Киевский еженедельник "Комментарии" 23 сентября опубликовал статью одесского эксперта Сергея Ильченко "Скромное обаяние ведомственной политики", текст которой приводится ниже:

"В ходе встречи с Эдуардом Кокойты руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин заявил, что право выбора главы государства принадлежит только народу Южной Осетии. Тем не менее, российские представители весьма плотно курируют все большинство выборов, проходящих в странах СНГ. Сценарии российского вмешательства обычно провальны - но, тем не менее, опасны.

Схема, в целом, всегда одинакова. Незадолго до выборов в СМИ вбрасывается обсуждение "интересов России в регионе". В ход идут "плацдарм для прыжка на... " (нужное вписать), "забота о братском народе", или "противодействие N-ской экспансии".

Затем начинается поиск друзей и врагов: предполагается, что Россия преследует цели, которым способствуют одни и препятствуют другие. Но настоящие цели России порождены сложением векторов, они - равнодействующая усилий конкурирующих ведомств. По этой причине, их трудно сформулировать, и почти невозможно публично признать.

Как следствие, кандидаты на роль друзей походят негласный кастинг претендентов. В роли жюри выступает окружение президента и премьера, в роли лобби - представители ведомств. Победители получают полуофициальную "российскую поддержку" и курируются администрацией президента. Однако ее роль вторична: все, с кем работает Сергей Нарышкин и его люди, вначале прошли через жесткий ведомственный отбор.

Такая схема была задействована в ходе недавних выборов в Абхазии. Она же реализуется сегодня в Приднестровье и в Южной Осетии. Её же пытаются использовать и в Молдове, где российские посредники никак не усадят в одну лодку две силы, каждая из которых устраивает их только частично: либеральных демократов Филата и коммунистов Воронина.

Сильный политик не станет играть на таких условиях. Маневры между ведомствами, каждое из которых продавливает свой вариант попила бабла - удел аутсайдеров, не имеющих иных перспектив, либо изгоев, которым нечего терять в плане репутации. И два "пророссийских" кандидата на президентских выборах в Южной Осетии и Приднестровье, два Анатолия: Бибилов в РЮО и Каминский в ПМР, иллюстрируют это как нельзя более ярко.

Бибилов - креатура Минрегионов и силовиков. Их интересы в Южной Осетии - строительный бизнес в рамках российской помощи, и торговля спиртным. В РЮО разливается примерно 80% "левой" водки, поступающей в Россию, и кто-то должен решать пограничные проблемы, организуя доставку сырья и вывоз продукции. Разумеется, огласить такие цели невозможно, да и не нужно. Кандидатуру главы южноосетинской МЧС согласовали без особого шума. Эдуарда Кокойты, в какой-то момент лишившегося покровителей в Москве, было решено аккуратно убрать из республики.

Сходная ситуация сложилась и в Приднестровье. Здесь, в ходе аналогичных согласований между МИДом, силовиками и представителями энергетического сектора, был утвержден коллективный друг России: партия "Обновление", политический инструмент холдинга "Шериф". В свою очередь, "Обновление", выдвинуло в президенты своего председателя, Анатолия Каминского. Прежний лидер Приднестровья, Игорь Смирнов, как и Кокойты, впал в Москве в немилость.

Оба Анатолия чем-то схожи: они - глубоко непубличные фигуры, лишенные даже намека на харизму. Это, впрочем, и естественно, поскольку в ходе аппаратных игр любой публичный политик покажется слишком независимым и непредсказуемым, и согласования не пройдет. При этом, обоим кандидатам явно светит проигрыш.

Игорь Смирнов, нацелившийся на пятый срок, пренебрег российскими советами уйти по-хорошему, и уже с начала года, задолго до официального выдвижения, повел жесткую и эффективную избирательную кампанию. На фоне Смирнова Каминский просто незаметен. Сказать, что он "проигрывает" Смирнову было бы преувеличением, поскольку проигрыш предполагает хоть какую-то игру.

Кокойты, зависимый от России больше, чем Смирнов, открыто перечить московским кураторам не посмел. Но и он нашел выход, заявив, что поддерживает сразу двух кандидатов: Бибилова - и своего родственника, генерального прокурора РЮО Таймураза Хугаева. Мол, люди они оба хорошие, и кто из них самый хороший - это уж пусть народ решит. Главное же в том, что "никогда Южной Осетией не будут руководить денежные мешки и преступные кланы". Утверждение очень спорное, но как лозунг для прокурора, устремившегося в президенты - вполне подходящее.

Российская неразборчивость в "друзьях" берет начало в истории позднего СССР, когда любой вождь из африканской глубинки, объявивший о выборе "социалистического пути развития", объявлялся союзником, и получал помощь, иной раз весьма существенную. Суть осталась прежней, и лишь нелепость подобных игр стала очевиднее. И все-таки, однажды такой план может и сработать - там, где государственность слаба, непризнанна или вошла в полосу кризиса.

Во времена СССР неразборчивая "дружба" породила нескольких кошмарных диктаторов, включая и людоеда Бокассу. При этом, политикой в СССР, занимались, все-таки, специалисты. Сегодня на это поле вышли любители: чиновники, решающие ведомственные проблемы, и сросшиеся с ними коммерсанты. И если их планы все-таки будут реализованы, то под руководством ведомственных креатур слабые и зависимые от России государства превратятся в серые зоны и колонии, поставляющие в метрополию сырье и дешевых рабов, а их граждане окажутся в положении гостей в собственном доме.

Нечто подобное, хотя и в меньших масштабах, происходит уже сегодня. По мере "приручения" политической верхушки соседних стран российский бизнес все увереннее поглощает местный, законы все сильнее гармонизируются с российскими, что отнюдь не укрепляет гражданских свобод, а самим гражданам мало-помалу внушается мысль о вредности всякого рода планов, предполагающих полномасштабную независимость. Это, в свою очередь, порождает все более жесткие конфликты.

Один из последних примеров такого рода - история с абхазским госпиталем, сданным в аренду МО РФ. Весь местный персонал немедленно уволили, а госпиталь пытаются перепрофилировать под коммерческую структуру. Эта история стала самым громким скандалом в отношениях между Москвой и Сухуми за последние полгода - но случай отнюдь не единичный.

Попытки ведомственных баронов стать творцами королей забавны только до тех пор, пока они провальны. Что же до имиджа российского государства, то такая политика способствует изменению его знака на прямо противоположный. Вчерашние защитники и освободители рискуют стать в глазах аборигенов колонизаторами и оккупантами".