Совместная Декларация, принятая на Варшавском саммите "Восточного партнерства", является довольно обширным документом из 29 пунктов, в котором указаны конкретные цели и условия деятельности "Восточного партнерства". Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, заявил 1 октября директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

В документе также четко отмечены условия реализации процесса по упрощению и дальнейшей отмене визового режима между странами "Восточного партнерства" и ЕС. "Страны-члены "партнерства", в том числе и Армения, получат возможность войти в общую с ЕС зону свободного передвижения", - подчеркнул Искандарян.

Как известно, в пунктах 26-29 декларации говорится о рабочем формате урегулирования конфликтов и отмечается, что их решение должно быть осуществлено исключительно мирным путем, на основе норм международного права. "Это очень важное обстоятельство, так как в последнее время многие эксперты выражают мнение о возможном решении нагорно-карабахского конфликта посредством других установок", - заметил он.

Также следует обратить внимание на тот факт, считает политолог, что на саммите еще раз подчеркнули важность той роли, которую играет Минская группа ОБСЕ в решении данного вопроса, а также дифференцированный подход к странам-партнерам. "Восточное партнерство", вначале представляющее собой "чистый лист бумаги", начало наполняться содержанием и получать определенные формы", - сказал он.

Что касается развития отношений между Белоруссией и ЕС, то политолог констатировал тот факт, что кризис этих отношений не является новым явлением, он возник сразу после президентских выборов в Белоруссии." "Восточное партнерство" также имело целью включить Белоруссию во взаимодействие с ЕС, и одним из инициаторов этого был Радослав Сикорский (министр иностранных дел Польши). Но, фактически, то, что президент Белоруссии не смог посетить Польшу в связи с тем, что был объявлен персоной нон грата в Европе, привело к демаршу с белорусской стороны. Де-факто в Варшавском саммите участвовали 5 стран-партнеров "Восточного партнерства", Белоруссия перестала быть частью программы", - подытожил Искандарян.

По словам политолога Александра Маркарова, Декларация определила три основных составляющих деятельности "Восточного партнерства": политическое ассоциирование, экономическая интеграция и роль различных структур в осуществлении данной политики.

Также, прокомментировав заявления МИД России о том, что итоги саммита "Восточного партнерства" не должны отразиться на реализации совместных со странами-членами проектов, Искандарян подчеркнул тот факт, что, если у некоторых стран могут возникнуть проблемы в связи с этим, то комплементарная политика Армении позволит ей избежать подобного.

"Также следует отметить такой немаловажный факт, что в документе еще раз подчеркивается важность создания Зоны глубокой всесторонней свободной торговли и углубления сотрудничества в сфере энергетики, в частности отмечается важность развития атомной энергетики и безопасности в данной сфере в некоторых странах -партнерах, не называя их", - отмечает директор армянского филиала Института СНГ Маркаров.

Напомним, что 30 сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко выступил с критикой в адрес ЕС. "Мы еще посмотрим, что делать с этим "Восточным партнерством", - отметил он. По мнению главы Белоруссии, "пока "Восточного партнерства" нет, а только нравоучения и одна головная боль", есть "болтовня, пусть они на меня не обижаются". Лукашенко отметил, что озадачен сложившейся ситуацией: "Когда "Восточное партнерство" из некой школы обучения политике и дипломатии одной страны, то есть нас, превратится в нормальное партнерство? Когда мы начнем реализовывать экономические проекты?" "Мы слишком много внимания уделяем этим евросоюзовским посиделкам", - констатировал Лукашенко. По мнению руководителя Белоруссии, следует успокоиться и меньше внимания обращать на заявления политиков из Брюсселя: "Это даже не мнение глав государств. Какой-то чиновник брякнет в Брюсселе, а мы начинаем дрожать. Пускай брякает".