На прошлой неделе произошла резкая активизация в деятельности некоторых высокопоставленных белорусских чиновников по превращению республиканского общественного объединения "Белая Русь" в партию. В частности, прошло собрание Добрушской районной организации РОО "Белая Русь", на котором члены районной организации выступили с инициативой по преобразованию РОО "Белая Русь" в партию народного единства "Белая Русь". С просьбой прокомментировать данную "инициативу с мест" ИА REGNUM обратилось к белорусскому политологу Юрию Баранчику.

ИА REGNUM: Что стоит за активизацией чиновников в деле превращения общественного объединения "Белая Русь" в партию?

- На самом деле, за этой активизацией стоят достаточно серьезные процессы, которые происходят в среде белорусской номенклатуры. Причем эти процессы входят в очень серьезное структурное противоречие с тем, как планирует управлять государством действующая очень небольшая клика приближенных к действующему главе государства чиновников и силовиков, несмотря даже на то, что руководители РОО "Белая Русь" входят в правящий клан республики. Все равно они отражают мнение значительного слоя белорусских чиновников. О чем идет речь?

Дело в том, что на сегодняшний день белорусское чиновничество находится у разбитого корыта. Чиновники много лет преданно служили одному человеку, выполняя все его политическое и социально-экономические установки, и надеялись, что за верную службу они будут вознаграждены по заслугам кусками общенародной собственности в результате приватизации. За это, собственно говоря, и служили. Однако, т.к. стоимость белорусских активов стремительно падает, и правящая группа и близко не собирается подпускать к приватизации местное чиновничество, в его рядах пошло брожение. Власть целенаправленно стремится не допустить к приватизации местную элиту, делая ставку на внешних инвесторов. Причины этого вполне понятны. А если чиновники не участвуют в приватизации, они остаются нищими, и все их труды идут прахом.

Вот со временем они и осознали, что для отстаивания своих интересов им необходимо не идти революционным путем и воевать против власти, а необходимо создать партию власти, верхушка которой станет неприкасаемой для силовиков. Соответственно, вертикаль власти серьезно увеличит свои ресурсы и повысит сплоченность рядов как в преддверие грядущих политических и социально-экономических катаклизмов, так и в случае резкого развала существующей в Беларуси системы власти.

ИА REGNUM: Отреагирует Александр Лукашенко на данную активизацию партийного строительства со стороны своих подчиненных?

Мне кажется, что Александр Лукашенко осознает, что начало партийного строительства в условиях современной Беларуси со всем экономическим и клановым подтекстом происходящего будет означать начало конца его власти. По сути, ему предлагают добровольно передать часть властных полномочий в пользу некоего номенклатурного центра. Но именно с этим Александр Лукашенко и боролся с 1994 года, с того времени, как пришел во власть - сначала с Верховным Советом, потом с правительством Чигиря и т.д. Не для того он столько лет, по его словам, "вылизывал республику", чтобы так просто создать партию власти и отдать в ее руки часть собственного влияния.

ИА REGNUM: Тогда в чем был смысл создания республиканского общественного объединения "Белая Русь"?

- Оно создавалось абсолютно с прагматичной точки в целях заигрывания со значительной частью чиновничества. На мой взгляд, президент не планировал создание партии власти, а предполагал бесконечно долго играть на этой теме с целью снижения протестного потенциала в среде чиновников. Но сейчас, видимо, терпение белорусской номенклатуры с учетом тяжелейшего экономического положения и отсутствия всяких перспектив лопнуло, и она решила, что в следующем парламенте она должна быть представлена как класс.

ИА REGNUM: Пойдет ли Александр Лукашенко на создание партии власти?

- Дело в том, что время для безболезненной интеграции партии власти в существующую в Беларуси общественно-политическую и властную модель управления, на мой взгляд, упущено. Она должна была быть создана к прошлым выборам в парламент, которые прошли в 2008 году. Это был крайний срок. Тогда лояльность партийцев к действующему главе государства была бы гарантирована. Сегодня такое решение запоздает, т.к. сама партия будет заточена под приватизацию собственности и власти в своих интересах, без учета интересов клана Лукашенко. Поэтому Лукашенко не пойдет на создание партии власти. Это будет означать то, что он добровольно решил поделиться полномочиями. Соответственно, все поймут, что власть можно требовать, т.к. президент уже не тот и не может держать ситуацию полностью под контролем. Это станет "политическим харакири" Лукашенко.

С другой стороны, отказ в создании партии власти после того, как чиновники осмелились на проведение голосования в провинциальной первичке, означает серьезный рост напряжения в структурах власти. Если чиновники увидят, что их "кидают", то несложно предположить, что их вынужденная лояльность может перейти в свою противоположность. В любом случае, даже эта ситуация показывает, что нынешняя белорусская власть не может решить ни один серьезный вопрос без угрозы слома всей системы. Причина единственная - власть категорически боится идти на любой слом, любые реформы прогнившей политической и социально-экономической модели. Болезнь "неэффективного управления" по всем направлениям государственной политики не лечится, она просто загоняется вовнутрь, вследствие чего государственный организм начинает гнить изнутри, и мягкого, эволюционного пути решения имеющихся на сегодняшний день проблем в республике просто не наблюдается. Все идет к очень плохому сценарию.