Решение о выдвижении Владимира Путина в президенты России на ближайших выборах прокомментировал 28 сентября для ИА REGNUM молдавский политолог Виктор Жосу:

В политике не принято загадывать наперёд, но после прошедшего в минувшую субботу съезда партии "Единая Россия" за ответом на вопрос, кто станет следующим президентом Российской Федерации, к гадалкам уже можно не ходить. Как бы ни складывалась ситуация, очевидно, что в оставшееся до президентских выборов 4 марта 2012 года время у Владимира Путина не появится соперник, способный помешать ему вернуться в Кремль. Что пока не очевидно, так это эффекты, которые будет иметь это возвращение на политику государства российского. В частности, пока трудно предположить, как именно скажется оно на российско-молдавских отношениях, на том же приднестровском "вечном" урегулировании.

Конечно, легче всего представить себе, что Путин-2012 станет неким продолжением прежнего президента Путина, и преобладающая часть комментариев строится сейчас именно на таком представлении, но пока это не более чем спекуляции. Не исключено, что в политическом образе будущего президента Путина появятся некие новые черты, мне, во всяком случае, этого хотелось бы. И не потому, что прежний образ не понравился, совсем наоборот. Просто в мире кое-что за минувшие четыре года изменилось, да и в одну и ту же воду дважды вступить еще никому не удавалось. Даже представить себе такое скучно.

В главном, однако, политика России на молдавском направлении уже не изменится, параметры останутся теми же, что и при первом-втором президентстве Путина, и при президентстве Медведева. Кремль будет по-прежнему выступать за территориальную целостность нашего независимого и суверенного государства, но и за "равноправие Кишинёва и Тирасполя как субъектов переговорного процесса", как будет Кремль настаивать на тезисе (впрочем, вполне реалистичном), что в рамках унитарной Республики Молдова приднестровский конфликт не может быть урегулирован никогда. Тандем ли тому виной, не тандем, но в политике российского государства, в отличие от его молдавского "партнёра", уже установилась преемственность.

Конечно, на постсоветском пространстве в силу наших привычек большую роль может сыграть фактор личных контактов лидеров государств. Порой, даже чересчур большую. По этой части, впрочем, у нас в запасе тоже кое-что имеется. В Молдавии из ныне действующих лидеров аж целых двое могут похвастать тем, что "лично знакомы с Путиным": Владимир Воронин и Владимир Филат. Ну, с Ворониным на сегодня определенно ясно одно: всех в Москве он за минувшие годы, что называется, достал. Причем первым достал Путина, еще в пору прежнего президентства Владимира Владимировича. Крепко достал, уж постарался. Вспомним: и винное эмбарго, и антироссийская истерия 2005 года, и в целом ухудшение после этого молдавско-российских отношений - это всё результаты воронинского "доставания". Хотя, кто он для Путина, сегодняшний Воронин? Лидер "самой крупной" оппозиционной партии, от выборов к выборам теряющей избирателей? Таковой вряд ли может рассматриваться как перспективное "контактное лицо", даже без никудышной "кредитной истории", каковой по данной части обладает Владимир Николаевич.

У Филата тоже была возможность познакомиться с Путиным, они вроде бы даже общались, как премьер с премьером. Но получит ли это общение свое продолжение? Для этого Владимиру Васильевичу надо бы, как минимум, тоже стать президентом, Молдавии. Потому что - даже если предположить (если кому-то в Кишинёве уж очень захочется такое предположить!?), что у Путина возник некий интерес к Филату, который мог бы породить иллюзию на некое "продолжение и развитие" их личных контактов и даже, быть может, поди знай, на некую "дружбу" (ведь может же Путин дружить с Берлускони, почему бы ему с Филатом не подружиться? ну и что, что Молдавия меньше Италии? княжество Монако куда меньше Молдавии, но дружит же Путин с принцем Альбером II, в вопросах дружбы размер не имеет значения) - так вот, даже если всё это предположить и гипотетически допустить... увы, по дипломатическому протоколу президентам с премьерами встречаться не положено.

Президентам положено встречаться с президентами. На худой конец, с исполняющими их обязанности. Так что 7 мая будущего года, если ничего в Республике Молдова к тому времени не поменяется (а как и, главное, почему оно должно поменяться, пока совсем не понятно), на инаугурацию нового президента Российской Федерации от нашей страны поедет Мариан Ильич Лупу. И хотя уже сейчас такая перспектива представляется и вовсе тоскливой, я бы её не исключал.

Зато в Молдавии появится третий из ныне действующих политических лидеров, который тоже сможет похвастать: я-де Путина видел, познакомились, обменялись рукопожатием. Даже приглашение от него получил, побывать на президентских скачках на московском ипподроме (их, кажется, где-то в июле принято проводить).

И за третьего тоже можно будет порадоваться, почему нет? Вот только Молдавии радости от этого вряд ли прибудет. Хотя чего там, огорченья не было бы. Как говорится, уже в радость.