Baltijas Aviācijas sistēmas (BAS) - миноритарный акционер национальной авиакомпании airBaltic - находится в очень сложном финансовом положении. Переговоры о стабилизации компании привлеченный государством для решения этой проблемы финансовый консультант Prudentia будет вести с Latvijas Krājbanka, а по сути с его фактическим владельцем российским миллиардером Владимиром Антоновым, признал сегодня, 15 сентября, председатель правления Prudentia Карлис Крастиньш.

BAS в настояший момент не располагает финансовыми ресурсами, которые необходимы для обеспечения инвестиций в дальнейшее развитие airBaltic. Ресурсы Latvijas Krājbanka и его акционеров внушают больше доверие, поэтому с ними и придется вести переговоры сказал Крастиньш.

"Конечно, мы не знаем деталей, но общедоступная информация говорит о том, что весь BAS заложен в Latvijas Krājbanka, а его крупнейшим акционером является Snoras banka. Без разрешения и согласия Latvijas Krājbanka BAS не может совершать какие-либо действия, в том числе - делать новые вложения. Фактически BAS - это скорлупа, в которую без понятной мотивации перенесена большая часть услуг и бизнеса airBaltic. Холдинг BAS - это скорлупа, вся его деятельность зависит от Latvijas Krājbanka, Snoras banka и других кредиторов", - пояснил он, допустив, что место BAS в airBaltic может занять Latvijas Krājbanka. Отвечая на вопрос, участвует ли в переговорах российский миллиардер Владимир Антонов (ему непосредственно принадлежит 31,96% акционерного капитала Latvijas Krājbanka, часть которого принадлежит литовскому банку Snoras, мажоритарным владельцем - 67,28% - которого также является Антонов - ИА REGNUM), Крастиньш ответил: "По сути - да".

Проблема в том, что в последние три-четыре месяца airBaltic и BAS финансировали зарубежные инвесторы, а значит истинные выгодополучатели юридически неизвестны, добавил Крастиньш. "Государству важно знать, кто именно получал прибыль", - сказал эксперт, отметив, что эта информация, скорее всего, умышленно скрывается.

Между тем совет директоров Trasatlantic Holdings Company подтвердил покупку 59 тысяч 110 или 11,05% акций airBaltic за 9,622 млн евро. соответствующий договор был подписан 1 сентября 2011 года. В официальном сообщении Trasatlantic Holdings Company говорится, что данная сделка была совершена с единственной целью - обеспечить экстренную финансовую поддержку компании airBaltic, испытывающей острый дефицит ликвидности. Документы о регистрации состава акционеров компании airBaltic после данной сделки были подписаны 9 сентября 2011 года и поданы в Коммерческий Регистр Регистра предприятий Латвийской Республики, что, по мнению компании, опровергает прозвучавшие спекуляции о непрозрачности сделки.

При этом Trasatlantic Holding Company выразила удивление тем, что правительство Латвии занимает нерешительную позицию и не предпринимает экстренных шагов по спасению национального авиаперевозчика, роль которого в экономике страны невозможно переоценить. В подтверждение приводятся следующие цифры: суммарный объем средств, получаемых государством от деятельности авиакомпании, составляет 2% ВВП страны, в работе компании занято порядка 4 тысяч человек, в 2010 году предприятие перевезло в общей сложности 3,2 миллиона пассажиров, в 2011 году - 3,5 миллиона. Кроме того, компания осуществляет 80 регулярных маршрутов по Европе, Ближнему Востоку и СНГ. Доля авиакомпании составляет 8% от общего объема экспорта Латвии, что является самым высоким показателем в мире среди авиаперевозчиков.

Как это делал ранее ИА Regnum, Trasatlantic Holding Company подчеркивает, что нынешнее критическое финансовое состояние AirBaltic явилось следствием отношений между BAS и государством, согласно договору от 30 апреля 2010 года. как сообщало ИА Regnum, новый акционерный договор был без огласки подписан от имени Латвийского государства министром сообщения Айнаром Шлесерсом (ЛПП/"Латвийский путь") и президентом и совладельцем airBaltic Бертольтом Фликом. Соглашение сверх меры усиливало позиции частного акционера национальной авиакомпании, чем Флик и воспользовался.

По информации Латвийской федерации авиационных профсоюзов, airBaltic планирует уволить почти 500 работников. При этом компания пытается увольнять работников с выплатой наименьших компенсаций. Увольнения коснуться и пилотов, и бортпроводников, и другого персонала. Раньше увольнения объяснялись отказом от старых самолетов "Fokker50", а теперь в качестве причины называется и сокращение числа рейсов. Флик сообщил, что уже в ноябре авиакомпания сократит число рейсов на 726, а в декабре - на 723 по сравнению 2010 годом. В 2012 году airBaltic планирует 45 517 полетов, что на 9400 меньше, чем в 2011 году. Всего в airBaltic работают свыше 1000 человек, в том числе около 400 бортпроводников.