Немецкий концерн Siemens принял решение об уходе из атомной промышленности: компания завершит все проекты строительства АЭС, в которых участвует на сегодняшний день, но в новом строительстве участвовать не будет. Это решение обусловлено решением германских властей о постепенном отказе от АЭС. Уход "Сименса" из атомной энергетики означает, что не будет создано совместное с Росатомом предприятие по строительству АЭС, проанонсированное в 2009 году. Однако сотрудничество с "Росатомом" продолжится в других сферах, в частности, в области ядерной медицины.

"Вряд ли это событие серьезно отразится на планах ГК "Росатом" по развитию машиностроительного сегмента, - считает заведующий сектором экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев. - Существенно больше потеряет немецкий концерн - сворачивание операций в сегменте атомного машиностроения потенциально может означать миллиарды упущенной прибыли. Выход из соглашения Siemens понятен с точки зрения реакции немецкого общества на последние события в атомной энергетике (авария на АЭС "Фукусима-1" и рост антиатомных настроений в немецком обществе), однако вряд ли это правильно с точки зрения бизнеса и долгосрочной экологической политики. Ведь атомная энергетика по-прежнему остается одним из наиболее высокотехнологичных и экологически чистых секторов ТЭК. А учитывая высокие темпы строительства новых АЭС в КНР, Индии и Юго-Восточной Азии (не заявивших о каком-либо серьезном пересмотре программ развития отрасли после аварии на АЭС "Фукусима-1") и самым быстро развивающимся сектором. Сотрудничество с ГК "Росатом" позволяло потенциально рассчитывать Siemens на огромный рынок (порядка четверти всех заказов на строительство новых АЭС приходится на российские компании) и полноценно развивать технологии в этом секторе даже в условиях сворачивания использования атомной энергетики в Германии, однако немецкая компания пошла по другому пути".

"Поэтому ГК "Росатом" в развитии машиностроительного комплекса может переориентироваться на других производителей, как тех с кем уже заключены соглашения (Rolls Royce, ряд др. машиностроительных компаний), так и тех, кто может быть потенциально заинтересован в сотрудничестве. В ближайшие два десятилетия российский рынок оборудования для АЭС останется одним из самых больших, а, учитывая имеющиеся у российских компаний контракты на сооружение АЭС за рубежом, сотрудничество с Росатомом остается крайне привлекательным", - уверен Кондратьев.

"Сейчас стратегические решения, в том числе и в промышленности принимаются мгновенно и как-то даже спонтанно, - заявил эксперт Совета по внешней политике Германии Александр Рар. - И не всегда, может быть, продуманно. Ситуация действительно сложная, связанная с большой политикой. Если Германия на высшем уровне объявила, что выходит из атомной промышленности вообще, то их традиционные компании, которые генерировали атомную энергию, конечно, находятся в большом-большом затруднении и, в принципе, должны закрывать свой бизнес в этой области. И "Сименс", видимо, не видит для себя смысла работать в этой области за пределами Германии, если на родине им будут запрещать работать в атомной сфере. Это не единственная компания, которая вынуждена идти на самоограничение и свертывание очень перспективных проектов, которые они готовили в течение нескольких десятилетий, в том числе с мощными и сильными иностранными партнерами. Я могу только сожалеть об этом. Это было одно из главных полей стратегического и экономического партнерства между Германией и Россией, между "Сименсом" и "Росатомом". Но винить "Сименс" в этом тоже нельзя, потому что они находятся в той стране, где такие решения принимаются скоропостижно".

"С "Сименсом" у Росатома было уже довольно давно сформировавшееся партнерство и в принципе это была предсказуемая сторона в переговорах, - отметил главный аналитик УК "Русь-Капитал" Алексей Логвин. - То, что компания Siemens решила существенно свернуть свое присутствие в атомной отрасли после недавнего решения Бундестага об отказе от атомной энергетики в Германии, - шаг достаточно логичный. Ведь такие проекты обычно реализуются либо на собственной территории, либо в очень дружественных странах. И если сама Германия не будет развивать атомную энергетику, то риски присутствия в этой отрасли, видимо, перевешивают выгоду".

"В свете этого партнерство Росатома с "Роллс-Ройсом" можно считать хорошей страховкой, потому что компания, которая зарегистрирована в Великобритании, найдет рынок сбыта всегда. В Германии есть страховой риск, и выигрыш от сотрудничества с "Роллс-Ройсом" для Росатома в долгосрочном плане будет больше. А, кроме того, если я правильно понимаю, речь идет об АСУ ТП, то есть электронной начинке - в технологическом плане "Сименс" мог уступать "Роллс-Ройсу". То есть фактически Росатом в данной ситуации если и проиграл, то может быть только во времени, - подчеркнул он. - Причем примеры отказа от атомной энергетики, после которого следовало принятие противоположного решения, были во многих странах, а не только в Германии. Если Германия вернется все-таки к мирному атому, то внутренний рынок для Сименса будет более интересным, а экспорт снизится. Потому что на мировом атомном рынке мало иметь только технологии, надо еще иметь и политическое влияние".

"Возможно, после выборов и Германия изменит свое мнение. Вспомните Армению и Литву, которые в свое время с помпой закрывали свои станции, но вынуждены были вернуться к эксплуатации АЭС, хотя Игналинскую станцию все-таки со второй попытки закрыли. При этом в Европе по объему вырабатываемой на АЭС энергии лидирует Франция, и свои позиции она добровольно сдавать не собирается. Думаю, что отказ от атомной генерации - это вопрос человеческой культуры: если все делать аккуратно без технологических нарушений, то ничего страшного произойти не должно. И потом Германия ведь не Япония - там не бывает цунами, и персонал в ужасе не разбегается при объявлении аварии. Дело в том, что Германия - довольно благополучная страна, которая может позволить себе обращать внимание на мелкие риски. Уже ведь посчитана стоимость отказа от атомной энергетики для Германии, и цифры там шокирующие. Вполне возможно, что после следующих федеральных выборов через полтора года программа отказа вполне может быть пересмотрена. В общем и целом, для потребителя это может обернуться едва ли не двукратным увеличением стоимости электричества. Оценки я видел разные, но разброс получается примерно такой - увеличение от полутора до двух раз", - резюмировал Логвин.