Первый заместитель председателя правительства России, председатель наблюдательного совета Росатома Игорь Шувалов считает правильным, что атомная госкорпорация, несмотря на репутационные риски, открывает для общественности свои данные о результатах борьбы с коррупцией. "Это важно, что железным правилом в Росатоме является не укрывательство и не защита чести мундира, а выявление нарушений и представление обществу таких сведений. То, что в Росатоме вы не скрываете информацию о выявленных нарушениях, передаете материалы в правоохранительные органы, а также делаете это достоянием общественности правильно, именно так и следует продолжать эту важную работу", - приводит пресс-служба атомной госкорпорации слова Шувалова на заседании набсовета. С 2008 по 2011 год в Росатоме была создана многоуровневая система противодействия коррупции, которая включает в себя внутренний контроль и аудит, контроль за соблюдением единого стандарта закупок и арбитраж, а также мероприятия по профилактике и предотвращению экономических преступлений. В сообщении отмечается, что за прошедшие три года "количество фактов распоряжения имуществом без согласия собственника сократилось в шесть раз, количество действий, совершенных в интересах третьих лиц - в 8,5 раз, совершение сделок с заинтересованностью снизилось в 4,5 раза".

Внедрение прозрачной системы закупок позволило Росатому в 2010 году достичь экономии 19,7 миллиарда рублей, а за первое полугодие 2011 года - 11,6 миллиарда рублей. За последние годы к ответственности было привлечено 48 руководителей предприятий госкорпорации, уволено 12 директоров компаний. В сообщении пресс-службы отмечается, что эти данные воспринимаются общественностью неоднозначно. "Передача материалов по итогам контрольных и проверочных мероприятий в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел (12) также становится чувствительной информацией для общественного мнения", - отмечает пресс-служба. На сегодняшний день в системе противодействия коррупции работают 357 контролеров как в центральном аппарате Росатома, так и на предприятиях отрасли. В 2007 году в Федеральном агентстве по атомной энергии в штате числилось семь контролеров.

"Повышение уровня открытости Росатома - это, безусловно, позитивный шаг, который несет явные экономические выгоды непосредственно самому Росатому, поскольку позволяет существенно оптимизировать расходы и снизить коррупционные риски, - полагает старший эксперт фонда "Институт энергетики и финансов Сергей Агибалов. - Естественно, что при первоначальной публикации данных о нарушениях в компании возможны различные негативные отзывы в обществе. Это с одной стороны. Но с другой стороны, в настоящий момент общественное мнение заведомо допускает высокий уровень коррупции в большинстве госкомпаний и в сфере госзакупок".

"Поэтому, раскрывая реальный масштаб нарушений и демонстрируя приверженность политике по повышению эффективности, компания выгодно позиционирует себя на фоне прочих крупнейших компаний, - отметил он. - При этом дальнейшее следование политике открытости в весьма короткий срок времени позволит существенно снизить объем нарушений, и последующие отчеты уже не будут "пугать" крупными цифрами, а в последствие могут стать своеобразным бенчмарком для прочих компаний. Кроме того, хочется отдельно отметить принципиальную политику компании Росатом в отношении руководителей, допустивших нарушения. Это при том, что в сфере госуправления и ряде крупных госкомпаний переводить людей, допустивших серьезные нарушения, всего лишь на другую работу, иногда даже с повышением, стало печальной практикой. Росатом своей политикой задает новый здравый тон развития в сфере управления".

"Разумеется, вопросами противодействия коррупции заняты многие госкомпании, но зачастую в одних компаниях это лишь формальная деятельность, а в других она тщательно скрыта от общественности, - отметил Агибалов. - Естественно, было бы крайне желательно, чтобы лучшие практики по противодействию коррупции и повышению прозрачности стали бы обязательными для внедрения во всех российских госкомпаниях, а оценка результатов деятельности компаний и предоставление бюджетных средств жестко коррелировали с результатами антикоррупционной деятельности, уровнем открытости и, следовательно, эффективности".