"Александр Клюкин: "Госдума - рабочий кабинет, а не подиум и не арена".

(Галина Копыловская "Комок" 12.08.03)

Его почти не видно по центральному телевидению - ни в Государственной думе, ни в аналитических передачах, ни в иных шоу. В отличие от очень многих. Иногда хотелось спросить: где вы, депутат Клюкин, чем занимаетесь? И вот возможность такая представилась - он появился в местных теленовостях.

- На дворе лето - все отдыхают, а вы, оказывается, с избирателями встречаетесь. Выборную кампанию начали?

- Любое появление любого полтика на экране накануне выборов предполагает, что это не случайно. Но я встречался с избирателями на протяжении трех лет, четвертый прикажете отложить? Округ большой - до каждого из 300 тысяч избирателей не дойдешь. Вот я и использую современные методы, чтобы проинформировать их, что удалось, а что нет. Смотреть людям в глаза мне абсолютно не стыдно. Главный упор в депутатской деятельности я сделал на привлечение средств в край; итог - 100 миллионов рублей. Не все депутаты в России могут похвастаться такими цифрами.

Что касается центрального телевидения... Работа законодательного органа - скучная, нудная, монотонная. Журналистам это не интересно. Поэтому некоторые депутаты специально для них разыгрывают спектакли. Владимир Вольфович - гениальный человек. Свой проект закона о многоженстве он подкинул ведь не нам, депутатам, а журналистам. По всем каналам начались дискуссии.

Или взять драку Федулова с Шандыбиным. Да Федулов еще два года назад публично сказал, что станет самым известным депутатом в стране. И стал. Мне такая слава не нужна, не мой стиль. И Госдума - не арена для кулачных боев, не сцена для сольных выступлений, не подиум для демонстрации личных форм. Госдума - рабочий кабинет, в котором идет трудная серьезная работа.

- С этими нам и самим понятно. А, например, Явлинский?

- Появления Явлинского в Госдуме можно пересчитать по пальцам. Он приходит только тогда, когда предстоят споры, например, о вотуме недоверия правительству, остальное для него мелко. Митрофанов как-то пошутил: о, сегодня будет что-то интересное - Явлинский пришел. Конечно, журналисты такого не упускают. Что касается регулярного появления на ЦТ, так это зачастую зависит от дружеских (или каких-то иных) взаимоотношений с телеканалами. Скажите, вы знаете депутата Комарову? А между тем она одна для своего региона сделала столько, сколько не сделали все, вместе взятые!

- Эго чего такого может сделать депутат?

- Не иронизируйте. Без шума, криков и показательных выступлений человек добился (конечно, с группой) нормы закона, по которой газовики платят налоги там, где добывают газ. Не где хочется, а где положено. Разве не этим озабочен наш губернатор, другие добывающие регионы, которые, обладая колоссальными природными ресурсами, сидят на голодном пайке? да большинство депутатов работают тихо, не высовываются по пустякам, не появляются ради появления. Я отношу себя к таким. После того как Селезнев произносит "повестка утверждена" и журналисты уносят телекамеры, бурно высказавшиеся депутаты тоже исчезают. Я остаюсь, мне интересны происходящие процессы. Люблю учиться. Да, не просто сидеть целый день. Зато Клюкин 1999 года и 2003-го - совершенно разные люди. Знания и опыт - вещи великие.

- Известно, что законы лоббируются по-черному. Что проблемы снимаются с помощью денег. Что некоторые депутаты богатеют просто по часам. Часто ли пытались купить вас?

- Вообще лоббирование - это нормально, это принято во всем мире. Есть даже законы о лоббировании: что можно, что нельзя. Любой закон должен нести выгоду сначала государству, а уж потом ФПГ или какой-то отрасли. В российских же лоббированиях государственной выгоды - минимум. Сказать, что с приходом Путина это прекратилось, будет неправдой. Тем не менее принято много и государственных законов: Земельный кодекс, Трудовой, Уголовно-процессуальный...

- Повышение пошлин на ввоз иномарок - откровенный заказ. Он ударил по карману и без того небогатого населения страны...

- Очень грустно находиться в Госдуме, когда видишь профессиональных лоббистов: владельцев заводов, газет, пароходов. Они работают только в интересах своих компаний. Одна ФПГ (мне доподлинно известно, но называть не буду) планирует в новую Думу провести 45 своих человек. Это огромная сила. Думу хотят превратить в придаток олигархических структур.

- И простейший способ - деньги...

- Да. С привлечением силовых органов могут и проблемы возникнуть, да и договариваться надо со многими. А тут... Меня тоже пытались покупать. Когда принимался закон о ввозе ядерных отходов в Россию. Я был в числе немногих противников. Честно пытался разобраться, насколько это финансово выгодно стране, насколько надежно с точки зрения безопасности... Ни во втором, ни в третьем чтении убедительных доводов не услышал. Начал активно агитировать коллег голосовать против. Ко мне подошел человек, уж не знаю, кто он, и предложил договориться: мол, есть проблемы - могу помочь. Я знаю много истинно русских слов - пришлось ему адресовать. Но такие пошлые, гнусные попытки случаются нечасто. Обычно все происходит очень респектабельно. И вы правы, многие депутаты делают на этом настоящее состояние. Хотя в округах изображают из себя бессребреников: ездят на ржавых "шестерках" или "семерках". А дома имеют с бассейнами, в домах - безделушки в полмиллиона долларов...

- Да, очередь в депутаты год от года все увеличивается, скоро как за водкой в 86-м будет. Или в Думу идут еще зачем-то?

- Многие - на защиту своего бизнеса. В Думе невероятное количество бывших премьеров, вице-премьеров, олигархов... Кстати, многие из коммунистов - тоже солидные бизнесмены. Часть левых идет потому, что получается идти: КПРФ каждый раз набирает 20%. В списках - бывшие секретари райкомов, крайкомов. Они ничего не защищают: ни народ, ни бизнес - привыкли к партийной работе. Есть, конечно, депутаты, и их немало, желающие на самом деле что-то изменить: они видят жизнь не из окон автомобиля или виллы на Канарах, не по Интернету из Америки. И им не так уж мало удается. Они не представляют олигархов, не рвутся к высотам власти, не стремятся прислониться к сильным мира сего. Этих людей есть за что уважать, у них есть чему учиться. Не можешь сделать много - делай помаленьку. Не можешь помочь всему здравоохранению - помоги одной больнице, не можешь помочь всем детям - помоги одному приюту.

- А при каких условиях депутат Клюкин мог бы сделать много?

- Для меня с первого дня было важно понять - в какую сторону направить усилия. Приоритеты для депутатов Госдумы от края определяет краевая администрация. Команда Лебедя этим не занималась - там считали, что сами с усами, что у них все в Москве прихвачено, либо им было просто наплевать. Тогда я начал работать с Пимашковым. Он внятно объяснял, куда направить деньги. Правда, у него приоритетов было так много, что приходилось выбирать те, что ближе мне. Связанные со здоровьем детей, женщин, нации, если иметь в виду эпидемию туберкулеза. Первые "мои" 13 миллионов пришли на строительство лабораторного корпуса тубдиспансера. Если бы все 7 красноярских избранников принесли в край хотя бы по 50 миллионов - это, как говорится в одной рекламе, была бы хорошая прибавка к пенсии.

- Ваша "прибавка" - 100 миллионов, а у других?

- Кое-кто пытается стянуть одеяло на себя: переписывают из бюджета все, что связано с Красноярским краем, и говорят - это я сделал. Так нечестно. Реальным "отъемом денег у государства" занимались трое - я, Зубов и Генералов. Но Генералов только в первый год, пока имел интерес к нашему углю. Все последующие годы его "добычи" для края обозначены нулем. Элдэпээровцы подобным сроду не занимаются, для них это несущественно, коммунистам важнее тут митинговать...

- Значит, кто-то - рабочая лошадка, а кто-то - свободный художник... Это непорядок.

- Естественно. Политические оппоненты испытывают неприязнь друг к другу, некоторые даже не здороваются. Тут консолидирующую роль должен играть губернатор. Но нас всех вместе никогда не собирали. Сейчас ситуация начала меняться. Очень надеюсь, что общие встречи, подобно недавней, станут регулярными, хотя бы раз в квартал.

- А губернаторы, летая в Москву, не заходят в Думу?

- Лебедь ни разу не был. Но вообще понимание, что именно в Думе идут основные процессы, что здесь как бы начальная стадия того, возле чего нужно постоять рядом, начинает приходить. И руководитель региона просто обязан максимально использовать депутатский ресурс. Сейчас с нами начали работать через представительство в Москве. Присылают бюджеты, заявки, высказывают отношение к законам с точки зрения выгоды для края. Это очень важно, ведь есть законы, суть которых понимают лишь сами разработчики. Мы голосуем произвольно. Но если администрация высказывает позицию, голосование становится принципиальным. Например, голосуя по "северным" законам, я исхожу из интересов территорий. Знаю, каково там жить. В правительстве, которое регулярно пытается урезать расходы по Северу, многие и представления о том не имеют. Консолидированная позиция депутатов должна быть по всем законам, что касаются территорий. Пока этого нет.

- Если судить с точки зрения главного законодательного органа страны, возможен ли обещанный Хлопониным экономический рывок? Или край может двигаться только вместе со страной, причем в одну сторону?

- Александр Геннадиевич - человек ответственный и знает - за рекламным щитом не спрятаться, за слова придется отвечать. Он мало похож на популиста и наверняка имел четкий план действий. Но не ожидал столкнуться со столь плачевным, запущенным хозяйством. Это наследство не только Лебедя, а и Зубова, Вепрева. Хлопонину непросто. Пока он держит удар, пытается найти какие-то пути движения. Мне кажется, именно отсюда идут и ошибочные заявления вроде того, что социальные программы несут убытки и должны быть сокращены. Губернатор явно погорячился. Вложение денег в социальную сферу приносит главный доход - здоровье нации. Конечно, деньги нельзя проедать бессмысленно, но ведь население не жирует. Хлопонин ищет выход, обещал заставить ФПГ вести себя по-другому. Это, конечно, хорошо, но не совсем правильно. Лебедь, помнится, на эту тему тоже сильно выражался. Только по какому поводу негодование? ФПГ ничего незаконного в крае не делают. Все в соответствии. Вот главная проблема: губернатору и депутатам нужно думать о том, как изменить законы, чтобы они начали работать на интересы территории. Сумеем найти и предложить варианты, внести в Госдуму - тогда и металл в голосе не понадобится, тогда можно оставаться мягким и пушистым. А пока звучат слова, продолжаются сокращения рабочих, объемов производства, налоговых поступлений. Даже если сегодня власти удастся чего-то добиться, это будет временный успех. Нужно менять законы. Принимать их не тысячами, пусть будет меньше, но таких, которые защитят территории.

- Если у олигархов будет по 45 человек в Госдуме, подобные законы никогда не пройдут.

- Согласен. Но народ поумнел, люди перестали поддаваться на откровенную ложь, научились понимать, кто за кем стоит, кто чьи интересы будет лоббировать. Надо выбирать не тех, кто живет за высоким забором и прячется в выборных списках, а тех, кого можно позвать и спросить - что ты сделал? И если человеку задали такой вопрос, а он, как у Жванецкого, "завыл, заматерился матерно, стал бить себя по голове" - с ним все ясно.

Лично я таких вопросов не боюсь. Пойду на выборы или нет, изберут меня или нет, я горд тем, что в этом месте с моей помощью построена лаборатория тубдиспансера, в этом - корпус института проблем Севера. Может, это маленькая такая работка, но она есть, и мое честолюбие удовлетворено.

- Для этого не обязательно быть депутатом Госдумы.

- Чтобы помочь приюту или купить компьютеры в какую-то школку - не обязательно. А чтобы какое-то дело сдвинуть с мертвой точки - обязательно. С чиновниками проще разговаривать. Они по закону обязаны на тебя реагировать: отвечать на письма, запросы, исполнять обещания. Может, я сужаю задачу...

- На данном историческом отрезке от нее никуда не деться...

- Некоторые возмущаются - что вы ко мне со всякими глупостями идете, это не мое дело. Да! Не дело депутата Государственной думы по просьбе жителей переносить автобусную остановку от дома на улице 78-й Добровольческой бригады! Но какая оказалась трудоемкая работа! Мои помощники убили массу времени и нервов. Ну а приди ты к чиновнику не от имени депутата Клюкина...

Есть другой аспект: работа с денежными министерствами - связи, соцзащиты, Пенсионным фондом. Мне удалось дважды убедить Зурабова выделить краю средства: два миллиона на реконструкцию детского интерната и три - на адресную помощь пенсионерам. Нужно ли быть депутатом, чтобы зайти в кабинет к руководителю Пенсионного фонда страны? А оттуда могут прийти в край дополнительные деньги. И пришли. Но! Но уже несколько месяцев средства на приобретение товаров длительного пользования для одиноких стариков лежат мертвым грузом. Два аппарата чиновников (распределение идет с участием комитета соцзащиты) не могут реализовать готовое решение. Фасуют деньги по конвертам. Вместо холодильников, стиральных машин, телевизоров... Самый легкий путь выбрали. Люди проедят деньги, потому что не в силах купить и уж тем более доставить и установить технику. А ведь можно было устроить тендер между магазинами...

- Александр Николаевич, вы были во фракции ЛДПР, потом - в "Народном депутате", теперь - член партии "Единая Россия". Ищете, где глубже?

- Можно сказать и так, но глубже - не для своя. Свою миссию депутата я воспринял очень серьезно: добиться чего-то путного для территории. Быстро понял, что в одиночку не получится, надо выстраиваться в команду единомышленников. Вначале людей не знал. Жириновский позвал - я пошел. Больше, конечно, из любопытства - хотелось взглянуть, как там изнутри. Сразу предупредил: я вольный казак, не понравится - уйду. Лидер ЛДПР к людям относится очень прагматично, если нет от тебя выгоды - становишься ему неинтересен. Через полгода я ушел в группу "Народный депутат". Но и там было некомфортно: деление депутатов на первый и второй сорт (как человек-то я бы это пережил) сказывалось на работе. За год удалось привлечь в край всего 13 миллионов. И я сказал: стоп - тут не только меня, но и моих избирателей, мою территорию держат за третий сорт.

Личное знакомство с руководителем фракции "Отечество - вся Россия" Вячеславом Володиным, предопределило новый шаг. ОВР действительно оказалась группой единомышленников, мобильной, ответственной. Можно сколько угодно спекулировать на теме моих переходов, но искал я выгоду не для себя - для работы. Для этого нужно быть не просто депутатом, а депутатом в нужном месте. Я в ОВР приобрел колоссальный опыт, завел связи, завоевал авторитет. А потом случилось объединение. Многое из того, что делает "Единая Россия", поддерживаю, со многим не согласен. Очиститься бы ей от прилипал, которые чувствуют дуновения ветра и пристраиваются в кильватер, начинают свою игру: кто с кем дружит, против кого... Кое-что менять в партии надо уже сегодня.

- Как вы оцениваете выборные шансы "единороссов" в крае?

- Убежден, что "Единая Россия" наберет больше 25 процентов.

"Партийная дегенерация".

(Е.К. "Комок" 12.08.03)

СЕРЫЕ ЛОШАДКИ ПРИМЕРЯЮТ ПОПОНКИ

В соседней Иркутской области выборы в депутаты Государственной думы идут полным ходом. Несмотря на сроки, потенциальные кандидаты рекламируют себя со всех сторон. В Красноярском крае настолько тихо, что те, кто заблаговременно обозначился, чувствуют себя неуютно.

Словно пришли в санаторскую столовую на час раньше. Посудомойка с потресканными пятками смахивает со стола вонючей тряпкой и злобно бурчит: "Че приперлися-то? Жрать еще не ставили, идите погуляйте!" Те уходят, но все же ощущают себя более подготовленными. Они с видом знатоков рассказывают, что дадут: пахло традиционной запеканкой, кислыми щами со свинячьей шкурой...

Выборы в Государственную думу 2003 г. значительно отличаются от предыдущих в 1995 и 1999 годах. Во-первых, беспрецедентной оккупацией электорального поля одной партией, обладающей неограниченным административным ресурсом, - "Единой Россией". Во-вторых, недостатком кандидатов-личностей в активах прочих партий. Все более-менее известные фамилии накрыла своим выменем эта могущественная партия власти. Остальные известные народу кандидаты принадлежат коммунистическому крылу. Иные - уже устроили свою жизнь и без Госдумы.

Кого "повесят" на столбах остальные партии (особенно новые, со смешными названиями), головная боль не только для аналитиков, но и для московских менеджеров. Местные раскрученные лидеры некоторых партий канули в небытие. Хотя физически еще живы. Вытянув шеи, они сидят на пресс-конференциях в последних рядах и раскрыв рты сопереживают. В эти рты вряд ли что упадет, потому что партийные посты заняли молодые неизвестные фамилии. Ребята, вы чьих будете?

В середине сентября в столице пройдут политсоветы, на которых и будет окончательно решено, кого предлагать электорату. Из всех партий, претендующих на участие в выборах, свои козыри вскрыли только Народная партия Российской Федерации (Райков) и Партия возрождения России (Селезнев). Ну, все мы знаем Валерия Зубова. Он иногда "возвращается", и в книжных магазинах лежат его брошюрки. Есть некое подобие штаба, где пиарят Валерия Михайловича по мере поступления финансовых средств. Замахнулись было на собственную газету, но оглянулись - никто на пятки не наступает - и решили экономить. Зато мало кто знает московского лидера партии Райкова, и уж тем более мало кто идентифицирует руководителя местного отделения некоего Перепелкина.

С ПВР все наоборот. Селезнева знаем, гибкий политик. А вот Натаров, которого они двинули в Думу, только недавно прославился. В крае есть два известных челябинца - Натаров и Цветков, Второй, видимо, в Думу пока не пойдет, а вот Сергею Васильевичу будет непросто. Тяжелы челябинские трубы. Он, небось, пожалел уже, что согласился сменить Вернера на посту лидера движения "Лебедь". И проклял тот день, когда в "Соснах" Александр Иванович собрал на тайную вечерю "золотую молодежь" со всех областей, чтобы решить: закрывать ОМД или оставить. Заслушав региональных лидеров, брэнд решили оставить, и Натаров принял хозяйство с долгом в один миллион долларов. Впрочем, долг этот Александр Лебедь обещал погасить.

КПРФ, седина в бороду - бес в ребро, имеет тяжеловесов. Люди многоопытные, известные. Правда, рейтинг некоторых деградировал до стадии антирейтинга. Брага перешла в уксус. Кого партия бросит на амбразуру избирательной кампании, должен решить съезд в конце августа. Поговаривают, что члена бюро крайкома Владимира Бедарева хотят выставить по правому берегу Красноярска. Для обывателя, не посещающего митинги, это новая фамилия, и с благосостоянием она не ассоциируется. Говорят, что Валерий Сергиенко попытает счастье. Вряд ли. В 1995 году, избираясь по Ачинскому округу, он, выдвинутый Конгрессом русских общин, обошел депутата Госдумы Валерия Колмакова. А в 1999 г. проиграл всесильному самовыдвиженцу Сергею Генералову. На этот год диагноз по Ачинскому округу для Валерия Ивановича неважнецкий. В июне Партия труда провела в округе опрос, согласно которому его рейтинг не превышает процента, зато антирейтинг зашкаливает за шесть процентов. Если провести опросы по другим округам, то многие маститые политики удивятся. Да, лучше уж продвигать во власть "бедаревых" или резвых мальчиков, смачно обличающих "псов лукавых".

За "Единую Россию" беспокоиться не нужно. Ребята с Банного переулка трут мыло в нужную сторону. В Красноярске у них есть человек, который делает золото, секретарь красноярского политсовета Игорь Тихов. Есть заместитель секретаря Вера Оськина, главное лицо на всех праздниках. Женщина, которая в течение одного короткого выступления умудряется с одинаковой интонацией десяток раз повторить "в единстве наша сила", притом безо всякого цинизма, добьется всего. "Единороссы" первыми начали рекламную кампанию, но в последнее время пропагандистская машина дала пробуксовку. Настал период, когда нужно прямо намекнуть, кто будет баллотироваться, а окончательной ясности пока нет.

Партии "Союз правых сил" почему-то прочат поражение на думских выборах. И правильно. Председатель - Борис Немцов. Сопредседатели - Хакамада, Чубайс, Гайдар и Кириенко. Из всех перечисленных не вызывает отторжения только Хакамада. Но и особых симпатий тоже. А местный лидер - Сергей Жабинский. Сколько ни взбивай лапками молоко, сколько ни печатай брошюрок по проблемам ЖКХ, толку не будет. Физик Данилов, с которым им повезло, конечно, прибавил популярности. Сомнительной. Но это до той поры, пока конкуренты не начали работать. Чтобы поменять в сознании граждан плюсы на минусы, достаточно одной листовки. Главное - написать в ней правду.

У "Яблока" в крае нет ни одного узнаваемого человека. Местным отделением руководит некто Краснобаев. Наверняка он прекрасный человек, но этого мало.

Аналогичная ситуация с Либерально-демократической партией России. Как и "Яблоко", это партия одного1 лидера. Кто такой Олег Коледов, руководитель КРО? Человек, давший журналистам скромный комментарий по поводу конфликта депутата Демина с московскими милиционерами. Впрочем, в активе партии есть человек, который вполне может украсить своей стрижкой предвыборные плакаты. Рекордсмен по плаванью в ледяной воде Лопатин. С ним Жириновский обнимался перед тем, как окунуться в Енисей. Лопатин - человек-легенда, очень порядочный и добрый. Но в Думе нет холодной воды, разве что минералка в буфете.

Ситуацию, когда за четыре года партия не воспитала ни одного профессионала, способного соответствовать государственному уровню, можно назвать вырождением партии. Это или коммерческая структура, или Бог весть что, но не политическая организация. Получается, что лоббировать интересы Красноярского края в Госдуме, за исключением двух-трех ныне действующих депутатов, некому? Выходит так. Самовыдвиженцы-одномандатники будут лоббировать интересы тех финансово-промышленных групп, которые дадут деньги. Их фамилии мы скоро узнаем.

"Измена косит наши ряды".

("Комок" 12.08.03)

Члены КПРФ все-таки не оставляют своей затеи провести референдум на тему того, вздорожали ли услуги ЖКХ и хорошо ли это. Ожидается, что мнения разойдутся, то есть спорный вопрос, дискуссионный. Товарищ Юрчик на днях встречался с избирателями и засвидетельствовал, что они буквально криком кричат, поскольку "так называемая реформа" очень непродуманная и многие от нее страдают. И, мол, неслучайно в народе эту реформу прозвали грабительской (знаем мы этот "народ" - вот члены КПРФ и прозвали). Само собой, к выборам это никакого отношения не имеет абсолютно, просто так совпало, что и референдум, и выборы пройдут в один день. Крайизбирком на это добро уже дал, и запрет на проведение референдумов в период выборов ему не указ. Хочется спросить председателя крайизбиркома Бочарова: вы на кого работаете, товарищ?

Тут ведь цифры малость не сходятся: с одной стороны, депутаты краевого Заксобрания на специальной сегодняшней сессии должны разрешить членам КПРФ референдум ценой 90 млн рублей. С другой, они же должны разрешить губернатору попросить у федералов беспроцентную ссуду в размере 50 млн рублей. Ссуда пойдет на социальную защиту сирых и убогих от ЖКХ. Но надо понимать, что ссуда - это когда в долг дают. То есть эти деньги возвращать придется. А 90 миллионов на проведение референдума никто никому не вернет. Поэтому всяко референдум предпочтительнее и решение Заксобрания известно заранее. Но и губернатор поторопился объявить, что пусть что хотят, то и нарешают, а денег все-таки будет шиш. Сверх установленных нормативов имеется в виду. По-нашему же, по-депутатскому. Выходит, что не будет даже и шиша, а будет минус сорок миллионов. Ссуда минус референдум.

"Отклики на встречу с губернатором А.Г. Хлопониным".

("Красноярская газета" 12.08.03)

1. О ЗВОНКАХ, СУЖДЕНИЯХ, ОЦЕНКАХ

После состоявшейся в стенах редакции "Красноярской газеты" встречи членов патриотического актива с губернатором края А.Г.Хлопониным звонков мне как председателю Революционно-патриотического союза Красноярья было много. С разными вариациями их можно свести к двум группам.

Первые спрашивали: почему я, один из лидеров оппозиции, не была на этой встрече? Вторые с тревогой вопрошали: правильно ли поступил О.Пащенко, организовав встречу с губернатором в редакции газеты, да ещё под девизом: "Время ли собирать камни...". И сразу же добавляли - "... с теми, кто обокрал нас до последней нитки". Некоторые прямо говорили: "Депутат Пащенко продался, прогнулся..."

В своих ответах я хочу быть предельно откровенной и честной перед теми, кто причислил себя к оппозиции, перед редактором газеты и, конечно, перед губернатором.

На первый вопрос - почему меня не было на встрече - ответить легко. 22 июля меня не было в городе. А вот была бы я приглашена на эту встречу - не знаю.

По тем материалам, которые были опубликованы в газете, можно говорить лишь об обоюдном интересе представленных сторон друг к другу. Вместе с тем некоторые ответы губернатора, мягко говоря, изумляют. Но об этом позже.

2. О РЕДАКТОРЕ, ОБ УЧАСТНИКАХ ВСТРЕЧИ И ОБ ОППОЗИЦИИ

Я думаю, что редактор "Красноярской газеты" Олег Анатольевич Пащенко, организовав эту встречу, совершил поступок, неподъёмный ни для одного другого редактора печатного СМИ в Красноярске. Он собрал людей, не обременённых властью, знающих проблемы края и умеющих без страха их высказать. И это, по-моему, был главный мотив встречи.

Как редактор, этой встречей Олег Анатольевич, безусловно, поднял рейтинг своей газеты. Все другие краевые газеты - одномерные. Они поддерживают этот строй, эту власть и поэтому неинтересны подавляющим слоям населения. По последним опросам ВЦИОМ 53 процента россиян готовы вернуться в социализм, а 90 процентов хотят пересмотра итогов приватизации ("Аргументы и факты", №31, 2003 г.). Так какая же газета в крае может позвать губернатора и спросить его: в чью корзину будем складывать камни? Только "Красноярская газета".

Участники встречи - несомненно, уважаемые мною люди - говорили каждый о том, что у него болит. Поэтому отнести их к оппозиции можно лишь с большой натяжкой. Ведь оппозиция - это постоянно действующая внесистемная политическая структура в виде партии или движения, активно противостоящая правящему режиму. У нас же в крае оппозиция слаба и разрознена. Да, есть Революционно-патриотический союз Красноярья, но он ещё молод - и по дате своего рождения, и по возрасту большинства участников.

Конечно, редактор "Красноярской газеты" О.Пащенко, не один раз сказавший и написавший, что для России нужен ТОЛЬКО СОЦИАЛИЗМ, находится в оппозиции к сегодняшнему суррогатно-капиталистическому строю. И я думаю, что не стоит некоторым из нас быть такими уж мнительными и тревожиться за судьбу нашего редактора. Правдолюб и коммунист Пащенко не пойдёт на сомнительные компромиссы с этой властью. Смелый и ответственный замысел Олега Анатольевича ещё окупится сторицей.

3. О ГУБЕРНАТОРЕ И ПРОБЛЕМАХ КРАЯ

На некоторых ответах губернатора А.Хлопонина мне хотелось бы остановиться особо.

Вопрос вопросов - ПРИВАТИЗАЦИЯ. Секретарь краевого комитета РКРП-РПК Е.Постовский задаёт вопрос: готов ли губернатор остановить негативный процесс приватизации в крае? Читать ответ Хлопонина мне было стыдно. Похоже, что он держал присутствующих за дураков. Он что же, не знает, что у абсолютного большинства россиян (90%) ситуация с приватизацией вызывает чувства негодования и нескрываемого отторжения. Людям прекрасно известно, что "Норильский никель" был приватизирован с огромными нарушениями; что ушедший Мисевре "Красуголь" можно было бы оставить в крае; что и другие предприятия, выставленные на продажу под аплодисменты краевых депутатов, ещё рентабельны и могут приносить доходы в краевую казну; что его личное благополучие ДОБЫТО НЕ ВКЛАДОМ в развитие края, а путём беспрецедентного в истории ограбления десятков миллионов сограждан.

После этого слова Хлопонина: "Будьте уверены, что я всегда считал и продолжаю считать, что если пытаешься что-то создать, оставаясь при этом некультурным и ненравственным человеком, то ничего хорошего никогда не создашь", выглядят циничными и неискренними. После того, сколько нахапано, считать себя культурным и нравственным человеком, по-моему, просто бесстыдно! Наверное, никогда в истории России правители, интеллигенция либерального толка не были так далеки от народа, от его жизни, как сейчас. Дети "олигархов", губернаторов, в том числе и дочь Хлопонина, собираются учиться ЗА РУБЕЖОМ, отдыхают и лечатся ЗА РУБЕЖОМ, их родители покупают виллы и хранят свои сбережения тоже ЗА РУБЕЖОМ.

Поэтому на вопрос политолога М.Ненина о том, кем губернатор себя ощущает, Хлопонин и ответил: "Менеджером". Путин на такой же вопрос ответил, что он - контрактник. Вот так: получается, что нет у нас в стране президента, а в крае - губернатора. У нас - наёмные управленцы. Неудивительно, что для себя они возводят умопомрачительные дворцы, а бедных, по новому положению об оплате тарифов ЖКХ, намерены выселять из хижин и общежитии.

Поэтому-то на политические темы, главная из которых - какую Россию мы хотим обрести - Хлопонин говорить отказывается. "Как только на наших встречах начнёт звучать политическая тема, я встану и уйду. Мне неинтересны все эти вопросы о "Единой России", о коммунистах, о СПС". Обратите внимание: сам избирается в высший совет "Единой России", но при этом заявляет, что он НЕ ЧЛЕН этой партии. Ну не высший ли это порог лицемерия?

Я думаю, что обо всех проблемах края менеджер А.Хлопонин знает и усиленно ищет деньги на их решение. Так вот, в связи с этим хотелось бы напомнить губернатору о некоторых источниках.

Как-то проездом на лыжную базу в Иркутск президент В.Путин сказал, что "Норильский никель" не доплачивает 0,2 процента налогов, а "если покопаться, то можно найти и больше". Покопайтесь, господин губернатор! Вы обещали "потрясти" структуры финансово-промышленных групп в крае. Однако пока это всё идёт на уровне имитации: в экран телевизора говорите одно, за экраном - другое.

Думать о том, что страна не вернётся к пересмотру итогов приватизации, преждевременно. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНЁТСЯ. Ибо необратимость реформ определяется не только числом людей, продолжающих тосковать по прошлому, но и ростом благополучия и качества жизни, что ощущалось бы не только "богатыми" и "знаменитыми", но и всеми россиянами.

А вообще, мне показалось, что наш губернатор очень одинок в Красноярске, и Олег Анатольевич в данном случае нужен ему как лакмусовая бумажка, как проверка на его губернаторскую зрелость.

Надежда САФОНОВА, председатель Революционно-патриотического союза Красноярья, депутат Красноярского горсовета.

10 августа 2003 г.

БЕЗ ПОЛИТИКИ - ПРЕСНО!

ОБЩЕСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УЖЕ НЕ ТАК ЛЮДЕЙ БУДОРАЖИТ

Ох и поставил же независимый депутат и редактор О.Пащенко многих из нас в тупик.

Конечно, ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ интересен номер "Красноярской газеты" от 5 августа с высказываниями губернатора А.Хлопонина и оценками и впечатлениями участников встречи. А С ПОЛИТИЧЕСКОЙ точки зрения? Лучше бы уж рядом с Олегом Анатольевичем видеть Геннадия Андреевича или Владислава Григорьевича, ну даже хотя бы Александра Викторовича - и то! А тут никелевый капиталист, рассуждающий о природе патриотизма и смерти за Россию, это крайне непривычно.

Я себя спрашиваю: что, лучше бы вообще не было встречи авторов нашей "Красноярки" с губернатором? Думаю, думаю... Может, думаю, просто хочется, если честно, "кровушки" губернатора. Зазвал бы его Олег Анатольевич к себе в редакцию, а там - в засаде авторы, и они губернатору сзади удавку и - снова объявляй в крае выборы. Шучу, конечно. Или, думаю, почему такая судьба у газеты и её редактора - против ветра. Толпа - на запад, а "Красноярка", - на восток, толпу шарахает на Север, а вот "Красноярку" - на юг. И часто потом оказывается, что как раз здравый смысл-то был на стороне этой неуживчивой газеты.

Обратил внимание на прямодушную оговорку А.Хлопонина: "Как только на наших встречах начнет звучать ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕМА, я встану и уйду". И я не сомневаюсь: так он и сделал бы. Здесь, может, один из ключей к разгадке моей, например, раздвоенности в восприятии этой встречи - мне хотелось бы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ обсуждать на страницах газеты с президентами и губернаторами.

А 22 июля в стенах "Красноярской газеты" как раз и не звучали политические и национальные проблемы, а был некий ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ чиновника №1 в Красноярском крае с критически настроенными пишущими людьми из простой массы красноярцев. А ведь известно, что даже и батька Н.Кондратенко, и В.Стародубцев, и А.Тулеев... Да все коммунисты и национал-патриоты, избравшись губернаторами, вынуждены работать в интересах мелкого и среднего бизнеса, договариваться с акулами из крупных ФПГ, а также приниженно, ради бедноты, разговаривать с электрическим ведомством А.Чубайса и т.д. Не в безвоздушном же пространстве эти губернаторы действуют! Тем более что А.Хлопонин - капиталист, не коммунист.

Вот он - А.Хлопонин - говорит о хозяйственных проблемах, об общественно-значимых программах в социалке, о потребительстве, о коррупции, о провалах в сельском хозяйстве, о казачестве, об агрессивности телепрограмм и тому подобное - и такое впечатление, что я, допустим, будь на его месте, тоже бы завязнул в этих же самых будничных и противных вопросах. И также бы ехидно кивал на Москву, - объевшуюся и самодовольную. Ведь в сибирской провинции ее никак не обскачешь, надо ей подчиняться.

ТО ЕСТЬ ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ ПАЩЕНКО ПРОВЕЛ В СТЕНАХ СВОЕЙ НАРОДНОЙ ГАЗЕТЫ НЕЧТО ПОХОЖЕЕ НА ОБЩЕСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АКТИВ. Ругать его за это?

Я спорил с соседом, членом КПРФ, и ему говорю: "Положим, Пащенко заехал темной ночью в резиденцию "Сосна" и провел с губернатором беседу - глаз на глаз, - сговорился бы продать секретную карту коммунистической обороны за бочку варенья, а то и просто за денежное место во власти, как эти нелюди в Беловежской пуще, - тогда плохо дело. А ведь он действовал В ОТКРЫТУЮ и с приглашением двадцати пяти сподвижников, с записью беседы на диктофон... Это как?"

И всё же... Признаюсь, что из 15 откликов, которые все (каждый по своему) интересны, мне особенно по сердцу и по уму пришлись отклики молодого большевика Константина Литвинова и комсомольца Аркадия Волкова. Почему?! Правильно - политическая оценка в этих откликах есть - и личности губернатора, и положения в крае, и отсутствия у края перспектив... Значит, желудки наши уже окончательно пристрастились именно к ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПИЩЕ. Просто же о работе и учебе, о скучном хозяйствовании, о занятости, о взятии кредитов, контроле за расходованием бюджетных денег... Да это все нам неинтересно! Годами приучали к политике, как к буйным зрелищам или детективам с загадочными концовками.

Ачинск. Михаил ПЕРМИНОВ.

ИНТЕРЕС ОБОЮДНЫЙ

Из письма Владимира Шувалова (Канск), нескрываемо обиженного, что его на встречу с А.Хлопониным не пригласили, мы выбрали два абзаца:

- Недоверчиво отношусь к оценкам типа: губернатор будто бы перехитрил оппозицию и выбил из рук булыжники, поскольку мирно побеседовал и усмирил взвинченность. Не согласен! У нас губернатор не столь дипломат тонкий, сколь мультимиллионер любопытный. Ему было в "КГ" просто интересно. Интересен ему сам О.Пащенко (экземпляр!) и интересны вообще патриоты убежденные, а не купленные или рекрутируемые на период выборов.

Ничего А.Хлопонину уже не надо. Нечего и никого он не боится. Всего у него в избытке. Не побоялся придти один, без поддержки помощников или заместителей, закурил и произнёс: "Ваши вопросы?!" (Ни Вепрев, ни Зубов, ни Лебедь на подобный разговор не были способны). И важно, что к нему обращались как к главному завхозу края, а не единороссовцу. Интерес же, нахожу, был обоюдным. Собравшихся, если суммировать вопросы, интересовало: "ЧЕГО ХОЧЕТ ЭТОТ ГОСПОДИН У ВЛАСТИ?" А губернатор пришел, и на лбу у него как бы написано: "ЧЕГО НАДО ЭТИМ ТОВАРИЩАМ?"

• РЕМАРКА ЧИТАТЕЛЯ

"И представьте себе моё потрясение, разочарование, грусть и горечь, когда в самолёте я наблюдал как этот наш прежний губернатор ковырял у себя в носу и грыз ногти".

Олег УЛЬЯНОВ, ветеран органов внутренних дел. ("Красноярская газета", 5.08)

"НЕ ДРАМАТИЗИРОВАТЬ"

"ПО НАРОДУ И ПРАВИТЕЛИ".

Уинстон Черчилль.

Олег Ульянов, ради бога,

Не суди Валеру строго,

Эко диво - ногти грызть,

Ковырять в носу перстом

Это шанс народным слыть:

Воеводой, депутатом, даже нации отцом.

Красноярск. ВИКТОР КИРИЛЛОВ.

"О корректности политической и житейской".

(Вячеслав Засыпкин "Городские новости" 12.08.03)

Чем ближе к осени, тем больше политики. Стремительный наш Владимир Вольфович за три часа успел пообщаться с руководством города, края, окунуться в Енисей вместе с "моржом" Юрием Лопатиным, заявить, что красноярцы - надежда и опора ЛДПР, и помчался дальше по городам и весям. Очевидно, под залихватский партейный гимн "Эх, Владимир Вольфович, настежь кацавейка..." Впрочем, перед отъездом Вольфович успел помочь народу своими "карманными" деньгами. Может, прослышал что-то о задолженностях по зарплате?

А с задолженностями у нас в районах края ситуация интересная. Стоит только конкретному представителю краевой администрации заинтересоваться конкретным районом, как проблемы задолженности тихо испаряются. А в чем же причина? Вот, например, заместитель губернатора по социальным вопросам Надежда Крепышева, разбиравшаяся с вопросом невыплат работникам бюджетной социальной сферы в Богучанском районе, заявила, что причина задолженности - "недостаточно корректное исполнение своих обязанностей лицами, выбранными для защиты прав населения". Очень корректное высказывание. Незабвенный генерал-губернатор высказался бы по этому поводу куда круче. Но вопрос: почему администрация края вынуждена заниматься теми обязанностями, которые лица, за них ответственные, выполняют некорректно? Может быть, лучше принять некорректные меры по отношению к пресловутым лицам? Тем более что и не такие проблемы решаются. Убедил же губернатор Александр Хлопонин олигарха Михаила Ходорковского, что акцизы на ГСМ надо-таки уплачивать на территории края, где нефтепродукты продаются, а не в соседних регионах.

Если губернатор Красноярского края предпочитает действовать методами убеждения, то губернатор Хакасии-через суд. Затеял Алексей Лебедь судебный процесс с РАО "ЕЭС России" по поводу незаконной приватизации Саяно-Шушенской ГЭС. И, что характерно, в ведомстве Чубайса, похоже, сами не уверены в законности приватизации, поскольку предложили Лебедю отступного: льготные тарифы в обмен на отзыв иска. На что губернатор Хакасии продемонстрировал энергетикам известную индейскую народную избу. Фигвам называется.

Какие-то "левые" энергетики в Хакасии. Вот нашим - и юстиция нипочем. Несмотря на предписание арбитражного суда, запретившего ОАО Красноярскэнерго отключать электроэнергию на Енисейском ЦБК, энергетики продолжают отключать ЦБК регулярно и с удовольствием. Очевидно в выражении FIAT JUSTITIA (да свершится правосудие) энергетики понимают только слово FIAT, полагая, что это марка итальянского автомобиля. При этом ЦБК еще и вносит своевременно текущие платежи. А что было бы, если бы комбинат этого не делал? Просто представить страшно! Да и вообще, ситуация парадоксальная. По идее, рассчитываться должен тот, кто задолжал. Но иных уж нет, а те далече... Может быть, надо усовершенствовать процесс передачи собственности с тем, чтобы покупатель знал точно, как он покупает предприятие - с долгами или без.

И крепко теперь придется подумать тем, кто решится приобрести завод резинотехнических изделий, который находится в процессе конкурсного производства. Впрочем, у кандидатов в собственники завода РТИ свои проблемы, а у 800 работающих на предприятии - свои, а именно - перспектива в ближайшее время оказаться на улице. Единственное, что может хоть немного утешить в подобной ситуации, так это открытие в Красноярске бесплатного благотворительного магазина "Все за "спасибо". То есть абсолютно бесплатного. Приходишь туда и выбираешь любую приглянувшуюся вещь, совершенно не думая о деньгах. Одна беда: ассортимент товаров - second hand, собранный у жителей города. То есть можно, к примеру, унести домой пользованную бытовую технику или понравившийся вам костюм из коллекции "Свободный балет Валерия Терешкина". А вот с продуктами питания хуже - одноразовые. Впрочем, будем надеяться, что проблемы коллектива завода РТИ будут решаться не посредством магазина "Все за "спасибо".

"Петушиные бои".

(Геннадий Васильев "Комок" 12.08.03)

ЖЕРТВАМИ ИХ, КАК ВСЕГДА, СТАНОВЯТСЯ ЛЮДИ

О мордобое, дубинках и слезоточивом газе, сопровождавших смену власти в ЗАО "Владимировское" Назаровского района, сказано много. Это, однако, антураж. Содержательная часть богаче, кажется, тот редкий случай, когда новые собственники и руководители, получив власть неправедным путем, в конце концов могут оказаться состоятельнее и рачительнее прежних.

ОБЪЕКТИВКА

ЗАО "Владимировское" - хозяйство уникальное и до недавнего времени, как раньше было принято выражаться, передовое. 70% в структуре производства занимает птицеводство, основная продукция - яйцо, побочная - куриное мясо. Несушку держат год, затем отправляют в убойный цех. Остальные 30% занимают полеводство - хозяйство процентов на 80 самостоятельно обеспечивает себя кормами - и животноводство. Ясно, что птица - самое лакомое из имеющегося. Вложений она требует относительно небольших (хотя нужны зерно, антибиотики, витамины, разного рода добавки), а окупаются они очень быстро. Центральное отделение, где и расположены "птичьи" цеха, находится совсем неподалеку от Назарова - километрах в девяти. Своих земель для выращивания зерна - 14 тысяч гектаров. Мало. Даже при урожайности 38 центнеров с гектара зерна не хватает: ежегодно здесь собирают 26-27 тысяч тонн, а надо бы 30 тысяч. Недостающее приходится докупать. Земля поделена на паи, владельцы паев сдают их хозяйству в аренду, за это получают продукты со скидкой.

В прежние времена хозяйством руководил нынешний заместитель губернатора по селу Виктор Раздуев. О нем здесь вспоминают с редкой теплотой. С редкой - потому что чаще всего от директора до работяги, при всей демократичности сельского жизненного уклада, дистанция все же порядочная. Не очень любят начальники, даже сельские, "входить в положение". Раздуев, видимо, из тех редких экземпляров, которые если даже и не любят, то умеют. Потому хотя бы, что за этим - собственная выгода. Если народ доволен, то и директор сыт. Так или иначе, а в бытность свою директором совхоза, а потом ЗАО "Владимировское" Виктор Петрович с рабочими здоровался за руку и знал их по именам. Последнее, впрочем, нетрудно: село. Все друг друга знают. Но вот руку подать... Хозяйство при нем процветало. Каждая несушка давала в среднем более трехсот яиц ежегодно. Проблем с кормами не было, не случалось и задержек зарплаты.

Наступила демократия, и Виктор Раздуев решил баллотироваться в главы Назаровского района. Закончилось успехом. Вместо себя оставил исполнять обязанности директора бывшего зама по производству Сергея Ижиченко.

В апреле 2001 года состоялись выборы директора хозяйства. Из шести заявившихся было два лидера - Сергей Ижиченко и Виктор Колпаков, тоже заместитель директора. Выборы выиграл Колпаков. Честно или не совсем - вот здесь начинаются версии.

ВЕРСИЯ 1

Сергей ИЖИЧЕНКО, действующий директор ЗАО "Владимировское":

- Когда Виктор Петрович Раздуев стал баллотироваться в главы Назаровского района, решением наблюдательного совета меня назначили исполняющим обязанности директора. Выборы директора состоялись 8 апреля 2001 года. Было подано шесть заявлений, все местные, в том числе заявились я и Виктор Алексеевич Колпаков. Понятно, что с первого раза никто не пройдет. Поселочек небольшой, все друг друга знают - по знакомым, по родственникам растащат голоса. Так и получилось. Вышло так, что он сам себя выбрал. После первого тура подсчитали, объявили: во второй тур вышли Колпаков и Ижиченко. Тут же выбежали люди, сказали: мы, мол, ошиблись, сейчас снова все пересчитаем и скажем... Ну, раз пересчитаем - все понятно. Я собрался и пошел. На следующий день написал заявление об увольнении.

Потом подал исковое заявление в суд о признании выборов недействительными. Они с помощью подделок, фальсификации все устроили. Суд запросил ряд документов - бюллетени, протоколы. Колпаков на суде официально заявил: "Бюллетеней нет, я их сжег". Дело по этому поводу не было возбуждено. Я этим заниматься не стал, потому что 21 сентября мы намеревались инициировать внеочередное собрание акционеров, на которое хотели вынести вопрос о досрочном прекращении полномочий Колпакова. Он опять с помощью каких-то махинаций через один из районных судов Красноярска добивается решения о наложении ареста на акции, имеющиеся у меня. Суд выносит решение об аресте, Колпаков приезжает на собрание, предъявляет документ, наши голоса блокируются - он снова остается в должности.

ВЕРСИЯ 2

Виктор КОЛПАКОВ, бывший директор ЗАО "Владимировское":

- Я проработал в хозяйстве 32 года на разных должностях. Начало событий я бы отнес в 1996-98 годы. Корень зла - в Раздуеве. Он тогда руководил. Жизнь заставляет говорить всю правду. Виктор Петрович Раздуев одновременно являлся председателем совета директоров Назаровского молочно-консервного комбината. Работали тогда по бартеру, живых денег в обороте не было. Зимой хозяйство надаивало 10 тонн молока, летом - чуть больше. Раздуев сдавал молоко на комбинат по очень заниженной цене. Порой - по себестоимости, а случалось - и ниже. На разнице между ценой сдачи и реализации образовывался приличный интерес. Было негласное правило - по итогам года директора, выгодно сдающие продукцию на комбинат, получали дивиденды. Такой пример: когда заработная плата рабочих ЗАО составляла примерно 12-17 тысяч рублей, Раздуев получал ежегодно только дивидендов 380-400 тысяч рублей. Так - на протяжении, наверное, пяти лет.

На назаровский комбинат стали подтягиваться криминальные структуры. Сильно разбогатев, красноярские ребята вошли в совет директоров. Они на поставках ГСМ для нашего хозяйства хорошо имели. В 2001 году я купил солярки на 1000 тонн больше - мы увеличили посевные площади, - а заплатил на шесть миллионов рублей меньше. И недостающее зерно тоже закупалось с интересом. Интерес обеспечивал Сергей Владимирович Ижиченко. Потому Раздуев, когда баллотировался на главу района, и оставил его исполнять обязанности директора - чтобы деньги текли куда надо.

На выборах я в первом туре набрал 52% голосов, Сергей Владимирович - 25%. Проработал я спокойно всего полгода. По инициативе Ижиченко в хозяйстве стали создаваться инициативные группы. По закону об акционерных обществах, если набирается 10% голосов против действующего директора, он может быть отозван. Сами понимаете, в сельской местности набрать 10% - не проблема. Всегда есть обиженные, уволенные за прогулы, просто те, кому директор несимпатичен. И все-таки совсем уж простаков нет, поэтому такие процедуры не проходили. Тогда Ижиченко привлек 000 "Молочная компания". Это красноярские ребята: Феськов Андрей, Жидких Игорь Валерьевич, Семкин Евгений, ныне действующий директор Назаровского молочно-консервного комбината Зубакин Александр Анатольевич... Они стали скупать акции. По закону об АО, третьи лица не могут просто так купить акции ЗАО. Если кто-то решил их продать, первоочередное право на приобретение имеет акционер ЗАО, потом - само ЗАО, а уж если они отказываются, тогда можно продать на сторону. С обязательным уведомлением наблюдательного совета. Ничего такого не было. Просто те акционеры, которые не патриоты своего хозяйства, подарили им несколько акций. А дальше процесс пошел. Ижиченко у себя дома организовал офис по скупке акций. Люди шли туда как в мавзолей. Мы по решению собрания в июне 2002 года начали встречную скупку акций. В результате у Ижиченко образовался пакет в 48,7%, у нас - 48,4%. Но на собрании 3 января одна из акционеров - Холетина Любовь Григорьевна, главный зоотехник, которой мы "дотянули" пакет до двух процентов - у нее было совсем немного акций, - она нас предала и голосовала в пользу той стороны. В результате у них получилось 52% голосов. Так Ижиченко вернулся к власти.

ВЕРСИЯ 3 - ОБЪЕКТИВНАЯ

Трудно оценивать то, чего своими глазами не видел. Можно опираться только на сказанное другими. Как всегда, истина, скорее всего, лежит посередине. Знать бы еще - где точно находится эта середина.

По словам заместителя губернатора края Виктора Раздуева, он и представить себе не мог своего тезку Колпакова в роли директора родного хозяйства. Раздуев считает, что Колпаков не способен руководить предприятием. Факты подтверждают его правоту. На момент возврата к власти Сергея Ижиченко общая кредиторская задолженность ЗАО "Владимировское" составляла 42 млн рублей. Это по грубым подсчетам. Возможно, реальная сумма долга значительно больше. Например, по имеющимся документам долг по зарплате значится в размере четырех миллионов рублей, а как утверждает Ижиченко, начисления за период с апреля по июль должны составить никак не меньше девяти миллионов. Возможно, часть зарплаты люди выбрали натурой: в хозяйстве принято выдавать в счет зарплаты талоны на покупку дешевых продуктов. Но какая это часть и какова реальная сумма долга, с ходу не определишь. Дело в том, что часть финансовых документов, по словам Сергея Ижиченко, отсутствует, кроме того, исчез жесткий диск с главного сервера, на котором хранилась вся финансовая информация. Последний факт Виктор Колпаков объясняет весьма туманно - похоже, к вопросу он оказался не готов. Якобы что-то там в компьютерах было и раньше неисправно, старая бухгалтерская программа не справлялась с увеличивающимся потоком информации - вот все и "полетело". Однако независимые эксперты подтвердили: компьютеры исправны, а вот жесткого диска на сервере нет. Ижиченко подал заявление в суд по поводу возможного хищения важной коммерческой информации.

Откуда взялся долг в 42 млн рублей? 15 млн - долг Пенсионному фонду. В настоящее время возбуждено дело, на предприятии уже были судебные приставы. В свое время был подготовлен пакет документов по реструктуризации долга. По версии Ижиченко, процесс искусственно затормозила начальник финансового отдела Надежда Колпакова - жена бывшего директора ЗАО.

Еще 21 млн рублей - банковский кредит. Как рассказал мне Виктор Колпаков,10 млн из общей суммы кредита были взяты в банке "Енисей" под гарантии Анатолия Быкова, в то время поддерживавшего бывшего директора. Деньги пошли на встречную скупку акций. Еще 8 млн на те же нужды пришлось потратить из прибыли самого предприятия. Вот что интересно: группа Ижиченко, по грубым подсчетам юриста Романа Леоновича, представляющего ее интересы, на 50-процентный пакет акций потратила примерно 12 млн рублей, при этом цена акции колебалась от 32 до 50 рублей. На то же примерно количество акций группа Колпакова израсходовала 18 млн рублей (так утверждает сам Виктор Колпаков). При этом цена их не поднималась выше 32 рублей. Разница в суммах ощутима. Нетрудно посчитать: общее количество акций - 494 тысячи; на покупку половины по цене 32 рубля за акцию требуется не больше восьми миллионов рублей. Но даже если покупать по 50 рублей за штуку, все равно общая сумма укладывается в 12 миллионов. Куда ушло остальное? Вопрос, в общем, риторический. Догадаться нетрудно.

Результат - 42-миллионный долг перед банком, Пенсионным фондом и собственными рабочими плюс отсутствие зерна, витаминов и антибиотиков на птицефабрике. Это - факты, на фоле которых прочее можно считать лирикой.

КРИМИНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

На определенном этапе, как сказано выше, поддержку прежнему директору ЗАО "Владимировское" Виктору Колпакову оказал Анатолий Быков. Его громкие заявления о том, что алюминий ему надоел хуже горькой редьки и он намерен теперь пахать и сеять, звучали еще до последней отсидки. Петрович оказался верен себе. Когда директор ЗАО пригласил его на предприятие, тот не отказал. Приехал, посмотрел, поговорил с народом, потрогал колоски. Сказал: мне, мол, пару вот таких хозяйств, которым можно маленько денег дать - и они расцветут пышно, - и жизнь прожита не зря. И чтобы директор - не вор и не пьяница. Выступил гарантом при получении кредита в 10 млн рублей. А спустя некоторое время переметнулся и стал поддерживать другого директора. Почему?

Есть предположение, что ребята ("криминальный элемент", как называет их Колпаков), владеющие ныне Назаровским молочно-консервным комбинатом и именующиеся 000 "Молочная компания", - давние знакомые Быкова. В свое время они его, скажем так, подвели, и он на них обиделся. А когда с его благословения началась скупка акций в ЗАО "Владимировское", "молочные братья" забеспокоились и приехали в Овинный мириться. Замирение состоялось. Возможно, не без интереса - ну, скажем, пообещали Быкову долю в капитале "Владимировского". Не так деньги ему интересны, как интересно стать потенциальным владельцем. Это, конечно, версия. Факт же - что Быков теперь поддерживает Сергея Ижиченко. это подтверждается таким, например, эпизодом.

После того как на собрании акционеров 3 января этого года большинством голосов (52% акций) избрали нового директора и новый наблюдательный совет, войти в контору новому руководству с первой попытки не удалось. Колпаков и его сторонники до сих пор считают, что собрание было незаконным - скорее всего, считают неправильно. Скорее, это наблюдательный совет под руководством Колпакова повел себя ч опрометчиво, вначале объявив о дате собрания, а затем попытавшись под надуманным предлогом отменить его. В результате из 420 акционеров на собрании присутствовало только 38, но у них и был s сосредоточен пакет голосов в 52%. Если уж быть совсем точным, как мне рассказал юрист Роман Леонович, физически на собрании было всего 18 человек, от остальных были получены доверенности. Законом об АО это не возбраняется. Впрочем, одно нарушение в проведении собрания акционеров все же было: на него не пригласили (точнее, сначала пригласили, а потом отменили приглашение) реестродержателя. Но такое нарушение не влечет за собой автоматического признания решения собрания недействительным. Хотя решение может быть обжаловано.

Так вот, после собрания народ не пустил нового директора с командой в контору ЗАО. По одной версии, путь им преградили действительно работники предприятия, по другой - люди, никакого отношения к ЗАО не имеющие, а просто проживающие в поселке. Неважно. Не пустили - и все. Колпаков немедленно нанял одну известную красноярскую охранную фирму. Противная сторона сделала то же, наняв другую фирму. 23 января Ижиченко решил возобновить попытку занять законное рабочее место. Здесь-то и вмешался Быков. По версии Колпакова, он якобы попросил директора той структуры, что охраняла опальную власть, не препятствовать, дабы избежать кровопролития. Избежать не удалось, хотя охранники не препятствовали. Вернувшись с обеда и обнаружив, что его место занято, директор Колпаков со сторонниками... "повыкидывал" захватчиков. Заметьте: вооруженных, которые, как он утверждает, даже стреляли в него из автомата.

Последняя попытка занять директорское кресло случилась 31 июля с участием судебных приставов и СОБРа и окончилась победой Ижиченко. Хорошо ли это? Как знать. Людям, в общем, все равно, кто наверху, были бы работа и зарплата вовремя. Но есть настораживающие факты. Во-первых, власть была завоевана все же неправедно, хотя юридически скупка акций выглядит вполне законно. Во-вторых, ООО "Молочная компания" - лошадка темная. Есть ли у нее интерес в развитии птицеводства, которое, повторюсь, занимает в структуре производства 70%? И последнее, что можно отнести не столько к области фактов, сколько к разряду эмоций, но что мне кажется не менее важным, чем факты. Юрист Роман Леонович на мой вопрос относительно интереса, проявляемого компанией к соседнему ЗАО "Назаровский", ответил прямо: "Это еще один наш враг". Не захотят ли "молочные братья" и хозяйство Исаева - Вепрева прибрать к рукам? Сама по себе перспектива, может, и не такая страшная, но если тоже через штурм с мордобоем... По моим данным, сейчас в "Назаровском" идет активная скупка акций самим ЗАО. Предприятие пытается обезопасить себя. Не опоздали бы.