Появление советских войск в 1939 году на Западной Украине и Западной Белоруссии являлось освободительным походом потому, что СССР вернул территории, отторгнутые Польшей от исторической Руси. Об этом заявил 14 сентября в ходе прошедшей в ИА REGNUM онлайн-конференции на тему 1939-1941: Украина, Белоруссия и Литва между Второй мировой и Великой Отечественной" украинский историк и политолог Владислав Гулевич.

Отвечая на вопрос читателя из Литвы "почему вы считаете империалистическую агрессию варварского террористического тоталитарного сталинского коммунистического СССР против беззащитной независимой и миролюбивой демократической Польши - "освободительным походом"?", Гулевич заявил: "Освободительным - потому что были возвращены территории, отторгнутые польской короной от Руси. Поэтому СССР действовал по принципу "отторгнутое возвратих". Предвоенная Польша не была ни миролюбивой, ни демократической. Забрасывала своих диверсантов на территорию Чехословакии для совершения актов саботажа и нападений на склады и чехословацких военнослужащих, чтобы позже участвовать в разделе этой страны вместе с гитлеровцами (о чём существовали предварительные договорённости), надеялась вместе с Рейхом противодействовать Советскому Союзу, требовала для себя от европейских стран заморских колоний в Африке и Южной Америке. В Польше проводились т.н. Дни колоний, в костёлах служили праздничные мессы, на улицах висели красочные плакаты с лозунгом "Желаем колоний для Польши!", политики призывали народ поддержать эту инициативу и помочь Польше добыть дешёвое сырьё на далёких континентах".

"Посмотрите прессу и агитационные плакаты тех времён и убедитесь сами, - продолжил Гулевич. - К тому же, ещё сравнительно незадолго до сентября 1939 западные границы СССР подвергались набегам польских диверсантов. Вспомним хотя бы банды Булак-Булаховича, каравшие сельское население Западной Белоруссии за малейшее подозрение в нелояльности. Между тем, в современной Польше Булак-Булахович - герой и вообще положительный парняга, как и неудавшиеся идеологи польской колониальной политики 1918-1939 гг. И сегодня Польша, рассуждая о свободе и терпимости, преданно бросается на помощь американцам в их неуёмном желании долбить по голове дубинкой любого, кто приговорён на роль жертвы. Польша (и Литва, кстати, тоже) помогают Вашингтону порабощать иракцев и ливийцев, как до этого беспринципно поддерживали бомбардировки Югославии, а затем уже Сербии. Поэтому рассуждения о свободе и правах человека из уст европейских политиков, в т.ч. польских и литовских, звучат неискренне".

В свою очередь, белорусский историк и политолог Николай Малишевский заявил: "А почему беззащитная независимая и миролюбивая демократическая Польша ухитрилась до войны перессориться со всеми без исключения соседями, урвав у всех, включая независимую и миролюбивую демократическую Литву, веймарскую демократическую Германию, не менее демократическую Чехословакию и террористическую тоталитарную коммунистическую Советскую Россию (западные Белоруссия и Украина), по куску территории? Не коммунисты, а Уинстон Черчилль тогда же публично обозвал Польшу за это политической "гиеной".

"В современной Литве стоит вспомнить опыт незаконного (в обход Лиги Наций) включения в 1922 году в состав Речи Посполитой т.н. "Центральной (или серединной) Литвы", - отметил Малишевский. - А было это так. 9 октября 1921 года в пределы Литвы вторглась т.н. 1-я литовско-белорусская дивизия (состояла она в основном из белорусских поляков) генерала Люциана Желиговского, якобы взбунтовавшаяся и самостоятельно принявшая решение занять Вильно и провозгласить создание "Центральной Литвы". Затем в Виленский край, уже захваченный поляками (пшепрашем, теперь они "литовцы-белорусы"), прибыли войска Антанты и разъединили противоборствующие стороны. Это почему-то не помешало Желиговскому 30 ноября издать декрет о выборах в Виленский сейм и о плебисците среди населения края о его территориальной принадлежности. 20 февраля, после победы Желиговского и его воинства на плебисците, Виленский сейм принял постановление о вхождении "Центральной Литвы" в состав второй Речи Посполитой. 24 марта 1922 года польский Сейм принял Виленский край в состав Польши. А в середине марта следующего года парижская конференция Антанты признала край собственностью Польши. Все законно! Простенько и со вкусом - в духе демократии, миролюбия и соблюдения прав человека".

Владислав Гулевич, говоря об отношении современных украинцев к Варшаве, заявил: "К Польше отношение в большинстве украинских регионов традиционно прохладное. Для рядовых граждан Варшава не сможет заменить Москву. Здесь десятки тысяч смешанных русско-украинских семей, десятки тысяч граждан Украины имеют родственников в России и регулярно её посещают. У нас общая история, с общими победами и огорчениями, с общими жертвами и достижениями. В конце концов, мы - один народ. Думаю, литовцам не хотелось бы, чтобы их, как народ, разделили и раскололи на три части, как это сделали с русским народом, расколотым в силу исторических причин на собственно русских (великороссов), белорусов и малороссов (украинцев). Не хочется этого и нам. Совершенно обратное здесь пытаются "протолкнуть" в массы только спонсируемые из-за рубежа украинские националистические движения и политическая верхушка, которая то клянётся в любви России, то кидается с поцелуями на Европу, надеясь такими манипуляциями выторговать для себя условия жизни получше".

Как сообщало ИА REGNUM, 16 сентября состоялась онлайн-конференция "1939-1941: Украина, Белоруссия и Литва между Второй мировой и Великой Отечественной", в которой приняли участие историки и политологи из Литвы, Белоруссии и Украины. Полный текст доступен на странице конференции.