронин никакого диалога не хочет. Он хочет полной и безоговорочной капитуляции АЕИ с выплатой репараций, сумму которых определит он сам. Поскольку лидеры АЕИ на это не идут, Воронин открыто провоцирует новые выборы. АЕИ находится в положении Сомосы, про которого, во время штурма Манагуа сандинистами, одно информационное агентство написало: "Никарагуанский диктатор спрятался в бункере в попытке оттянуть свой бесславный конец". Это именно то, чем занимается сегодня АЕИ.

Нынешняя власть, на которую люди в 2009 году возлагали столько надежд, разочаровала избирателей, пишет "Панорама". Эта власть оказалась безответственной и некомпетентной. Входящие в нее партии очутились в общей "братской могиле", из которой теперь пытаются выбраться поодиночке с наименьшими потерями. Политик может вырасти (или поверить, что вырос) двумя способами: подняться самому или опустить других. Молдавские политики предпочитают второй вариант. Они все хотят максимальной, желательно, абсолютной власти для себя за счет опускания всех остальных. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать избрание президентом непартийного кандидата при одновременном разблокировании всех "тромбов", мешающих нормальной работе правительства. Это был бы компромиссный вариант по принципу "ни нашим, ни вашим" - ни коммунистам, ни АЕИ. Но ведь никто этого не хочет. Лидеры парламентских партий Молдавии не способны договариваться друг с другом. И Конституция тут ни при чем, подводит итог издание.

Саммит "Восточного партнерства": Филат "не заметил никакой усталости от расширения ЕС"

По результатам прошедшего в Польше форума "Восточного партнерства" премьер-министр РМ высказал свою позицию о перспективах безвизового режима и соглашения о свободной торговле РМ со странами ЕС, пишет "Коммерсантъ-Молдова". На что врио президента заявил, что "политики не должны кормить людей баснями о том, что в 2012 году мы получим либерализацию визового режима с ЕС". Эксперты также скептически относятся к объявлению сегодня каких-либо, даже расплывчатых сроков в отношении свободы передвижения граждан Молдавии по Европе, а также присоединения к зоне свободной торговли, поскольку и европейские, и молдавские чиновники понимают, что Молдавия к этому пока не готова.

29-30 сентября в Варшаве прошел представительный саммит "Восточного партнерства", на котором присутствовали руководители 27 европейских государств, шести стран СНГ-участниц программы "Восточное партнерство": Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана, а также руководители евроинститутов - президент ЕС, глава Европарламента, председатель Еврокомиссии, верховный представитель ЕС по иностранным делам, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Молдавскую делегацию на саммите возглавлял премьер-министр Владимир Филат. В ходе двухдневных заседаний и встреч участники форума обсуждали результаты деятельности в рамках программы "Восточное партнерство" за последние годы, а также перспективы сотрудничества и конкретные шаги по углублению экономической интеграции с ЕС стран-участниц ВП. Основными темами дискуссий стали соглашение о свободной торговле и вопросы экономического сотрудничества, в частности в сфере транспорта, энергетики и сельского хозяйства.

По результатам саммита Владимир Филат заявил, что положение о долгосрочной перспективе, как формулировал ранее Брюссель свое отношение к визовой либерализации, исчезло, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Молдавии рекомендовано соответствовать определенным критериям, это означает, что либерализация визового режима для наших граждан возможна сразу после реализации "плана действий", который был согласован с Европейской комиссией", - заявил господин Филат. Также глава кабмина РМ сообщил, что Молдавия выполнила все условия для того, чтобы переговоры по вопросу подписания соглашения о свободной торговле с ЕС могли начаться в ближайшее время. "В заключительной резолюции саммита определено, - отметил Владимир Филат, - что до конца этого года Евросоюз начнет переговоры с Молдавией по вопросу свободной торговли". "Никакой усталости от расширения ЕС, о которой говорят некоторые аналитики, я не заметил", - отметил молдавский премьер. Он также заявил, что знает, когда Молдавия подаст заявку на ассоциированное членство в ЕС (13 марта 2009 года в представительстве Европейской комиссии в России ИА REGNUM сообщили, что такого понятия, как "ассоциированное членство" в базовых документах ЕС нет. Представители Еврокомиссии отметили, что государства, заключающие тот или иной вид соглашения об ассоциации с ЕС "являются участниками определённого процесса, но слово "членство" нигде не упоминается". "У ЕС есть члены, а также страны-кандидаты и страны-потенциальные кандидаты. Поэтому слово "членство" употреблять не стоит", - подчеркнули в представительстве Еврокомиссии в Москве. Как отметили в Еврокомиссии, соглашение об ассоциации не предоставляет перспективы членства в Европейском союзе. "По отношению к ЕС отдельная страна может быть либо его членом, либо нечленом, либо действующим или потенциальным кандидатом на вступление. "Ассоциированным членом" ЕС государство быть не может", - подчеркнул представитель Еврокомиссии - прим. ИА REGNUM), однако точную дату сообщить отказался: "Я знаю, когда мы будем в состоянии подать заявку, но на данном этапе я не хочу предвосхищать события".

Комментируя итоги саммита, врио президента Мариан Лупу, в свою очередь, сказал, что перспектива интеграции в ЕС пока остается довольно туманной, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По его мнению, это связано и с внутренними проблемами Молдавии, и с собственными проблемами Евросоюза, который не готов к расширению. "Наши политики должны быть честными с населением. Мы не должны кормить людей баснями и пустыми разговорами о том, что через год-два мы станем государством-членом Евросоюза. Или что в 2012 году мы получим либерализацию визового режима со странами ЕС", - подчеркнул господин Лупу.

Европейские чиновники также весьма скептически смотрят на скорое упрощение визового режима Молдавии с ЕС, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Речь идет об очень длительном процессе", - прокомментировал ситуацию посол Польши в Молдавии Богумил Луфт, отметив, что вряд ли визовая либерализация возможна уже в следующем году. А британский вице-премьер-министр Ник Клегг назвал режимы, созданные в шести странах-участницах "Восточного партнерства", "кумовским капитализмом" и подчеркнул, что условием развития партнерства для этих государств является либерализация экономики и гарантирование верховенства права.

По мнению политического аналитика Игоря Боцана, заявления премьер-министра сделаны в привычном уже русле молдавского "евротренда", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "ЕС оказывает вербальную поддержку евроустремлениям Молдавии, однако давно и ясно дал понять, что это касается только экономической интеграции и свободного передвижения, но никак не более тесных отношений, например, участия в европейских институтах", - сказал господин Боцан. Когда-нибудь визовый режим либерализован будет, считает аналитик, но, учитывая сегодняшнюю ситуацию в Молдавии - и политическую, и экономическую, и правовую, это вряд ли произойдет в обозримой перспективе. "Гораздо ближе к этому Украина. И козырь Молдавии в данной ситуации тот, что она, находясь между Украиной и Евросоюзом, может оказаться анклавом", - отметил эксперт. Он также подчеркнул, что и Евросоюз, и Молдавия понимают, что мы пока совершенно не готовы даже к либерализации визового режима.

В отношении сроков подписания соглашения о свободной торговле, объявленных публично премьер-министром, эксперты также высказываются скептически, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По словам доктора экономики Елены Гореловой, серьезные переговоры об этом с ЕС начнутся только в конце этого года, однако, отмечает эксперт, не это главное. "Ни правительство, ни независимые институты не проводили до сих пор серьезных исследований по вопросу присоединения Молдавии к зоне свободной торговли", - пояснила госпожа Горелова. По ее мнению, это палка о двух концах: свободный доступ молдавских производителей на рынок Европы - это благо, однако при этом столь же свободным и неограниченным станет доступ на наш рынок западных товаров. "Смогут ли отечественные производители выстоять в этой конкурентной борьбе - большой вопрос. Здесь будет многое зависеть от условий и содержания договора с ЕС", - заключила эксперт.

Премьер Молдавии Владимир Филат и президент Украины Виктор Янукович уезжали из Варшавы, где в минувшую пятницу завершился саммит "Восточного партнерства" (ВП), разочарованными, пишут "Молдавские ведомости". Руководители двух стран рассчитывали, что в финальном документе встречи будет зафиксирована перспектива Молдавии и Украины на вступление в Евросоюз. Премьер-министр председательствующей в ЕС Польши Дональд Туск извинился перед двумя государствами-участниками ВП за то, что "саммит не реализовал больших ожиданий этих стран".

Уже начало второго саммита "Восточного партнерства" было ознаменовано неприятным известием, продолжают "Молдавские ведомости". Выяснилось, что из шести делегаций стран-участниц ВП в Варшаву прибыли только пять - молдавская, грузинская, украинская, армянская и азербайджанская. Белоруссия своих представителей не прислала. Официальный Минск в штыки принял предложение организаторов саммита заменить во главе белорусской делегации президента Александра Лукашенко. Белоруссия обвинила ЕС в "беспрецедентных дискриминационных мерах". 30 сентября МИД этой страны выступил с заявлением, в котором отметил, что сначала организаторы саммита "отказались направить приглашение главе белорусского государства", а затем назначенный Белоруссией "руководитель ее делегации был ограничен в участии в мероприятиях саммита". "В таких условиях участие Белоруссии в саммите становится невозможным: партнерство не может быть основано на дискриминации", - констатировали белорусские дипломаты. Вместе с тем они предупредили, что без участия Минска "значимость партнерства серьезно утрачивается".

Другой неприятный сюрприз европейским партнерам подготовили Молдавия и Украина, пишут "Молдавские ведомости". При поддержке Польши они попытались "протянуть" в финальную резолюцию саммита формулировку о предоставлении этим странам хоть отдаленной, но реальной перспективы стать членами ЕС. Убежденность Молдавии в том, что подобное возможно, основывалась еще и на недавней резолюции Европарламента. Он рекомендовал еврочиновникам рассматривать сотрудничество с Молдавией в контексте возможного применения 49-й статьи Лиссабонского договора. В ней говорится о том, что любая страна, выполнившая необходимые требования, может стать членом ЕС.

Однако страны ЕС остались непреклонны, продолжают "Молдавские ведомости". Представители Франции и Германии особенно жестко напомнили, что формат "Восточного партнерства" предполагает возможности для "беспрецедентного уровня сближения" стран-участниц с законодательством ЕС, но не подразумевает предоставления преимущественных условий евроинтеграции каким-либо из партнеров. Труднее всего эти заявления было слушать Украине. Она ближе остальных стран - восточных партнеров к подписанию соглашения об ассоциации. И, как видно, европейская перспектива в этом документе прописана не будет. Украина займет место рядом с Сербией, которая уже заключила соглашении об ассоциации с ЕС, но не имеет перспектив вступления в Евросоюз. Европейская бесперспективность здорово снизила рейтинг доверия населения к нынешнему президенту Сербии Борису Тадичу. Сегодня сербы обвиняют его в том, что он обманул их ожидания и использовал европейскую идею в собственных карьерных целях. Президента Украины Януковича, да и премьера Молдавии Филата, такой пример не может не настораживать.

В финальной декларации саммита ВП страны ЕС ограничились тем, что лишь признали "европейские устремления и европейский выбор ряда стран "Восточного партнерства", продолжают "Молдавские ведомости". В ответ пятерка восточных партнеров отказалась поставить подписи под дополнительным пунктом декларации, содержавшим критические оценки в адрес Белоруссии. Чтобы сбавить накал негативных эмоций, страны ЕС приветствовали завершение переговоров с Грузией по упрощению визового режима с Евросоюзом; отметили, что идущие переговоры по такому же соглашению с Украиной и Молдавией могли бы стать примером для остальных государств-партнеров; а также выразили надежду, что до конца года начнутся переговоры между ЕС и Молдавией по соглашению о зоне свободной торговли, а с Украиной будет подписано соглашение об ассоциации.

Прощаясь с гостями саммита, премьер Польши Дональд Туск констатировал, что сегодня "у ЕС нет достаточных предпосылок и условий для обеспечения европейской перспективы стран "Восточного партнерства", пишут "Молдавские ведомости". Подсластить пилюлю взялся президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Он сообщил, что Еврокомиссия предложила выделить на осуществление Европейской политики соседства в 2014-2020 годах 16,1 млрд. евро в качестве финансовой помощи. А это на 5 млрд. больше, чем планировалось ранее. Конечно, эту сумму еще должен утвердить Европарламент. Но на период до 2014-го уже зарезервированы 1,9 млрд., которые будут распределены между участниками программы "Восточное партнерство", подводит итог издание.

Молдавия - Румыния: "Стерильная и лишенная какого-либо будущего дорога "молдавской государственности" никуда не приведет"

Будучи недавно в Бухаресте я (автором статьи является политический аналитик Петру Богату - ИА REGNUM) встретил множество молодых людей, состоящих в организации Acţiunea-2012, пишет Jurnal de Chisinau. Больше всего меня поразило то, что большинство из них - румыны с правого берега Прута. Не хочу преуменьшать роль бессарабцев, которая, конечно же, огромна, но создается впечатление серьезного вовлечения Старого Королевства и Трансильвании. Зашевелилась и диаспора. Следы организации Acţiunea-2012 видны по всему румынскому пространству и за его пределами. "От Днестра до Тисы" национальные дороги, населенные пункты, здания и остановки - все заклеено плакатами с надписью "Бессарабия - это Румыния". Также плакаты с подобными лозунгами можно встретить и в Риме, и в Мадриде, и в Париже...

Но, конечно же, все не ограничивается распространением унионистских лозунгов и символов, продолжает Jurnal de Chisinau. Появляются книги и сайты, телевизионные каналы организуют дебаты и научные конференции на одну единственную тему - "Бессарабия - румынская земля". Из идеи, витавшей в воздухе, рождается национальное движение. Везде, где румын относительно много, Acţiunea-2012 обретает жизнь. Отсюда можно сделать вывод о том, что создается новая политическая ситуация. Унионизм перестал быть привилегией немногочисленных маргинальных групп Кишинева. Все больше румын начинают, наконец, вспоминать, что у них есть экзистенциальная мечта, которую можно исполнить. Народ не может развиваться лишь благодаря собственным мелким интересам. Или в погоне за благосостоянием. Процветающие народы добились этого благодаря тому, что у них была и есть одна общая большая мечта. Культурный и политический проект, сообщающий нации смысл и историческую перспективу.

Пресловутый пример - "американская мечта", пишет Jurnal de Chisinau. Многие люди стремятся к новой земле обетованной, названной Соединенные Штаты Америки. Откуда появился этот термин? Еще у первых колонистов, пересекших Атлантический океан для того, чтобы укорениться в Новом свете. Однако, впервые термин "американская мечта" появился в книге Джеймса Адамса "Эпос Америки" - "...американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает". Адамс отмечал, что "американская мечта" - это не только машины и деньги, скорее это социальный порядок, в котором каждый человек, мужчина или женщина, может получить желаемый социальный статус собственными силами и его заслуги будут признаны вне зависимости от происхождения.

У румын постепенно пробуждается желание создать собственную национальную мечту, столь важную для духовной жизни, продолжает Jurnal de Chisinau. И все большее количество румын начинает понимать, что только так их жизнь наполнится настоящим смыслом. Так что же такое "румынская мечта"? Это, как говорили наши великие предки, прежде всего, идея национального объединения, сопряженная с целью утверждения румын у себя дома в рамках единого государства. Лишь в таком случае Румыния воспрянула бы ото сна, а Бессарабия присоединилась бы к национальным устремлениям румын отовсюду. Еще никогда с революции 1989 года и провозглашения независимости Республики Молдова в 1991 году унионистская идея не достигала такого размаха, как сегодня.

Но для того, чтобы румынская мечта не превратилась в мельницу, перемалывающую воздух, необходим унионистский проект, который до сих пор был замечателен тем, что отсутствовал вовсе, пишет Jurnal de Chisinau. И даже Народный Фронт времен великих национальных собраний не создал его, несмотря на то, что тогдашним унионистским декларациям не было счету. И так далее и до тех пор, пока упомянутая Христианско-демократическая партия не уничтожила в своем государстве любые унионистские поползновения.

Сегодня ЛП и ЛДПМ из электоральных соображений, скрываются за различными эвфемизмами, стремясь избежать обсуждения темы воссоединения, продолжает Jurnal de Chisinau. И все это в условиях последних лет, когда появилось серьезное течение унионистского характера. Большая часть образованной активной молодежи с богатым европейским опытом уже живет румынской мечтой. Только эти люди, число которых постепенно растет, не находят поддержки в предвыборных платформах либералов и либерал-демократов.

Так вот, нынешний момент идеально подходит для появления унионистских партий с действенными программами, пишет Jurnal de Chisinau. Не нужно предложений о немедленном объединении. Партия должна появиться с политическим проектом, основанным на "румынской мечте", на сознании, что мы второе румынское государство. Новые партии должны продемонстрировать, что свет в конце туннеля - румынский и никакой другой. Важно показать, что Республика Молдова, для того, чтобы выжить, должна быть солидарной с Румынией. Мы должны синхронизировать свою жизнь с Румынией на всех уровнях. Проложить мосты между румынами обоих берегов Прута, объединить их разум и чувства. Это тем более необходимо, поскольку марионетки "молдавские государственники", которыми управляют российские спецслужбы, укрепляют антиунионистское бюрократическое сопротивление. Несмотря на все доказательства и национальные интересы, все же есть некоторые чиновники в центральных и местных органах власти, а также многие демократические и проевропейские политики, которые хотят сохранить статус-кво даже будучи румынами с румынскими паспортами.

Общепонятный дискурс и харизматичные лидеры из народного движения Acţiunea-2012, обеспечили бы новой партии огромный успех, продолжает Jurnal de Chisinau. Ее существование способствовало бы открытию путей и для других демократических формирований, которые пока еще не в состоянии оторваться от парадигмы сохранения "молдавской государственности". Стерильная и лишенная какого-либо будущего дорога никуда не приведет. Пришло время поднять румынам голову и воплотить мечту в реальность, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, в 1989 году решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг., молдаване Приднестровской Молдавской Республики сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР. В 1941-1944 гг. Румыния под руководством фашистского диктатора Иона Антонеску принимала участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии, а ее армия представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 года вызвало в Румынии переворот (король Михай I отстранил от власти и арестовал Иона Антонеску), и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.

Энергетика: Сможет ли Молдавия "послать к чертям" российский "Газпром"?

На приграничных с Молдавией территориях Украина открыла крупные месторождения сланцевого газа и предложила Молдавии принять участие в добыче нетрадиционных углеводородов, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В правительстве РМ говорят о своей заинтересованности в совместной разработке месторождения. Однако эксперты сомневаются в наличии "газовых карманов" в молдавском сланце, а также в рентабельности и экологической безопасности существующих технологий добычи этого вида газа.

Украина обнаружила в приграничной с Молдавией Черновицкой области крупные месторождения сланцевого газа, добыча которого может вестись и на территории соседней страны, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Об этом в конце прошлой недели сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко в ходе встречи с министром экономики РМ Валерием Лазэром в Киеве. Министр энергетики Украины предложил Молдавии добывать газ совместно, а также заявил о готовности предоставить Молдавии информацию о месторождении и технологии добычи сланцевого газа.

В Министерстве экономики РМ сообщили, что данных о заявленном Украиной месторождении сланца у правительства Молдавии пока нет, однако если такая информация обнародована на уровне профильных министерств, значит, у Украины есть на то веские основания, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В Минэкономики заявляют, что готовы обсудить любые предложения Украины на этот счет. Замминистра по энергетике и угольной промышленности Украины Владимир Макуха подтвердил, что Молдавия делит с Украиной сланцевые залежи Черновицкой области, но на данный момент переговоры с правительством РМ о совместной разработке месторождений не ведутся. "В случае, если Молдавия изъявит желание сотрудничать с Украиной в области добычи сланцевого газа, стороны немедленно начнут формирование переговорной группы. Но пока об этом говорить рано", - подчеркнул замминистра.

Ранее украинские СМИ сообщали о подписании между НАК "Нафтогаз Украины" и рядом американских компаний, в том числе Exxon Mobil Corporation и Shell, предварительных соглашений в области развития и освоения нетрадиционных углеводородов на Украине, в том числе сланцевого газа, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По словам зампредседателя правления "Нафтогаза" Вадима Чупруна, ресурсы обнаруженных месторождений на Западной Украине и Донецко-Днепровской впадине, по разным оценкам, колеблются от 1,5 млн до 33 трлн кубометров газа. "Американские компании обладают уникальными технологиями добычи сланцевого газа. И процесс отладки и оптимизации добычи, который в США занял двадцать лет, на Украине займет не более пяти", - отметил глава "Нафтогаза".

Руководитель Главного управления энергетической эффективности Минэкономики РМ Вадим Чебан считает, что для исследования приграничного месторождения, его разработки и осуществления технической части проекта по добыче метана из сланцевых пластов, требующей специфических методов, понадобятся немалые инвестиции, пишет "Коммерсантъ-Молдова". При этом он отмечает, что технология добычи сланцевого газа включает в себя потребление больших объемов воды, а также подразумевает загрязнение почвенных вод химическими отходами, что может пагубно сказаться на питьевой воде в ближайших к месторождению населенных пунктах. "В условиях высокой плотности населения, характерной для европейских стран, а также Украины и Молдавии, разрабатывать месторождения сланцевого газа почти невозможно из-за экологической небезопасности",- пояснил господин Чебан.

По мнению заместителя директора Института энергетики Академии наук Молдавии, доктора технических наук Михаила Тыршу, добыча у нас сланцевого газа будет возможна, если в молдавском сланце найдут "газовые карманы" и если добыча газа будет экономически выгодна, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Господин Тыршу подчеркнул, что сегодня многие страны, в том числе Молдавия и Украина, заинтересованы в альтернативных источниках голубого топлива, включая разработку собственных сланцевых залежей. "Я уверен, что существуют технологии, позволяющие добывать этот газ без вреда для экологии. Разработка месторождений нетрадиционных углеводородов даст возможность странам стать более энергетически независимыми, а также сэкономить, сократив объем поставляемого газа из России", - отметил эксперт.

В государственном агентстве по геологии Молдавии (AGeoM) сообщили, что залежи сланца на территории нашей страны есть, но они мало исследованы, поэтому говорить с уверенностью о том, что там имеются "газовые карманы", вряд ли возможно, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По данным агентства, на севере Молдавии сланец лежит почти на поверхности, на юге - приблизительно на глубине 1200 метров. Специалист агентства Димитру Коада отметил, что этот вопрос интересует иностранных инвесторов. "Зарубежные бизнесмены уже обращались к нам за информацией и изъявили желание сотрудничать с Молдавией в области разработки месторождений", - пояснил господин Коада. Однако, по его словам, в агентстве по геологии уверены, что вероятность наличия газа в сланцевых пластах Молдавии менее чем 50%.

По мнению украинских экспертов, перспективность добычи сланцевого газа пока находится под вопросом, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Заместитель директора киевского научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев отмечает, что для получения 10 млрд. кубометров нетрадиционного газа в год необходимо пробурить 3 тыс. скважин на территории около 1 тыс. га, потратить 80 млн кубометров воды, 5 млн кубометров различных химических веществ и сделать около 8,5 млн поездок большегрузного автотранспорта. По оценкам специалистов, это требует $10 млрд. вложений. По словам эксперта, для бурения одной скважины по добыче сланцевого газа нужно в четыре раза больше средств, чем для традиционного природного газа, подводит итог издание.

На границе Молдавии и Украины открыто крупное месторождение сланцевого газа, пишет "Панорама". Но перспективен ли он для молдавских потребителей - вот в чем вопрос. В ходе недавней встречи в Киеве с министром экономики Молдавии Валерием Лазэром министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что украинские геологи открыли в приграничных с Молдавией территориях крупные месторождения сланцевого газа. Причем газовые залежи расположены так, что его добыча может вестись и на территории РМ. Украинский министр заявил даже о готовности предоставить Молдавии более полную информацию, а также провести экспертизу в области добычи сланцевого газа. И тон заявлений был таким, что стороннему человеку могло показаться, что уже в ближайшее время все молдавские потребители природного газа смогут послать к чертям российский "Газпром", изрядно потрепавший нервы и кошельки потребителей постоянным повышением тарифа на голубое топливо, и перейти на использование альтернативного топлива.

Однако насколько радужны эти ожидания, мы попытались узнать у сведущих людей, которые на протяжении последних двух десятилетий стараются добывать газ... на территории Молдавии! - продолжает "Панорама". Приводим мнение председателя Ассоциации импортеров нефтепродуктов РМ Валентина Бодиштяну. "Слышал о том, что якобы найдено месторождение сланцевого газа где-то в Закарпатье. Но это слишком дорогостоящее удовольствие - добыча сланцевого газа из твердых пород. Все зависит от глубины сланцевых залежей, а также от технологии его добычи. На сегодняшний день такими технологиями и оборудованием располагают только США, которые заявляют о намерениях поделиться ими с Польшей, где обнаружены самые крупные в Европе месторождения сланцевого газа. Но пока это только намерения, все это, повторяюсь, требует крупных финансовых вложений. А Украине сейчас выгодно вести речь о разработке сланцевых месторождений, чтобы как-то надавить на российский "Газпром", - пояснил Бодиштяну.

Специалист отметил, что в Молдавии есть солидные запасы более приемлемого и доступного природного газа, добычей которого на юге страны вот уже почти два десятилетия занимается молдавская компания "Валиекскимп", пишет "Панорама". "Ежегодно мы добываем до 10-15 тыс. кубометров природного газа, которым пользуются потребители трех населенных пунктов Кантемирского района. Мы построили и в этом году подсоединили к магистральным путям АО "Молдовагаз" свыше 50 километров собственных сетей. Теперь у нас появился реальный шанс плотнее заняться увеличением добычи природного газа, изученные запасы которого составляют почти годовое потребление газа в Молдавии - свыше 1 млрд. кубометров. Но здесь также требуются солидные инвестиции на уровне $10-15 млн. Сейчас мы работаем с коммерческими деньгами, и все эти работы обходятся очень дорого", - посетовал Бодиштяну.

Он подчеркнул, что в так называемом Добруджском разломе, охватывающем территории трех соседних стран - Румынии, Украины и Молдавии - таятся немалые запасы природного газа, но интерес к ним, к сожалению, не проявил за два десятилетия независимости РМ ни один кабинет министров, продолжает "Панорама". И свидетельством такого безразличия может послужить до сих пор не "обузданная" газовая скважина возле села Готешть Кантемирского района, которая горит почти два десятилетия, обогревая округу, но не село, до сих пор не газифицированное. Ну, чем не молдавский парадокс?! - подводит итог издание.

Выдвижение Путина на пост президента: "Никто в Москве не в состоянии преградить путь Путину в Кремль"

Объявление о том, что Владимир Путин будет в следующем году баллотироваться на пост президента Российской Федерации, удивило, но не было сюрпризом, пишет Timpul. Ни у кого в мире не было сомнений относительно того, кто является настоящим лидером в Москве. Все знали, что Путин всем заправляет. Медведев все эти годы был плюшевым мишкой, лишённым инициативы. Ничего за время мандата Медведева не несёт на себе его марку. Подписал ряд международных документов, но не внёс собственного вклада. И хотя было известно, что Путин сохранил все рычаги власти, казалось, что есть надежда, что он не прибегнет к этой грубой рокировке. Удивление без сюрпризов.

Не стоит обсуждать, является ли Россия демократической страной, уважаются ли там демократические ценности, права человека и даже собственные правовые или законодательные нормы, продолжает Timpul. Нет смысла обсуждать тонкости российского конституционного права, заслушивать все за и против переизбрания Путина на пост президента России. Это было бы пустой тратой времени. Москва не имеет никакого отношения к тому, что думают эксперты в области конституционного права. Важно то, что Путин объявил, что он будет баллотироваться на очередной срок, и что никто не в состоянии ему противостоять. Никто не может сказать Путину, что его действия ненормальны (и уж тем более ему препятствовать!). Никто в Москве не в состоянии преградить путь Путина в Кремль. В этом году исполнится 12 лет управления Россией Путиным. В следующем году он получит шестилетний мандат на посту президента. Если он доведёт его до конца, то сравняется с брежневским. Весь мир должен подготовиться к долгосрочному правлению Владимира Путина. А его истинное владычество начинается только сейчас.

В первые годы, когда Путин находился у власти, ему нужно было (как и любому традиционно византийскому царю) устранить потенциальных противников, пишет Timpul. Константинопольские цари выкалывали глаза контркандидатам или тем, кто представлял опасность для их трона. Путин бросил их за решетку или вынудил бежать из России. Ему потребовалось несколько лет, чтобы как следует обосноваться в Кремле. Потом он начал пытаться установить порядок на границах России. Стратегическая концепция Москвы не изменилась со времен Петра Великого. Навязчивая идея российских властителей и военных - это обеспечение безопасности своих границ через буферные зоны и страны с дружественными режимами. Роль, исполняемую морями и океанами для Америки и Великобритании, для России играют ее соседи. До тех пор, пока московские стратеги будут думать в парадигме Петра Великого, территория вокруг Днестра будет представлять собой зону непосредственного интереса.

В этих условиях возвращение Путина в Кремль приведёт к дальнейшему усилению давления на Кишинев, продолжает Timpul. Методы давления останутся прежними: скандалы с экспортом вина и фруктов, натравливание незаконного режима в Тирасполе и т.д. И очень возможно, что в первый год мандата Путина начнёт приводиться в практику так называемый меморандум Меркель-Медведев касающийся урегулирования приднестровского конфликта. А такого рода урегулирование потребует (вероятно) визита Путина в Кишинев. И очень важно, кто встретит его у трапа самолета - выходит, следующий год должен быть годом выборов в Кишиневе (по крайней мере, с точки зрения Москвы!).