Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис сегодня, 29 сентября, снова заявил, что Литва и дальше будет стремиться к тому, "чтобы был возмещен ущерб, причиненный ей во время оккупации, и напоминать миру о трагическом опыте своего народа под гнетом тоталитаризма прошлого столетия". Об этом сообщает Delfi.

"Не для того, чтобы соревноваться с кем-то в количестве обид или жертв, а из-за человеческого долга", - сказал министр на организованной в МИД дискуссии "Политика Гитлера и Сталина по уничтожению Европы: Литва на карте "кровавых земель".

По словам министра, восстановление справедливости и памяти о преступлениях тоталитаризма - один из основных приоритетов внешней политики Литвы. "Мир солидарно осудил преступления нацизма, жуткую трагедию Холокоста, чтит память миллионов жертв, погибших на фронтах войны. Но со времени победы над гитлеровским режимом до наших дней в исторической памяти Европы есть бреши. Это связано с географией тотального террора, о которой умалчивают, с его исполнителями и жертвами", - цитирует Ажубалиса Elta.

По его словам, хотя использовались разные методы, оба режима - нацистский и советский - совершали массовые убийства евреев, литовцев, латышей, эстонцев, поляков и русских.

"На мероприятии представлено новое исследование, в котором анализируется террор, совершенный коммунистическим Советским Союзом и нацистской Германией - книга Тимоти Снайдера "Кровавые земли. Европа между Гитлером и Сталиным". По утверждению Ажубалиса, в этой книге рассматриваются вопросы, которые долгие десятилетия были безответственно оставлены без внимания", - сообщает Elta.

"Этот труд напоминает миру, что регион Центральной и Восточной Европы от Балтийского до Черного моря был основным полем трагедии XX в. Здесь встретились две бесчеловечные тоталитарные машины", - сказал министр.

В дискуссии также участвовали историки, политологи и дипломаты. Дискуссию вел политический обозреватель Кястутис Гринюс.

Как неоднократно сообщало ИА REGNUM, терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии, однако, не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида, теория "оккупации", по мнению властей современной Латвии, позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших их советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные" свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д.