Внеочередные парламентские выборы в Латвии очередной раз подтвердили тезис об эффективности политики "национал-демократии". Несмотря на абсолютную победу, интернациональный, принципиально не националистический "Центр Согласия" (ЦС) - на политическом поле по-прежнему один и союзников у него нет. Как бы кто ни говорил о возможной коалиции ЦС с "шёлковым" националистом Затлерсом - это путь в никуда для обоих сил. ЦС не сможет сформировать правящую коалицию, также как и не сможет нарастить общее количество голосов на следующих выборах.

Точно такую же картину мы можем наблюдать и в Эстонии. Партия Центра постоянно собирает на выборах либо большинство, либо получает второе место. Но усилиями остальных партий центристы старательно маргинализируются, и во власть они уже не входили почти 6 лет. Власть в отдельных местных самоуправлениях и даже в Таллине - не в счёт. Кстати, ЦС в Латвии в этой части пугающе повторяет путь центристов в Эстонии: ЦС рулит в Риге и еще нескольких крупных самоуправлениях, но в республиканскую власть не входит.

Если и дальше проводить аналогии с Эстонией, то основной задачей правящей коалиции из латвийских популистов и националистов в ближайшее время будет дискредитация ЦС и попытки их расколоть изнутри. При этом большинство в руководстве ЦС, видимо, понимает, что всякие попытки стать "чуть более своими" для националистической латышской правящей элиты - это тупиковый путь, поскольку он лишит ЦС того основного политического фундамента, на который ЦС опирается - русских голосов, причём не все, а тех, кто упорно ходит на выборы и голосует раз за разом за ЦС, видя в нём защитника "русскости". Именно поэтому отдельные антирусские по сути (например, об "оккупации") высказывания отдельных руководящих членов ЦС из числа свободных от идеологии карьеристов пока не становятся трендом партии. В противном случае, став чуть "более респектабельным" в глазах латышского политбомонда, ЦС рискует просто исчезнуть как политическая сила. Правда "отдельные члены партии" в этом случае смогут с карьерной и иной выгодой перейти в "настоящие латышские" партии. Останутся ли они при этом теми, за кого некогда голосовала треть избирателей - вопрос второстепенный.

Именно это сейчас и происходит в Эстонии. Центристскую партию раскалывают, выводя в лидеры партии молодых эстонцев, которые готовы говорить об оккупации без кавычек и о других принципиальных для русских граждан Эстонии вещах в выгодном для эстонских националистов свете. Личная судьба этих, как их называют в Эстонии, "интеграстов" - уже неотделима от всей системы националистической манипуляции и, в общем, уже не является личной судьбой.

Вполне возможно, что следующим шагом в Латвии будет такая же попытка растащить ЦС в стороны, при этом активно продвигая молодого "интеграста", пусть и не титульной национальности, но зато - под прямым отеческим надзором посольства США - готового вписываться в националистическую элиту Латвии.