Мэр Тбилиси Гиги Угулава может стать опасным соперником для Михаила Саакашвили, предполагает грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе. В интервью грузинской газете "Квела сиахле" ("Все новости") он размышляет о предстоящих в Грузии парламентских, а затем президентских выборах и возможном распределении постов президента, премьера и председателя парламента.

Политолог считает, что продвижение Угулава и его избрание президентом в интересы Михаила Саакашвили не входит, так как Гиги Угулава - достаточно амбициозная фигура, и Запад может увидеть в нем альтернативу самому Саакашвили, поэтому он попытается найти себе на смену безамбициозного политика."У Угулава амбиция явно видна, и иногда бывает так, что такие друзья пугают политика больше врагов", - поясняет Сакварелидзе.

Маловероятно, чтобы Угулава устраивал Саакашвили на посту председателя парламента, так как, по мнению политолога, если Угулава сумеет взять под контроль парламентское большинство, то может повториться то, что произошло до революции роз, когда бывший спикер парламента Зураб Жвания занял достаточно сильные позиции в противостоянии с Эдуардом Шеварднадзе.

Рамаз Сакварелидзе не питает особенных иллюзий относительно возможного улучшения избирательного законодательства и поясняет, что правительство Грузии не особенно заинтересовано в изменении избирательного кодекса и использует эту тему только для взаимоотношений с оппозицией.

"Они (правительство) не согласились на очень важное предложение оппозиции, а это указывает на то, что они вновь собираются контролировать избирательный процесс. Правительство кое-что уступит, но от этого его контроль ничуть не ослабеет. Зато этой малой уступкой оно покажет Западу, что находится в конструктивном диалоге с оппозицией", - отмечает политолог.

По его оценке, в сегодняшней ситуации никакой перспективы для грузинской оппозиции не видно, и эту бесперспективность для оппозиции создает пассивно настроенный электорат. Но взаимоотношения оппозиции и электората взаимосвязаны, поясняет Сакварелидзе.

"Сегодня население является самым важным и узловым субъектом в этой политической игре. Сегодня оппозиционно настроенный электорат спит, и усыпила его оппозиция, которая сделала много неправильных шагов, и сделала их так, что всем этим шагам правительство противопоставило более эффективные действия", - размышляет политолог.

По его мнению, сегодня трудно сказать, что и когда сможет пробудить от спячки грузинский народ. Может случиться так, что народу все станет безразлично, и тогда события в Грузии развернутся по арабскому сценарию, где политическая сила никакого значения не имеет. Не исключено, что какой-либо политик все же сумеет убедить электорат в эффективности своих действий. Но более обычным для грузинской политики сценарием политолог считает появление новой политической силы в недрах самого "Национального движения" (правящей партии Грузии).

"Это довольно обычный сценарий для грузинской политики. Так появилась оппозиция у Звиада Гамсахурдиа и у Эдуарда Шеварднадзе. Возникнет ли такая ситуация, не знаю, "Нацдвижение" выглядит достаточно монолитно, но если в этой силе появится выраженная фигура с большими политическими амбициями, возможно, многое изменится", - заявляет Сакварелидзе.

По его словам, сегодня в правящей партии явно чувствуется дефицит таких независимых фигур, но таким бросающимся в глаза лидером политологу видится все тот же Угулава, который в случае перехода в оппозицию "может оказаться для Саакашвили крайне опасным соперником".

Развивая эту же тему в газете "Картули ситква" ("Грузинское слово"), Рамаз Сакварелидзе отмечает, что у Саакашвили есть перспектива остаться в политике, если в его же команде не начнутся такие процессы, которые помешают ему в этом. "Саакашвили помешают не население или оппозиция, это сделают его же друзья", - поясняет политолог. И хотя четких признаков какого-либо раскола или брожения в монолитной правящей партии он пока не видит, но отмечает, что "когда какая-либо команда набирает такую власть, внутри нее, как правило, начинается разлом".