Появление статьи Владимира Путина в газете "Известия" частично объясняется логикой предвыборной кампании, считает руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM 4 октября, комментируя анонсированное премьером создание Евразийского союза.

По его словам, недоверие части патриотически настроенных сторонников Владимира Путина к Дмитрию Медведеву может повредить "Единой России", список которой действующий президент возглавил. Помочь "партии власти" должна де-факто стартовавшая президентская предвыборная кампания Владимира Путина и его инициативы. "Инициатива о Евразийском союзе должна показать, что Кремль предлагает ответ прозападным наднациональным проектам, свой путь. Это, конечно, не призыв "восстановить СССР" (и в статье Путина это подчеркивается), но возможность не дать межреспубликанским связям советской эпохи уйти в прошлое и надежда углубить интеграцию между постсоветскими государствами в будущем. Такая инициатива властей и патриотически настроенным избирателям понравится, и в предвыборной кампании "партии власти" найдет свое место", - уверен Нейжмаков.

По его мнению, предвыборный аспект - все-таки второстепенный для появления статьи Владимира Путина. "Удачно выбран момент для призыва к активизации интеграционных процессов. Еще 4 года назад правящим элитам постсоветских государств казались интереснее не интеграционные процессы на постсоветском пространстве, а ожидание более выгодных предложений в обмен на собственные геополитические возможности от игроков за пределами бывшего СССР. Тем более, что сами данные игроки такие надежды вполне подтверждали, - отметил эксперт. - Вспомним примирительные шаги европейских политиков в отношении Белоруссии и отмену санкций ЕС против руководства Узбекистана осенью 2008 года, активизацию диалога между Вашингтоном и Ереваном в 2009 году, продолжающийся и ныне рост внимания США к Азербайджану, инициативы Евросоюза по поводу украинской газотранспортной системы при Викторе Ющенко и т.д. Не говоря уже о планомерной работе в странах СНГ Ирана и Китая. Да и внутренние угрозы для правящих групп в постсоветских государствах к концу 2000-х вновь отошли на второй план (волна "цветных революций" осталась в прошлом). Вспомним последствия таких настроений постсоветских элит - хотя бы приостановление членства Узбекистана в ЕврАзЭС осенью 2008 года (что ряд экспертов назвали предвестием серьезного кризиса этой организации), полосу российско-белорусских экономических конфликтов в 2009-2010 годах и т.п".

Однако, как обращает внимание Нейжмаков, надежды постсоветских политиков на поддержку партнеров за пределами бывшего СССР оказались сильно преувеличенными. "Сегодня ведущие международные игроки ослаблены собственными внутренними кризисными явлениями (как ЕС) или сосредоточены на ситуации в более экономически значимом регионе Большого Ближнего Востока. К тому же, Владимир Путин нашел весьма сильный аргумент для постсоветских государств - новые интеграционные проекты повысят привлекательность этих стран для внешних игроков. На этот аспект уже обращали внимание, например, в Казахстане. Так, глава МИД этой страны Канат Саудабаев еще в 2010 году на страницах официального китайского издания "Жэньминь жибао" заявил, что китайским компаниям будет "выгодно создавать высокотехнологичные СП в Казахстане, имеющем лучший бизнес-климат и оттуда беспрепятственно поставлять свои товары на 200-миллионный рынок Таможенного союза"", - подчеркнул представитель ИГСО.

Таким образом, по мнению Нейжмакова, Путин призывает активизировать интеграционные процессы именно в тот момент, когда семена этого призыва готова упасть на благодатную почву. Он полагает, что в дальнейшем весьма вероятно расширение круга стран бывшего СССР, заинтересованных в интеграции. И почти наверняка следующим встанет вопрос о переходе на новый уровень не только экономических проектов, но и институтов безопасности на постсоветском пространстве. Опыт последних лет снова показал, что вопросами безопасности стран бывшего СССР никто, кроме них самих, заниматься не будет.

Пермский политолог Олег Подвинцев напротив уверен, что поднимать сейчас вопрос о Евразийском союзе - означает не более чем пытаться вытащить на свет замшелые иллюзии двадцатилетней давности. "О каком реальном объединении с Россией может идти в ближайшей перспективе речь, если у нашей страны не осталось других средств воздействия на соседей, кроме газовой трубы? Родство режимов не меняет ситуацию - ни один авторитарный лидер добровольно со своей властью в пользу какого-то другого органа не расстанется. Все последние годы страны постсоветского пространства медленно, но верно, продолжали расходиться в разные стороны. Таможенный союз в данном отношении значит столь же мало, как некогда с большой помпой провозглашенное Союзное государство России и Белоруссии. А где прежний оптимизм по поводу СНГ? Ясно, что статья Путина является частью начавшейся избирательной кампании, и если власти действительно нечего больше предложить, то дела обстоят значительно хуже, чем может показаться на первый взгляд", - резюмировал политолог.