До парламентских выборов в Армении остаются считанные месяцы, однако в отличие от прошлых лет, когда предвыборные баталии начинались чуть ли не за год-полтора до выборов, предвыборная гонка на этот раз сильно запаздывает. Можно сказать, что нет даже намека на начало предвыборной борьбы, а попытки некоторых политических сил и СМИ хоть как-то активизировать политическую ситуацию в республике то и дело обрекаются на провал. Даже крайний шаг Армянского национального конгресса - проведение круглосуточных митингов на площади "Свободы" не дает никакого результата, акции проходят аморфно и вяло.

Чем же обусловлена подобная аморфность электората и политических сил? Скорее всего, утратой веры в честность и справедливость выборов. Примечателен тот факт, что если раньше политические силы, несмотря на уверенность в неминуемости избирательных фальсификаций, тем не менее, пытались развернуть политическую борьбу в надежде получить хоть какие-то голоса, то теперь их стратегия изменилась, они все больше уповают не на голоса избирателей, а на "милость" властей, пытаясь всячески договориться с ними на взаимовыгодные сделки. Причем на подобные сделки готовы идти все - как провластные, так и оппозиционные силы, остается, чтобы руководство страны определилось со своими политическим симпатиями и грамотно распределило политический ресурс в соответствии с собственными интересами и договоренностями.

К примеру, наиболее радикальная оппозиционная политическая сила - Армянский национальный конгресс, если верить "злым языкам", уж давно состоит в сделке с властями. Говорят даже, что именно АНК придет на смену нынешней парламентской оппозиции - партии "Наследие", но с гораздо большим числом мандатов. Указываются даже конкретные проценты - 20-30 процентов в обмен на "конструктивизм". Таким образом, АНК из стана радикалов перешла в стан конструктивистов в обмен на места в парламенте. От этой сделки заметно поредели ряды сторонников АНК, но в сложившейся ситуации сторонники в отличие от властей мандатов не гарантируют.

Судьба другой оппозиционной силы - парламентского "Наследия" весьма призрачна. Рейтинг этой политической силы постоянно колеблется в зависимости от активности ее эпатажного лидера Раффи Ованисяна. Например, в период голодовки Ованисяна на площади "Свободы" рейтинг "Наследия" заметно повысился. Однако пассивность Ованисяна в последнее время опять задвинула "Наследие" на задний план. Остается надеяться на то, что креативный экс-глава МИД к выборам придумает очередную акцию, дабы вновь привлечь внимание электората. Что касается симпатий властей к этой политической силе, то в этом вопросе у "Наследия" не должно быть особых иллюзий, с учетом того, что площадка парламентской оппозиции властями уже зачищается для АНК.

С партией АРФ "Дашнакцутюн" вопрос обстоит несколько иначе. Здесь есть несколько объективных факторов, которые обеспечивают стабильную, хотя и "непредставительную" представленность этой политической силы в парламенте. Во-первых - это стабильный электорат АРФД, колеблющийся в районе 7 процентов, национально-патриотическая платформа "Дашнакцутюн" и активные лоббистские организации партии во многих странах мира, которые играют большую роль в продвижении вопросов общенациональной важности на международной арене. Эти факторы не могут игнорироваться властями, и АРФД с большой долей вероятности будет представлена и в следующем парламенте Армении с 7-10 процентами голосов.

Что касается провластных сил - то здесь все более чем очевидно - с подавляющим большинством голосов вне зависимости от дальнейшей политической конфигурации в парламенте будет представлена Республиканская партия. За свою лояльность в парламент пройдет также утратившая большую часть электората и политической идентичности партия "Оринац еркир". Ее лидер Артур Багдасарян с последних президентских выборов, когда поддержал действующего президента Сержа Саргсяна, занимает пост секретаря Совета национальной безопасности. Вопрос о количестве мандатов этой партии в новом парламенте полностью зависит от милости и щедрости руководства страны, ни на что другое ОЕ больше рассчитывать не приходится, поскольку собственный политический капитал Багдасаряном безвозвратно разменян на кресло главы секретаря Совбеза.

Самые большие интриги в предстоящей предвыборной гонке, если, конечно, повезет, журналистам и заинтересованным экспертам стоит ожидать от партии "Процветающая Армения", а вернее от ее отца-основателя, второго президента Роберта Кочаряна. Некоторые расценивают последнее интервью Роберта Кочаряна в качестве предвестника его возвращения в большую политику, а это может серьезно изменить политическую конъюнктуру в стране. То есть в этом случае ожидается, что основной опорой второго президента будут именно "Процветающая Армения" и АРФ "Дашнакцутюн".

Если со второй все более или менее ясно - она действует в стане оппозиции, то с первой ситуация обстоит несколько иначе. Дело в том, что несколько месяцев назад "Процветающая Армения", входящая в состав правящей коалиции, под прессингом руководства страны подписала коалиционный меморандум о поддержке на президентских выборах кандидатуры действующего главы Армении. Если Роберт Кочарян решит вернуться в большую политику и побороться за президентское кресло, опираясь на ПА, лидеру этой партии Гагику Царукяну придется пойти на очень сложный и рискованный (с учетом наличия у него большого бизнеса в Армении) шаг - отозвать свою подпись из-под коалиционного меморандума и выступить на выборах в качестве оппозиционной силы.

В этом случае вся властная машина будет работать против ПА и ей придется рассчитывать исключительно на собственные ресурсы и потенциал. Возможен и второй сценарий. ПА заявит об отзыве своей подписи из-под коалиционного меморандума сразу после парламентских выборов. То есть на парламентских выборах она выступит в качестве провластной силы, наберет "причитаемые" ей голоса, а уж затем заявит о своем выходе из рядов коалиции.

Есть и третий самый банальный, но самый вероятный сценарий - никакой интриги во время выборов и после них не будет, и ПА продолжит свою работу в провластном лагере, сформировав после выборов стандартный коалиционный триумвират вместе с РПА и ОЕ. Тем более, что в меморандуме РПА, ПА и ОЕ закреплено обязательство не наращивать свой вес в парламенте за счет коалиционных партнеров.

Все это отнюдь не означает, что партии будут сидеть сложа руки и стучаться в дверь лишь высшего руководства. Стучаться в электоральные двери придется в любом случае, но лишь ближе к выборам, в самом конце и при минимальных затратах. Главное - политическое "добро" сверху. А что прописано в Конституции, принятой в 1995 году - это, так, между прочим, для европейских структур.

Николай Торосян, политический комментатор, Ереван