После консультаций с главой "Партии реформ Затлерса" экс-президентом Латвии Валдисом Затлерсом по поводу формирования правительственной коалиции лидер "Центра согласия" мэр Риги Нил Ушаков сделал весьма примечательное заявление: "В декларации нового правительства следует четко записать, что в Латвии нет оккупантов... У "Центра Согласия" нет аллергии на слова, какими можно охарактеризовать исторические события 1940 года- "оккупация", "аннексия" или "инкорпорация". "Главное, чтобы правовой статус живущих здесь людей не пересматривался бы", - добавил Ушаков. Любопытно, что буквально несколько дней назад Ушаков, выступая на английском языке на приёме в честь шестой международной Рижской конференция по вопросам безопасности в Европе, заявил о "50-летней оккупации Латвии".

Откуда же столь резкое изменение позиции лидера "Центра согласия", ранее отказывавшегося признавать "оккупацию" Латвии? Ответ прост - "Партия реформ Затлерса" и "Единство" готовы взять "Центр согласия" в правительство, но в качестве условия требуют признания от "Центра согласия" "оккупации" Латвии. Вот и готовит Ушаков признание "оккупации" по формуле "Оккупация была, оккупантов не было".

Зачем же такое стремление попасть в правительство любой ценой, даже ценой предательства своих избирателей и исторической Родины, России? Ведь латвийская концепция "оккупации" - это глубоко эшелонированная система правовых актов, предусматривающая четкие юридические последствия. Правовая система, имеющая гораздо больший юридический вес, нежели заявления Затлерса, Домбровскиса и Ушакова вместе взятые. Всё дело в том, что не зря ведь Ушаков настоял на своём выдвижении в качестве второго кандидата от "Центра согласия" в премьеры Латвии помимо "неудобного" для латвийской политэлиты Яниса Урбановича.

Напомним, что совсем недавно Урбанович, ранее колебавшийся по поводу признания "оккупации" Латвии, после работы с большим массивом исторических документов при написании в соавторстве с Юрисом Пайдерсом и Игорем Юргенсом книги "Черновики будущего: Латвия 1934 - 1941 годов" пришёл к однозначному выводу: "оккупации не было, было добровольное решение латвийской элиты о вхождении в 1939-1940 годах в зону влияния СССР". И, видимо, поэтому стал неудобен латвийской элите. На первый план стал выдвигаться "удобный" Нил Ушаков, на деле показавший как можно на целых два года заволокитеть рассмотрение петиции рижан о переименовании рижской улицы Дудаева.

Жаль, если "Центр согласия" пойдёт на поводу у своего лидера, которого интересует лишь карьерные и связанные с ними материальные соображения. Потому что слов о признании "оккупации" уже не сотрёшь. Правительственные коалиции - фактор проходящий, а подобные заявления - нет. Не стоит разменивать вещи сущностные на мимолётные. Как, например, в декабре 2010 года в обмен на хорошие отношения с Валдисом Затлерсом Москва сдала Риге вопрос о негражданах, на что не шла даже козыревская дипломатия. Где теперь Затлерс? А вот заявление Дмитрия Медведева, что "неграждане - внутреннее дело Латвии" останется навсегда.