В Чебоксарах знаменитая "Дорога к храму", соединяющая центр города с исторической частью столицы Чувашии и освящённая в 1996 году патриархом Алексием II во время его визита в Чебоксарско-Чувашскую епархию, стала путём "блажи и развлечений". А Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь, к которому в том числе ведёт "Дорога к храму", оказался "в настоящей осаде". Так оценил ситуацию наместник монастыря, архимандрит Василий (Паскье). По словам священника, непримиримая битва за тишину и пространство вокруг одной из старейшей обители республики, продолжается, но пока безуспешно. С одной стороны - в паре метров от стен монастыря "идут гулянки" в ночном заведении с масштабным, даже судя по названию, размахом - "Дворце развлечений "Ренессанс". По другую сторону святой обители - кафе с определённой репутацией "Керосинка", от которого исходит "множество неприятностей". Архимандрит Василий убеждён, что образцом обустройства и примером духовной жизни должен быть не только сам монастырь, но и пространство вокруг него. И всё, что окружает обитель, должно быть источником духовного, а не низменного, плотского отдыха. Тем более, что сама набережная этому способствует: живописный пейзаж, её "картинность" и уютность может стать источником вдохновения для творческих людей, местом умиротворения и отдыха для горожан.

Архимандрит Василий (Паскье)

ИА REGNUM. Несмотря на то, что такую борьбу сложно назвать равной, потому что законодательно комар носа не подточит, да и с точки зрения финансов обитель, в отличие от подобных заведений, не представляет интереса, тем не менее епархии удалось добиться того, чтобы одно из кафе убрали.

Да, из-под стен монастыря убрали одно из кафе, торгующих пивом. А то прямо под окнами келий были гулянки. И это существовало уже много лет. Но я не соглашусь, что с точки зрения закона тут нет нарушений. Шум и удары ритмов так называемой современной музыки, которые разносятся из "Ренессанса" и "Керосинки", лишают нас права на спокойную жизнь. Существует закон "О соблюдении покоя граждан и тишины покоя в ночное время" (ст. 1.1 КоАп РФ).

Со стороны Речного порта мощные динамики разносят звуки и удары по глади воды по всему заливу, в том числе доходя и до нашего монастыря. Такая музыка с тяжёлым беспорядочным ритмом очень мешает молитве и отдыху, братия и прихожане устали от такого артобстрела. Подобная ситуация - уже несколько лет. А ведь в обители есть престарелые и больные монахи, которым нужна тишина. Ведь известно, что звуковые вибрации вредят здоровью и отрицательно влияют на психику человека. Прихожане тоже страдают от такой канонады. Особенно мешает шум в дни праздничных и воскресных богослужений, когда просто невозможно сосредоточиться от постоянных ударов ритма.

Так называемый "дворец развлечений" по ночам работает два дня: в ночь на субботу и воскресенье. Пока здесь идут гулянки, в монастыре проходят воскресные богослужения. И даже после них нет покоя и отдыха.

ИА REGNUM. За давнюю историю борьбы монастыря "за тишину" были обращения в официальные структуры, в правоохранительные органы. Одно кафе убрали, другое здание реконструировали...

Да обращение были, и неоднократные. Внешние изменения действительно произошли, однако содержание не изменилось. Как "шумело и плясало", так ничего не изменилось. Были обращения к дирекциям заведений - телефонные переговоры, встречи с просьбами убавить громкость, в том числе при содействии милиции, но положительного результата мы пока не получили. По данным МВД, на территории Речпорта совершается больше нарушений, чем в других районах города. В дни работы "дворца развлечений" под окнами монастыря и Духовного училища слышны вопли, пьяная ругань, крики в ходе драки, звон бьющихся бутылок. Кроме того, выпившие посетители беспорядочно переходят дорогу и создают напряжение для водителей. А 13 августа в 5:30 утра автомобиль врезался в здание Духовного училища и разбил не только свою машину, но сломал каменный парапет и разбил стёкла в двух окнах. По словам водителя, из "Ренессанса" вышли люди и стали переходить дорогу в неположенном месте. Чтобы избежать человеческих жертв, он был вынужден въехать в здание. Был также случай, когда спецорганами был задержан торговец наркотиками.

Владельцы заведений, вероятно, уверены, что благодаря специальному звукоизоляционному помещению в других местах ничего не слышно. Но, находясь в монастыре, я не только их слышу, это всё резонирует, в здании хорошо чувствуются эти вибрационные потоки. Были коллективные обращения, но пока безрезультатно. И всё это творится рядом со святой обителью! И это в самом центре города, в его историко-культурной части города. "Дорога к храму" сейчас - дорога к блажи и развлечениям. К храму уже не имеет никакого отношения. Сам монастырь находится в осаде. Вокруг него только давление. А ведь в России всегда соседи проявляют взаимное уважение, а в данном случае мы видим полное пренебрежение к покою других. Слава Богу, что пока всё обходится без трагических случаев.

На Руси есть поговорка: пока гром не грянет - мужик не перекрестится. И хотелось бы, чтобы на эту ситуацию обратили пристальное внимание до того, как грянет "гром". Меркантильные, сиюминутные интересы не должны превалировать над нравственной основой. Недавно я слушал выступление одного эколога, его слова очень точно обрисовывают то, чем может закончиться гонка за доходами. Он сказал, что если мы будем жить дальше так же, как сейчас, то есть потреблять, думать только о деньгах и как их побольше заработать, игнорируя при этом повальное загрязнение природы и окружающей среды, то завтра мы останемся с деньгами, но без чистой воды и еды. Вы попробуйте есть деньги. Итогом этой гонки могут стать загубленные души.

ИА REGNUM. Вы уже не раз говорили, что монастырь должен быть образцом не только духовной жизни, но и благоустройства, уюта, красоты. Сейчас у вас здесь масштабные ремонтно-строительные работы.

Это не реконструкция самого храма - он является памятником федерального значения. Мы ремонтируем место, где живёт братия. Это полностью наша инициатива, хотя монастырь является федеральной собственностью. Эти работы проводятся за счёт пожертвований, некоторые прихожане оказывают посильную помощь в виде стройматериалов. Здание сейчас в аварийном состоянии, его надо срочно спасать, здесь никогда не было нормального ремонта. В советское время его приспособили под общежитие, в некоторых местах был пожар. Если мы не отремонтируем сейчас, то потом уже ремонтировать будет нечего. Мы обязаны думать о завтрашнем дне. Дальше будем заниматься ремонтом трапезной.

ИА REGNUM. Вообще, проблема сохранения объектов культурного наследия - проблема общероссийского масштаба, деньги на реконструкцию выделяются крайне выборочно и скупо.

На мой взгляд, есть в этом процессе некоторая несправедливость. Когда идёт речь о том, чтобы передать из федерального подчинения в собственность монастыря, то ставятся очень жёсткие условия. То есть епархия должна полностью содержать здание, ремонтировать за свой счёт. Но в то же время, хотя Свято-троицкий мужской монастырь и является памятником федерального значения, но средства на тот же самый ремонт находим мы сами, текущий ремонт - также за счёт собственных средств.

Вообще, процесс возвращения епархии объектов, которые раньше принадлежали церкви, но в советский период были приспособлены под другие нужды, доходит порой до парадоксов. Например, в Порецком районе есть клуб, который раньше был храмом. Власти готовы его вернуть церкви, но при этом требуют справку, юридических доказательств того, что здание являлось храмом. Тогда возникает встречный вопрос, а на основании чего вы сделали клуб?

Ещё более парадоксальная, я бы даже сказал ненормальная ситуация сложилась в Моргаушском районе, где клуб и храм разделены только одной деревянной стеной. Здесь также храм превратили в клуб, к нему в советские годы был сделан пристрой. Храм церкви вернули, но клуб, который по-прежнему размещается в пристрое, продолжает функционировать. И пока мы молимся, там танцуют, пляшут, гудит музыка. И так уже на протяжении 20 лет! Вплоть до того, что мы до сих пор не можем оформить землю, потому что пристрой находится на нашей земле. Немало писем по этому поводу мы писали и президенту Михаилу Васильевичу Игнатьеву, и первому президенту. В ответ одно и то же: говорят, что готовы перенести клуб в другое место, но нет возможности, нет другого здания. Что надо строить новый клуб. Формально, конечно, не отказывают, но фактически это так. Храм оказался заложником данной ситуации. Но я более чем уверен, что случись вдруг ЧП, например, пожар (не дай Бог), тут же будет найдено новое место. Весь вопрос - в желании. Это моё убеждение.

Здесь ещё есть и другая сторона вопроса. Храм, вера объединяет людей. Даже если люди не идут в храм, то всё равно поддерживают церковь, потому что когда человек умирает, венчается, рождается - он идёт именно в храм. Когда беда, тожё идёт в храм, а не в клуб. И нет разницы, какая на дворе власть.