Письмо из Башкирии: "Верните в наши школы русский язык!"

Москва, 6 октября 2011, 13:09 — REGNUM  В редакцию ИА REGNUM обратилась жительница Уфы Эльза Хайруллина, которая описывает ситуацию с изучением русского языка, сложившуюся в школах республики. Как неоднократно сообщало наше агентство, аналогичная ситуация наблюдается и в соседнем Татарстане, где Минобрнауки не дает изучать русский язык в объемах, в которых он изучается в других регионах России. При этом власти обеих республик делают вид, что проблемы нет, а все выступления родителей, которые уже неоднократно выходили на митинги в Уфе, Казани и Набережных Челнах, - "провокации русских националистов". В этой связи, обращение этнической башкирки Хайруллиной свидетельствует, что проблема является интернациональной, а решить ее мешают конкретные люди, руководящие процессом в Татарии и в Башкирии.

"Родилась я в Уфе, в башкирской семье. Моя жизнь протекала в спокойной и доброй обстановке, училась в обычной средней школе. Всё было как у всех: родители - на работе, а дома - бабушка. Говорили мы с ней на родном (башкирском - прим. ИА REGNUM) языке. С одной стороны для меня это было естественно, но с другой - возникали сложности в освоении грамматики русского языка в школе. Я путала окончания, падежи и склонения, несмотря на то, что считалась прилежной ученицей. А в шестом классе при прослушивании записи своей речи на плёнке с удивлением обнаружила, что у меня тюркский акцент (так сказать говор местный). А ещё немного позже узнала от знакомого москвича, что я говорю на русском с явным "родным" напевом.

На моё счастье, я родилась в те чудные советские годы, когда государственная система образования давала любому гражданину страны стандартный объём необходимых фундаментальных знаний, обеспечивавших равные возможности для самореализации в любой сфере деятельности. Сильные педагоги и большое количество часов русского языка и литературы (тогда было 11 часов в неделю в начальной школе) дали свой результат. Я поступила в престижный технический ВУЗ, имею учёную степень.

Сейчас я с ужасом наблюдаю, как мой сын, изначально имеющий природную тягу к знаниям, учась уже в третьем классе средней школы, практически ежедневно сталкивается с одной и той же проблемой. Суть проблемы заключается в том, что обучение в школе ведётся на русском языке, а недостаточно хорошее знание русского языка, недостаточные навыки письма и быстрого чтения не дают возможность полноценно осваивать другие школьные предметы.

Почему так происходит? Я убеждена, что причиной является недостаточное количество часов русского языка и литературы, ведущее к ухудшению качества изучения предмета. Как оказалось, мы теперь учимся по программе для "многонациональной школы", а именно: обязательное изучение башкирского языка 2 часа в неделю плюс родные языки и только 3 часа русского языка, вместо 6 ранее (до принятия Закона о языках РБ) существовавших.

Настоящее положение дел в школе не даёт возможности заложить прочный фундамент, да, что там говорить, - дети не получают даже элементарных азов и навыков владения русским языком! Ведь для нормального изучения сложного письменного русского языка необходима ежедневная практика. Однако сегодня всё пущено на самотёк. Почему-то считается, что все и так знают русский язык хорошо, и особого внимания ему уделять не стоит. А это совершенно не так!

Возложенные на школу функции не выполняются должным образом. А как страдают учителя начальных классов, вынужденные "галопом по европам" обучать наших детей грамоте! В конечном итоге страдает весь процесс образования в средней школе. В результате мучаются дети и их родители, которые вынуждены по ночам всей семьёй помогать ребёнку и спешным образом осваивать то, что явно не додали в школе. Дети устают, родители нервничают, семья пребывает в постоянном стрессе. Не каждый родитель имеет профессиональные навыки и в состоянии объяснить правила русского языка. Потому, что родитель - это не учитель.

Дайте профессионалам время и возможность научить всему, чему без проблем нас всех учили в советской общеобразовательной школе! Есть немало исторических личностей из числа башкир и татар, а также современников, которые стали большими государственными людьми благодаря прекрасному владению русским языком и ораторским искусством. Тем более, в наше время жёсткой конкуренции нельзя даже из-за "благих намерений" лишать наших детей возможности на должном уровне овладевать грамотой и русским языком.

Дорогие мои "коренные" соотечественники! Я обращаюсь к тем, кто так ревностно через общеобразовательную школу внедряет в нашу многонациональную культуру только свои устои, а именно подменяет русский язык башкирским, не согласовывая это с желаниями родителей школьников. Поймите! Отрывая наших детей от глубокого изучения основ русского языка и литературы, вы наносите труднопоправимый ущерб образованию, а это касается также и ваших детей.

Я совершенно не против башкирского языка, тем более что сама являюсь его носительницей. Но давайте всё же оставим башкирский язык в общеобразовательной школе для факультативного изучения. И любой человек, вне зависимости от национальной принадлежности сможет изучать его в свободное от основной учёбы время.

Не надо лишать детей возможности качественно подготовиться и успешно сдать экзамен по русскому языку, являющемуся одним из основных предметов школьной программы. Необходимо вовремя остановиться и вернуть нашим детям в общеобразовательные школы великий, могучий и красивый русский язык - язык межнационального общения, язык науки!".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего
NB!
26.04.17
Сталинградский тополь и «Лес Победы» в Нижнем Новгороде: фоторепортаж
NB!
26.04.17
В Узбекистане вновь отменили акцию «Бессмертный полк»
NB!
26.04.17
Регионы смогут устанавливать требования к фамилиям детей
NB!
26.04.17
«Россия не хочет иметь репутацию страны, плюющей на экологию в Арктике»
NB!
26.04.17
«Не знаю, проснусь ли я в камере следующим утром»: экс-глава Удмуртии
NB!
26.04.17
Губернатор Петербурга умолчал о судьбе Исаакия, а депутаты не спросили
NB!
26.04.17
В ДНР смертность в 3,2 раза превысила рождаемость
NB!
26.04.17
Главе Якутии «третий срок уже не светит, второй бы досидеть»
NB!
26.04.17
Экспертный круглый стол ИА REGNUM: «Новые губернаторы и старые элиты»
NB!
26.04.17
Новые губернаторы и старые элиты
NB!
26.04.17
«Правительство служит только тормозом»
NB!
26.04.17
Похитителям невест может грозить до трех лет лишения свободы
NB!
26.04.17
Польский шлях на Одессу
NB!
26.04.17
Чехия «выполнила долг»: парламент страны признал Геноцид армян
NB!
26.04.17
«Новосибирск слишком плоский, ему пора расти вниз и вверх»
NB!
26.04.17
Гладить нежно: как владимирские памятники отдали «безродному космополиту»
NB!
26.04.17
Страны Брейвика — «лидеры счастья»: новое измерение «шоковой терапии»
NB!
26.04.17
Четыре раненых мирных жителя в ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
26.04.17
Киев «оштрафовал» «Газпром» на $6,5 млрд, а что дальше? — обзор энергетики
NB!
26.04.17
Совфед отправил в отставку главного военного прокурора
NB!
26.04.17
Страсти по Исакию: церковная бюрократия против чиновников