"Мы наблюдаем полноценную гонку вооружений на Каспии и милитаризацию моря, что не может способствовать обеспечению долгосрочной стабильности и безопасности в регионе. Об этом в ходе начавшейся в казахстанском городе Актау международной конференции "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии" заявил эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН Станислав Притчин, передает корреспондент ИА REGNUM.

Открывая конференцию своим докладом, специалист отметил ряд геополитических проблем, связанных непосредственно с водоемом. В частности, по мнению Станислава Притчина, это "разность подходов к транскаспийским трубопроводным проектам. Туркмения настаивает на том, что подобный проект должен быть одобрен только его участниками, а не всей каспийской пятеркой. И сделать это можно, не дожидаясь решения правового статуса". При этом, "позицию руководства республики поддерживают ряд западных компаний. Глава Total Кристоф де Маржери заявил, что его компания готова помочь Туркмении с доставкой газа в Европу через Каспийское море. А на прошедшей в конце февраля - начале марта этого года в Ашхабаде представительной международной конференции "Экологические аспекты Транскаспийских трубопроводов", самым заметным стало выступление представителя OMV Николая Милева. В своем докладе он сообщил о результатах юридической экспертизы, проведенной компанией на предмет прокладки транскаспийского трубопровода. Основной вывод исследования заключается в том, что Каспийское море не подпадает под действие морского права, в том числе, Конвенции ООН по морскому праву, что дает суверенность работе по строительству газопровода".

Как и следовало ожидать, "позиция России по данному вопросу иная по двум причинам. Юридическим и экологическим и обе эти причины связаны. Дело в том, что в отличие от Балтийского, Черного морей, где реализованы и успешно работают подобные проекты, Каспийское море является замкнутым внутриматериковым водоемом со сложной геологией дна. Более того, в перечисленных выше морях решен вопрос их статуса, соответственно разделена ответственность на случай аварий или внештатных ситуаций".

Впрочем, "несмотря на наличие очевидных проблем в отношениях между Каспийскими странами, не все так плохо, как может показаться. Дело в том, что за 20 лет переговорного процесса сложилась полноценная переговорная площадка на разных уровнях политического руководства Каспийских стран. Встречи президентов, министров иностранных дел, обороны, руководителей различных ведомств это уже не просто разовые контакты и спонтанные переговоры, это полноценный политический институт, с преемственностью и институциональной памятью участников" - отметил эксперт. "Хочется, надеяться, что к тому моменту, когда, наконец, окончательно будет подписана Конвенция о статусе Каспийского моря, этот пятисторонний институт окрепнет еще больше и станет одним из важнейших залогов мира и стабильности в регионе наравне с самими юридическим документом" - заключил Притчин.