ИА REGNUM публикует текст выступления заведующего кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета, директора Центра исследований южно-украинского пограничья Владимира Коробова на международной научной конференции "Гражданская идентичность и европейская интеграция как факторы развития молдавской государственности" (Кишинёв, 4-7 октября 2011 г.)

Румынский этатизированный национализм как источник международных конфликтов

Украина и Молдавия - естественные союзники, государства, у которых сходные проблемы с соседними государствами. В последнее время общественность и элиты Украины высказывают удовлетворение возобновлением диалога между Украиной и Молдавией. Этот диалог нужен не только для урегулирования множества проблем, накопившихся в наших отношениях, но и для того, чтобы лучше понять Румынию, сущность и перспективы ее восточной политики. В силу исторических, культурных, языковых обстоятельств, Молдавия, ее экспертное сообщество, ее наука обладают уникальной возможностью помочь нам, украинцам, наладить украино-румынский диалог, преодолеть синдром конфликтности в украино-румынских отношениях. Возникновение Европейского Союза и формирование теоретического обоснования нового надгосударственного образования, предусматривающего новые интерпретации и соединение локальности и евроинтеграции по-новому поставило вопрос о соотношении этничности и политики. Румынский опыт использования во внешней политике этатизированного национализма как инструмента внешнеполитического влияния и даже внешнеполитической экспансии представляет интерес для Украины и Молдавии, ставших объектами такого влияния. Является ли этот опыт европейским по своему духу, по своей направленности? Способствует ли этот опыт мирному сосуществованию государств, развитию мирного трансграничного сотрудничества? Способствует ли этот опыт профилактике, предупреждению и урегулированию международных конфликтов? Попытки найти ответы на эти вопросы приводят нас к отрицательному ответу на каждый из них.

Румыния, которая пытается реализовывать одновременно два проекта - этатизированного этнического национализма и демократического европейского развития, никак не может избежать негативных последствий своего национального проекта. Не будем рассматривать внутреннюю политику Румынии, хотя со стороны Украины много нареканий на отношение к украинскому меньшинству в этой стране. Во внутренней политике Румынии проявляется дефицит демократии в отношении национальных меньшинств. Внешняя политика Румынии на восточном направлении содержит в себе конфликтный потенциал. Судебное рассмотрение дела о принадлежности шельфа, береговой линии вдоль острова Змеиный показывает, что пока этот потенциал разрешается в цивилизованных формах, но он содержит угрозу и нецивилизованных проявлений. Румынский экспансионизм - общая для нас, молдаван и украинцев, проблема. У наших народов есть общее - угроза, исходящая от экстремистски настроенных политических кругов румынской правящей элиты, есть общее желание осознать это явление, правильно его оценить и попытаться организовать разумное противодействие.

Но у нас есть и другое общее настроение - искреннее желание дружить с румынским народом, жить в дружбе с Румынией, развивать взаимовыгодное разностороннее сотрудничество с Румынией, лучше познавать культуру, историю, язык друг друга. Мы, в Румынии, в Молдавии, на Украине, обречены жить в дружбе, жить вместе в едином европейском доме. У молдавских друзей есть серьезное преимущество - лучшее понимание истории и специфики румынского экспансионизма. Это лучшее понимание возникает из близости языка, истории и большего опыта коммуникаций, осознанного противостояния радикально настроенным румынским политическим кругам. Поэтому столь важны наши совместные научные мероприятия на данном направлении - конференции и совместные исследовательские проекты.

Не драматизируя излишне ситуацию, следует отметить, что есть момент запаздывания в наших усилиях по изучению восточной политики Румынии и ее конфликтного потенциала. Причины имеют как объективный, так и субъективный характер: это и фигура замалчивания проблемы, пришедшая к нам из мира социализма, еще со времен Чаушеску; это и политическое стремление не навредить евроинтеграционной тематике; это и интеллектуальный, экспертный дефицит, который ощущается в среде украинских авторов, занимающихся данной проблематикой. Постепенно эти причины преодолеваются, мы избавляемся от социалистических стереотипов, более трезво смотрим на роль Румынии в процессе нашей евроинтеграции, мы учим румынский язык и постигаем румынскую ментальность.

Технология подмены молдавской этнической идентичности румынской и использования "румынского меньшинства" в этнизированной внешней политике

Важнейшей составляющей румынского этатизированного национализма, используемого как идеология внешнеполитической экспансии, является румынская идентичность, вернее ее экспортный, внешнеполитический вариант.

Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом - нормальная политика для любого государства. При этом эта поддержка является цивилизованной и приемлемой, если соблюдаются законы соседнего государства, если она основана на уважении государства проживания соотечественников, и главное - если она основана на уважении к самим соотечественникам.

Молдаване на Украине живут в основном в селах Черновицкой, Одесской, Кировоградской, Николаевской областей, они составляют самую крупную этническую группу Ренийского района Одесской области и Новоселицкого района Черновицкой области. По данным переписи населения 2001 г. молдаван на Украине проживает 258,6 тыс. чел., это 79,7% от численности по переписи 1989 г.

Румыны на Украине проживают преимущественно в Черновицкой области и составляют большинство населения Герцаевского района. Также они частично населяют Сторожинецкий, Глыбокский и Сокирянский районы Черновицкой области. На Закарпатье румыны заселяют долину Тисы (часть Тячевского и Раховского районов вдоль границы с Румынией). По данным переписи населения 2001 г. румын на Украине насчитывается 151 тыс. чел., это 112% от численности в 1989 г.

Особенностью румынской работы с соотечественниками, проживающими на Украине является оказание давления на граждан Украины с молдавской идентичностью с целью заменить их идентичность на румынскую. Факты такого давления во время мониторинга соблюдения прав румынского меньшинства на Украине описаны в украинской прессе. С помощью молодых украинских молдаван, переученных в Румынии и заявивших о своей румынской идентичности, румынские дипломаты допускают провокации, целью которых является приписывание всем молдаванам, проживающим на Украине румынской идентичности. Чтобы представить себе возможные масштабы этой международной провокации, достаточно сказать, что по данным переписи населения 2001 г. на Украине проживает более четверти миллиона молдаван. Это граждане Украины, которые знают о своей 500-летней истории молдавской государственности, своих традициях, культуре, своей молдавской идентичности. Они считают себя молдаванами и не хотят в угоду политическим конъюнктурным соображениям менять свою идентичность. Современная европейская норма состоит в том, что сами люди являются авторами своей самоидентификации, они лучше всех знают, к какому этносу они принадлежат. По признанию украинских экспертов, ученых, журналистов, "увы, Румыния, хоть уже и является членом Евросоюза, но евростандартов в деликатном вопросе признания прав человека на самоидентификацию принять не желает".

Общественность Украины обращает внимание в публикациях СМИ и в выступлениях на многочисленных конференциях замалчивание со стороны Украины этих вопросов, даже заигрывание с Румынией, что граничит с попустительством ее спорных действий в отношении румынского меньшинства, проживающего на Украине. Первым шагом в решении проблем может стать прозрачность политики, взвешенность поведения, честность и искренность в признании существующих проблем.

Статистика показывает, что тенденция к увеличению численности румын за счет молдавского населения проявляется на протяжении всех лет независимости Украины. Речь идет о результатах "войны идентичностей", о ползучей румынизации и размывании молдавской идентичности. Противостояние украинского и румынского проектов в данном случае выглядит как противостояние этнического национализма/идентичности и гражданского национализма/идентичности. Позиция Украины оказывается более европейской, чем позиция члена ЕС - Румынии.

При этом мы понимаем и видим всю сложность и парадоксальность ситуации. Автохтонное румынское население некоторых районов Черновицкой области не считает и не ощущает себя национальным меньшинством, плохо знает украинский язык и живет в румынском информационном пространстве. Настроения этого населения не всегда адекватны той политике, которая проводится в украинском государстве. Гражданский национализм и соответствующая украинская идентичность, как идентичность граждан Украины румынской национальности здесь все еще переживают процесс становления. Мы видим, что права этого населения нуждаются в институционализации, необходимо реформирование на Украине системы этнического самоуправления. Эти проблемы нужно видеть и широко обсуждать. Но использовать эти проблемы для создания международных конфликтов, напряженности в отношениях соседних государств, как это делается румынской стороной - недопустимо.

Провокативное, конфликтное поведение Румынии в вопросе паспортизации соотечественников, проживающих за рубежом

Одним из главных инструментов румынской экспансии выступает румынское гражданство. Паспортизация граждан соседних с Румынией государств - Молдавии и Украины - стала одним из самых ярких проявлений румынского этатизированного национализма и инструментом, порождающим международные конфликты. Румыния намеренно реализует программу выдачи паспортов румынских граждан соотечественникам, проживающим в соседних странах, в том числе - в Молдавии и на Украине. Получение румынского паспорта создает для граждан Молдавии и Украины некоторую выгоду в плане пересечения границы, ведения трансграничной торговли. К тому же, после вступления Румынии в состав Европейского Союза в 2007 г. привлекательность румынского паспорта возросла. Граждане Украины и Молдавии охотнее получают румынские паспорта, надеясь на преимущества, которые могут в связи с этим возникнуть.

По данным Института проблем управления им. Горшенина в Черновицкой области проживает до 100 тысяч граждан Румынии, в Одесской области - около 1 тыс. Право стать румынским гражданином имеют все жители Черновицкой области (до Днестра), чьи родители или предки до 28 июня 1940 года имели румынское гражданство.

В 2009 г. после массовых волнений в Кишиневе, произошедших 7 апреля и последующих событий, Румыния пошла на упрощение процедуры выдачи румынского паспорта. По словам румынского президента Бэсеску, румынское консульство получило более 650 писем, в каждом из которых как правило - несколько заявлений на получение румынского паспорта. Таким образом, в очереди на получение румынского паспорта оказалось около миллиона граждан Молдавии. Такая румынская инициатива вызвала озабоченность в Евросоюзе. По свидетельству журналистов, "ведущие дипломаты Евросоюза называют ее неразумной, рискованной и дестабилизирующей обстановку".

Румынские власти не могут не знать, какие сложности могут создать эти паспорта для их владельцев - граждан соседних государств. На Украине запрещено двойное гражданство. Хотя реально бипатридов никто не преследует, ситуация может измениться в любой момент и нарушители закона могут пострадать. Поведение румынских властей в вопросе паспортизации украинцев и молдаван - это провокативное поведение, порождающее конфликты между государствами и создающее угрозу безопасности самим гражданам. Такое поведение не согласуется с европейским правом и европейскими ценностями.

Европейский Союз отрицательно воспринимает паспортную экспансию Румынии. Такая практика противоречит европейским ценностям и правилам внешней политики. Румынский паспортный экспансионизм стал одной из причин затруднений, которые испытывает Румыния при вступлении в Шенгенскую зону. Румыния (вместе с Болгарией) планировали вступить в Шенгенское соглашение еще в марте 2011 г., Франция, Германия и Нидерланды заблокировали вступление Румынии и Болгарии. В июне 2011 г. Европарламент высказался в поддержку вступления Болгарии и Румынии в Шенген. Но на заседании министров внутренних дел Евросоюза вступление этих стран в Шенгенскую зону вновь заблокировано. Против выступили представители Нидерландов и Финляндии, так как эти страны не выполнили требований по борьбе с коррупцией. Прямых обвинений Румынии в паспортном экспансионизме нет, но в подтексте решения Евросоюза этот момент безусловно учитывается.

Европейские должностные лица и раньше критиковали румынскую политику в отношении паспортизации граждан Молдавии и Украины. Например, еврокомиссар по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер призывала в 2009 году власти Румынии "действовать с большей осторожностью" в вопросе предоставления румынского гражданства молдаванам.

В формате "Восточного партнерства" Украине в дальнейшем целесообразно апеллировать к Европейскому Союзу с критикой поведения Румынии в вопросе массовой паспортизации граждан соседних ей государств. Такая практика Румынии порождает состояние напряженности в отношениях между соседними странами, может привести к международным конфликтам с непредсказуемыми последствиями. В интересах Евросоюза и Украины прекращение предоставления гражданам Украины незаконного второго румынского гражданства. Мы полагаем, что в интересах Молдавии также - ограничение, а не упрощение процедуры выдачи гражданам Молдавии румынских паспортов.

Территориальные претензии Румынии к Украине

Хотя румынские официальные лица иногда заявляют, что у Румынии нет территориальных претензий к Украине, общеизвестно, что это не так. Во-первых, руководители Румынии периодически заявляют о несогласии с результатами Второй мировой войны, особенно в части территориального раздела и границ. Во-вторых, потоки научной и общественной литературы, общественное мнение в различных формах подтверждают обратное. В-третьих, в 2009 г. Украина проиграла Румынии территориальный спор в Международном суде ООН в Гааге, потеряв 80% шельфа вокруг острова Змеиный, который по решению суда перестал считаться прибрежной линией Украины. Такое судебное решение поощряет Румынию. В настоящее время выдвигаются претензии на остров Майкан на Дунае, между городами Килия и Вилково. Нет никаких сомнений, что в случае сдачи о. Майкан, появятся и новые территориальные претензии. Поведение Румынии в отношении Украины называют "политикой маленьких шагов", спорные территории румынские правящие круги сначала хотят интегрировать в экономическом и культурном планах, а затем могут поставить и политические вопросы, выдвинуть требования. Румынская пресса время от времени ставит под сомнение легитимность украино-румынских границ, их обеспеченность международными договорами.

Перспективы укрепления взаимопонимания и дружбы между Украиной и Румынией

Главным фактором, влияющим на улучшение перспектив взаимопонимания и дружбы между Украиной и Румынией, является европеизация политики наших государств и евроинтеграционные перспективы Украины. Но беспокоит тот факт, что некоторые проявления внешней политики Румынии весьма далеки от европейских принципов. В этом отношении к Румынии можно отнести наблюдение известного международника Федора Лукьянова, который заметил: "Перемены на международной арене становятся все быстрее и масштабнее. Поведение государств определяется не участием в какой-то структуре или альянсе, а собственным, иногда не вполне внятным, пониманием своих интересов и способов их реализации".

В случае с Румынией, конфликтный потенциал внешней политики связан с "особенностями румынской истории и политической культуры".

По нашему мнению, румынская восточная политика нуждается в серьезном пересмотре, приведению ее в соответствие с европейскими принципами и ценностями. Во-первых, Румынии на государственном уровне необходимо отказаться от "Унири" (от рум. unirea - "объединение"; употребляется в контексте объединения Молдавии с Румынией, а также "возвращения" в состав Румынии Северной Буковины и Южной Бессарабии, входящих на данный момент в состав Украины - ИА REGNUM), как национальной идеи. Эта национальная идея вызывает обоснованное беспокойство не только на Украине, но и в Молдавии, Болгарии и Венгрии. Эта идея угрожает стабильности во всей Юго-Восточной Европе. Нынешняя румынская власть пытается придать ей респектабельность, но это противоречит идее стабильности в Европе.

Румынское общество нуждается в оздоровлении. Необходимо осуждение в той или иной публичной форме румынского фашизма. Во время Великой Отечественной войны на территории, подконтрольной румынской оккупационной администрации в Бессарабии было уничтожено около 120 тыс. чел. Десятки тысяч жителей Приднестровья, Одессы и Одесской области были расстреляны и замучены в тюрьмах. Только в Одессе было уничтожено 60 тыс. евреев. Эти жертвы нельзя забыть. Уроки Второй мировой войны учат нас глубокому переосмыслению основ внешней политики.

В интересах румынского народа необходимо отказаться от экспансионистских планов в отношении Молдавии и Украины.