Перспективу возвращения Владимира Путина на пост президента РФ в ходе ближайших выборов прокомментировал 28 сентября для ИА REGNUM директор Института политических знаний и международных отношений Академии наук Румынии, профессор Дан Дунгачиу:

Та манера, в которой было сделано это заявление на съезде 24 сентября, удивляет и показывает, что Москва не заботится на данный момент о том, чтобы соблюдать проформу на предстоящих выборах.

Очевидно, что возвращение Путина на пост президента определяет будущую политическую проекцию России в двух основных аспектах. С одной стороны, экономический аспект, учитывая, что мировой кризис также повлияет на Россию, которая и без того имеет серьезные экономические проблемы (кризис снижает потребление, в том числе энергетических ресурсов, и цены могут поменяться). В этом вопросе политика Путина была политикой сдержанной открытости по отношению к Западу и будет оставаться такой впредь. В дилемме "экономическая открытость" против "национальной безопасности" Путин будет пытаться сохранить баланс, не допуская возвращения к ельцинской эпохе, когда приватизация в России достигла своего пика, и которую россияне считают наиболее катастрофической за постсоветский период. Добьется ли Путин успеха или нет, еще предстоит выяснить, поскольку над Россией нависло предупреждение Горбачева, который говорит, что существует риск того, что Российская Федерация рухнет, как рухнул СССР, со "скалы" энергетических ресурсов, потому что не знает, что с ними делать и не имеет достаточно реформированной и современной экономики для их использования.

Что касается внешней политики, Москва продолжит на региональном уровне политику восстановления сфер влияния на постсоветском пространстве, используя политику перезагрузки отношений с США. В нынешних условиях, а так же в отсутствии интереса США в данном регионе, имеются все шансы сделать это. Урегулирование приднестровской проблемы будет использоваться с этой точки зрения, так называемая федерализация Республики Молдова будет являться инструментом для сохранения Республики Молдова в сфере интересов Москвы. Республика Молдова сама по себе не представляет ценности для Москвы, это просто пункт внешней политики, который Россия обыгрывает в отношении с другими, более важными разделами (отношения с Германией, Европой, НАТО, США или Румынией).

В отношениях с Западом, президент Путин будет продолжать наступать на трещины внутри НАТО или ЕС, путём особого партнерства с Германией, Францией или Италией, желая убрать Америку из региона.

Что же касается отношений с Румынией, то теоретически есть три основных элемента, которые могут сгенерировать позитивные изменения в двусторонних отношениях, которые с недавних пор начали постепенно размораживаться, по крайней мере, в том, что касается отношения со стороны Румынии.

1. Это американский противоракетный щит и стратегическое партнерство с США в XXI веке. Кажется парадоксальным, но эта вещь может быть очень полезной для двусторонних отношений, потому что, как только проблема безопасности окажется решённой, румынские лидеры смогут вести переговоры с Россией более расслабленно. С другой стороны, это даст народу больше уверенности в том, что Румыния имеет достаточно гарантий безопасности, чтобы вести переговоры или говорить с Россией более свободно. Результаты опросов, проведенных в Румынии, показывают, что Россия воспринимается как главный враг Румынии, но население, тем не менее, хочет иметь торговые отношения с Россией. Так что, вероятно, большая гарантия безопасности со стороны США может привести к большей политической и экономической открытости в отношении России.

2. Экономический кризис. Экономический кризис может вызвать необходимость двустороннего сотрудничества, тем более что это пошло бы на пользу обеим сторонам. Существует много возможностей в этом отношении, и не исключено, что экономический кризис позволит победить прагматизму, как в Бухаресте, так и в Москве.

3. Личная схожесть двух президентов, Путина и Бэсеску. Лидеры двух стран имеют много общего с точки зрения политического профиля. Оба являются сильными лидерами, способными управлять в сложных ситуациях и принимать соответствующие жесткие и решительные меры, особенно в период кризиса. Учитывая сложные отношения между двумя странами, эти два лидера являются наиболее подходящими для достижения примирения. Это может звучать парадоксально, но у них есть способность, несмотря на различия, которые существовали, перезапустить двусторонние отношения. Если это произойдёт в течение двух лет, тогда с уверенностью можно говорить о том, что связь между этими двумя странами останется сильной.

Надежды Москвы на то, что смена президента Бэсеску создаст предпосылки для улучшения двусторонних отношений, является иллюзией. Во-первых, политику Румынии в отношении России, не выстраивает один человек, как бы его ни звали, так что наивно верить в чудесное видоизменение отношений по случаю смены президента из Бухареста, независимо от сегодняшних заявлений. Эти два года, когда президентами будут Путин и Бэсеску, именно поэтому очень важны. Или последуют попытки примирения, или двусторонние отношения станут еще более напряженными, а Россия будет поддерживать, прямо или косвенно, напряженность политической ситуации в Румынии, в том числе используя вопрос, связанный с Республикой Молдова.