Решение карабахского конфликта и открытие армяно-турецкой границы будет иметь огромное политическое, экономическое и энергетическое значение для стран Закавказья. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил на пресс-конференции 20 сентября посол Германии в Армении Ганс-Йохен Шмидт.

Дипломат пожелал Армении в канун празднования 20-летия независимости республики найти всестороннее, приемлемое решение карабахского конфликта и пути открытия закрытой с 1993 года границы с Турцией, которую он считает "последним остатком холодной войны". Говоря о замороженном процессе урегулирования армяно-турецких отношений, посол заметил, что Турция является страной-членом ОБСЕ и заявила о своей позиции, касательно свободного товарооборота и неприемлемости закрытых границ.

"Несмотря на то, что решение проблемы вокруг Нагорного Карабаха не рассматривается в ближайшей перспективе, Германия, как страна Евросоюза, продолжает свои шаги по содействию экономическому развитию и становлению гражданского общества в государствах Южного Кавказа", - подчеркнул Ганс-Йохен Шмидт. Как он отметил, Германия убеждена, что посредническую миссию по урегулированию карабахского конфликта должна выполнять Минская группа ОБСЕ. "Евросоюз и Германия заинтересованы в освобождении региона Закавказья от конфликтов, в их скорейшем решении. Такие конфликты, как карабахский, естественно, оставляют свое влияние и на финансовые возможности стран, приводят к сокращению выделений бюджетных средств на решение социальных проблем", - добавил Ганс-Йохен Шмидт.

Вопрос признания Нагорно-Карабахской Республики, по мнению дипломата, не является актуальным. Говоря о косовском прецеденте и признании Абхазии и Южной Осетии со стороны России, посол сказал: "Признание Косово согласно принципу самоопределения нации Россия приняла за основу для признания независимости Абхазии и Южной Осетии, но мы придерживаемся другого мнения, мы считаем, что эти случаи коренным образом отличаются друг от друга". Если страна ставит принцип территориальной целостности выше права на самоопределение или наоборот, то это в значительной степени усложнит его посредническую миссию, уверен Ганс-Йохен Шмидт.

"Если рассматривать вопрос в историческом плане, можно насчитать множество случаев реализации права на самоопределение, начиная с деколонизации Африки, кончая Косово и Южным Суданом, но такое заключение должны делать эксперты. Если же страна, участвующая в переговорном процессе, дает предпочтение одному из принципов, это уже ставит под сомнение его нейтралитет, как посредника", - сказал посол. При этом он подчеркнул, что Россия играет очень важную роль в решении карабахского конфликта, "но вопрос в том, кто и насколько заинтересован в урегулировании проблемы и насколько реалистичен такой исход". О том, какой сложной является посредническая миссия, можно понять на примере Ки-Вестской встречи 2001 года, или переговоров 1997 года, когда, как казалось, президент Левон Тер-Петросян был готов к компромиссному решению конфликта, что имело для него определенные последствия, сказал посол.

"Вопрос ставится таким образом: будучи готовым к уступкам, сможешь ли ты убедить свое общество в их целесообразности, не жертвуя собственной политической карьерой?", - добавил он. В этом контексте посол напомнил о посредничестве США в процессе нормализации армяно-турецких отношений: "Ходят слухи, что американская сторона была заинтересована в проведении саммита в Стамбуле, но Алиев не был готов присоединиться к такой инициативе".