Китай наверняка попытается поставить перед государствами региона дилемму выбора между его "инвестиционными возможностями" и "имперскими амбициями" России. Вполне возможно, что этот выбор будет сделан в пользу Китая, особенно с учетом его долевого участия в создании новых нефтегазовых, транспортных и инфраструктурных проектов и наметившихся изменений в имидже Китая в общественном мнении государств региона. Об этом в большом интервью журналу "Эксклюзив" заявил известный специалист по Китаю Константин Сыроежкин.

По его мнению, "Китай будет стремиться делать преимущественно то, что отвечало бы его интересам. А эти интересы на определенном этапе могут вступить в открытый конфликт с интересами и стратегией России". По его мнению, "на сегодняшний день, несмотря на существующие на ментальном уровне опасения по поводу "китайской экспансии", не только политической элитой, но и населением государств Средней Азии, Китай рассматривается как вполне достойная альтернатива России". Эксперт подчеркивает: "для меня главный вопрос звучит несколько парадоксально: (...) как поведет себя Китай в Центрально-Азиатском регионе, когда у него здесь не останется конкурентов в лице западных и российских компаний?"

Любопытно, что в своей беседе с журналистами издания, эксперт, работающий старшим научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, приводит массу цифр, которые свидетельствуют, по его мнению, о том, что "стремительно растущее китайское присутствие в нефтегазовом секторе Казахстана действительно представляет угрозу национальной безопасности (Казахстана - ИА REGNUM). Правда, здесь необходимо иметь в виду, что, поднимая вопрос об угрозе национальной безопасности от иностранного присутствия в нефтегазовом секторе Казахстана, желательно было бы посчитать процентное соотношение всех присутствующих в Казахстане "иностранцев". Китай в этом списке занимает далеко не первые позиции. Например, доля только двух крупнейших в Казахстане газо- и нефтедобывающих компаний, принадлежащих главным образом западным инвесторам - СП ТОО "Тенгизшевройл" и Karachaganak Petroleum Operating B. V., - по добыче нефти в 2010 году составляла 46,81%, а по добыче газа - 76,52%".

При этом, отвечая на вопрос о превращении Казахстана в сырьевой придаток КНР, специалист заявил: "в этом тезисе есть большая доля правды. Растущий внутренний спрос в КНР на практически всю группу сырьевых товаров закрепляет превращение Средней Азии и Казахстана в сырьевой придаток не только европейской, но и китайской экономики. Глобальная неконкурентоспособность среднеазиатских экономик по сравнению с географически близкой китайской предельно затрудняет для них, если не полностью закрывает, возможности диверсификации экономической структуры вне сырьевого сектора".