Армения, которая была одной из первых в борьбе против союзного центра в конце 1989-1991 гг., сумела кардинально пересмотреть свое отношение к Москве и отказаться от дискурса "борьбы с империей". Фактически это - единственная из союзных республик, которая четко размежевала позиции в отношении к СССР и к России.

Таков один из выводов размещенного на информационном сайте Политком. Ru аналитического обзора "АРМЕНИЯ: 20 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ", автором которого является научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергей Маркедонов.

По его словам, во всех остальных 14 случаях (бывших советских республик - ИА REGNUM) советское и российское отождествляется, и претензии к Советскому Союзу автоматически прикладываются к России, хотя это образование несет свою долю ответственности за советский период в той же мере, как остальные "14 сестер".

"Такой пересмотр стал результатом прагматического выбора армянской элиты. В условиях эскалации нагорно-карабахского конфликта (а это не только закрытые границы с Азербайджаном, но и с Турцией), непростых отношений с Грузией и сложного геополитического соседства с Ираном, Россия оставалась практически единственным возможным союзником", - отметил эксперт.

Как он добавил, участие российских военных 21 сентября 2011 года в параде, приуроченном в честь Дня национальной независимости, о многом говорит, а "помимо военного фактора, роль российского бизнеса в экономике Армении также велика".

Вместе с тем политолог заметил, что влияние России, несопоставимое с присутствием в других республиках, "не дает основания говорить о Ереване, как о марионетке Москвы".

"Руководство Армении (в данном случае фамилии президентов не важны) не превратило свой стратегический союз с Москвой в средство отталкивания от Запада. Напротив, Армения - участник натовских учений и программ, получатель американской материальной помощи (до "революции роз" по этим параметрам Армения уступала только Израилю), участник европейского проекта "Восточное партнерство"", - указал Маркедонов.

Анализируя радикальный разрыв отношений между Москвой и Тбилиси, который, должен был бы противопоставить Армению и Грузию, эксперт подчеркнул, что, "напротив, после "пятидневной войны" президенты двух стран посетили друг друга" и даже обменялись высшими государственными наградами.

По утверждению политолога, союз с Россией не мешает Еревану развивать отношения и с непосредственным соседом (Грузией), через которого идет почти три четверти всего экспорта Армении, и с западным миром.

"В свою очередь партнерство с Западом не мешает конструктивному партнерству с Ираном", - сказал Маркедонов.

В подтверждение своих слов он добавил, что 14 мая 2009 года Иран приступил к поставкам газа в Армению по газопроводу Иран - Армения, строительство второй очереди которого было завершено в конце 2008 года. Эксперт также отметил, что помимо этой программы - "газ в обмен на электроэнергию" (Армения расплачивается за поставляемый Ираном газ электроэнергией), планируется реализация проекта строительства нефтепровода Тебриз - Ерасх стоимостью в 250 млн. долларов.

"Таким образом, Грузия с одной стороны, и Иран с другой обеспечивают Армении выход во внешний мир в условиях закрытых границ с Азербайджаном и Турцией, а гибкая дипломатическая линия в целом позволяет стране, не имеющей своего углеводородного сырья и выходов к морям обеспечивать выживание в непростых геополитических условиях. Как минимум, государственный опыт "первой Армении" уже превзойден в десять раз", - заключил Маркедонов.