Развитие и модернизация арктической транспортной системы - неотъемлемое условие перспективного развития всей арктической зоны планеты с точки зрения продуктивного взаимодействия между странами-партнерами. Ограниченность транспортной системы серьезно сдерживает развитие северных регионов. Об этом рассказал в своем докладе Александр Викторов, заместитель министра регионального развития.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по словам Викторова, разработка стратегии развития арктической зоны уже завершена и представлена в администрацию президента РФ. Стратегия опирается на создание транспортного каркаса в Арктике, который будет основан на взаимосвязи всех видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, авиационного и автомобильного.

Очевидно, что нормальной эксплуатации Севморпути нужно решить целый ряд вопросов. Среди них - создание инфраструктуры в портах по всему арктическому пути следования, обеспечение гидрографического и ледокольного сопровождения, модернизация арктического флота. Развитие СМП предполагает модернизацию арктических портов Хатанга, Тикси, Дудинка, Диксон и создание новых портовых транспортно-логистических комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов - Индига, Варандей и других. При устойчивом развитии Севморпути к 2020 году может превысить достигнуть 75 млн тонн в год.

О важности развития логистических центров в России и Норвегии также во время работы арктического форума, проходящего в САФУ, рассказал руководитель проекта "Северный морской коридор" Олав Хауге. По его словам, если не работает траспортно-логистический центр, то и вся цепь грузоперевозок не сможет функционировать. Он уверен, что проект по развитию транспортно-логистических центров не требует огромных инвестиций, главное - как можно более рационально использовать уже существующую инфраструктуру.

Генеральный директор ЗАО ЦНИИМФ "Развитие Северного морского пути" Всеволод Пересыпкин обозначил основные проблемные вопросы, связанные с развитием главной арктической водной магистрали. Находящиеся в строю российские атомные ледоколы, построены в 80-х годах или в начале 90-х годов прошлого столетия, исключая ледокол "50 лет Победы", который был спущен на воду в 2007 году. Устаревшие ледоколы в течение 10-12 лет должны быть выведены из эксплуатации и утилизированы. Действующая система радиосвязи с судами претерпела серьезные изменения. Проблемы со связью в высоких широтах возникают из-за неустойчивой работы этой системы при низких углах видимости земных станций. Кроме того, она не покрывает полностью трассу Севморпути, имеет разрыв рабочей зоны в восточной Арктике примерно от 100-140 градусов восточной долготы.

"Арктические порты, за исключением порта Дудинка, являются самым слабым звеном на Севморпути. Причальные сооружения требуют существенного ремонта, реконструкции и дноуглубительных работ для приема современных судов. В большинстве портов необходимо развитие и совершенствование сооружений по приему и утилизации судовых отходов для предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти", - сказал докладчик.

При этом все докладчики согласились, что изменения климата в Арктике открывают новые возможности по использованию северного морского пути. Председатель норвежской судоходной компании "TSCHUDI Shipping Company" Феликс Чуди тоже отметил, что, в первую очередь, новые перспективы - это новые рынки на Дальнем Востоке, а также добыча и транспортировка огромных запасов природных богатств в Арктике. На сегодняшний день большая часть грузов идёт через Суэцкий канал, а не через Северный морской путь. Главная причина кроется в высокой стоимости прохождения судов по Севморпути. При сравнении стоимость перевозки в пересчёте на 1 тонну использование арктического коридора выше на 30%. Однако, в перспективе Севморпуть может вполне стать конкурентом южного коридора. Коммерчески выгодными транспортные перевозки по Севморпути станут при условии снижения тарифов проводки судов и полной их загруженности во время пути назад. Не менее важно и развитие портов вдоль следования по Севморпути, это Тикси, Певек, а также создание новых портов. "Необходимо заинтересовать другие судоходные компании в развитии Севморпути, это автоматически увеличит количество перевозок. В России накоплен уникальный опыт работы на Севере, необходимо рассказывать о нём и передавать эти знания другим", - резюмировал председатель TSCHUDI Shipping Company.