Калининградский министр о "коммерциализации" образования: "Банкетов в школьных столовых не получится": интервью ИА REGNUM

Калининград, 26 сентября 2011, 12:39 — REGNUM  Министр образования Калининградской области Анастасия Хребтова в интервью ИА REGNUM рассказала о реализации в регионе федерального закона № 83, который уже назвали законом о "коммерциализации" медицины, образования и культуры. В частности, с 2012 года устанавливается новый порядок финансирования бюджетных учреждений и, прежде всего, школ.

ИА REGNUM: Анастасия Ивановна, как известно, с 1 января 2012 года школы Калининградской области будут разделены на три категории: казенные учреждения, бюджетные учреждения и автономные учреждения. Сколько у нас останется бюджетных школ?.

Отнесение образовательных учреждений к типу автономного, бюджетного или казенного решается учредителем. Статус, в котором ранее существовали школы Калининградской области, это бюджетные учреждения, таковыми они в большинстве своем и остались. Для этого потребовалось только внести изменения в уставы учреждений. Казенные или автономные учреждения необходимо создавать путем изменения типа. Это целая процедура.

ИА REGNUM: Как калининградские школы будут выходить на самоокупаемость? Некоторые и в шутку, и всерьёз уже предлагают сдавать по вечерам столовые для банкетов...

Школы Калининградской области оказывают услуги, связанные с реализацией конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому пока рождаются дети, школы будут развиваться и получать государственное или муниципальное задание с учетом содержания имущества и стоимости услуги. Перечень услуг, которые смогут оказывать школы на безвозмездной основе четко должен быть закреплен в уставе учреждения и соответствовать уставным целям и основным видам деятельности школы. Поэтому проводить банкеты в столовых учреждения не получится.

ИА REGNUM: Ждёт ли родителей увеличение "легальных" взносов в школу?

Услуги по предоставлению учащимся начального, основного общего и полного общего образования финансировались и будут финансироваться из областного бюджета. Дополнительные услуги, бюджетные и автономные учреждения в соответствии с уставом и лицензией смогут оказывать на безвозмездной основе. "Легальные" взносы, как вы выражаетесь, как были добровольными пожертвованиями, так и останутся.

ИА REGNUM: Многие эксперты прогнозируют социальный взрыв после исполнения ФЗ-83, мотивируя тем, что школы могут стать банкротами. Насколько инициатива российского правительства - "антинародная"? Какое ваше мнение?

Процедура банкротства государственного (муниципального) учреждения оказывающего социально значимые услуги невозможна. Если ошибки руководства приведут учреждение к малейшему намеку на банкротство (например, невыплата заработной платы работникам в течение двух, в некоторых случаях трех месяцев), то такой руководитель подлежит увольнению. В худшем случае, учреждение будет реорганизовано в казенное и потеряет определенную самостоятельность. Министерство образования Калининградской области видит перспективы развития образовательного учреждения в автономном или бюджетном статусе. Реализация 83-ФЗ поддерживается Министерством образования и делается все возможное, чтобы задуманные законодателем изменения происходили без негативных последствий.

ИА REGNUM: Какими, по вашим прогнозам, ожидаются положительные результаты реформы?

Главный ожидаемый результат реформы - это создание экономических механизмов развития учреждений, внедрение элементов здоровой конкуренции в бюджетной сфере, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда.

ИА REGNUM: Прежнее Министерство образования Калининградской области что-то подобное до ФЗ-83 уже проводило. Правда, это привело к закрытию малокомплектных школ, что вызвало негативную реакцию со стороны общественности. Будете ли вы учитывать печальный опыт предшественницы?

Мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений в Калининградской области были вынужденной мерой, связанной с изменением демографической ситуации в регионе, а также в целях выравнивания условий получения образования гражданами в городской и сельской местности. Оптимизация сети образовательных учреждений в Калининградской области осуществлялась с соблюдением конституционных прав граждан и позволила значительно улучшить условия и качество образования, хотя возможно, эти меры были не популярными. Оптимизация сети образовательных учреждений, в основном, завершена, однако при резком сокращении контингента обучающихся, или открытии новых школ реорганизация отдельных образовательных учреждений возможна и в дальнейшем.

ИА REGNUM: Есть ли в Калининградской области недокомплект учителей?.

На 1 сентября 2011 года вакансий по педагогам общеобразовательных школ в городе Калининграде нет. В области требуются учителя начальных классов, учителя физкультуры, математики и русского языка. В учебном 2010-2011 годах в школах Калининградской области обучалось 86 тыс. 709 учащихся.

Ранее ИА REGNUM сообщало о том, что с 1 января 2012 года школы Калининградской области будут разделены на три категории: казенные учреждения, бюджетные учреждения и автономные учреждения. Казенные учреждения будут работать так же, как сейчас практически все бюджетные организации: они будут получать финансирование из бюджета по смете (которая может формироваться, например, на основе фактических расходов прошлого года), а доходы будут перечислять в бюджет. Автономные учреждения будут получать не бюджетное финансирование, а лишь субсидии на выполнение "заданий учредителя", в остальном будут функционировать самостоятельно. Наконец, бюджетные учреждения - а именно в этот разряд, как предполагается, перейдет большинство школ - будут получать бюджетное финансирование, но не по смете, а лишь "на исполнение обязательств перед физическими лицами". При этом доходы от своей деятельности они будут оставлять себе, а не перечислять в бюджет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.