За прошедший период со дня принятия в 1994 году закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" автономия "не в полной мере нашла свое достойное место в конституционном и правовом поле Республики Молдова". Как сообщили 15 сентября корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Народного собрания (парламента) Гагаузии, об этом заявила на встрече с комиссией Конгресса местных и региональных властей Совета Европы гагаузский спикер Анна Харламенко.

В своем выступлении Харламенко отметила, что хотя народы Молдавии и Гагаузии принятием в 1994 году закона об особом правовом статусе Гагаузии показали всему миру уникальный пример мирного разрешения этнического конфликта, "Республика Молдова не стала гарантом полной и безусловной реализации закона". "По настоящее время не найден необходимый механизм доверительного и паритетного отношения между центральными органами государственной власти и управления Республики Молдова и органами государственной власти и управления Гагаузии (Гагауз Ери). Законодательно не закреплено разделение полномочий и их делегирование между центром и Гагаузией. Парламент страны не обеспечил выполнение своего постановления за №345-XIII от 23 декабря 1994 года "О введении в действие закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". За истекший период парламент РМ при принятии законов и иных нормативных актов зачастую продолжает игнорировать особый политико-правовой статус Гагаузии. В Конституцию страны вошли не все основополагающие положения закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Отсутствует и наиболее важное положение, которое регламентирует право народа Гагаузии на свое внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова, как независимого государства. Руководители правовых структур даже после согласования с Народным Собранием не утверждаются отраслевыми министерствами. Даже главные врачи больниц назначаются в Кишиневе. Упразднена таможенная служба Гагаузии", - сообщила Харламенко.

По ее словам, в течение 17 лет Гагаузия "не имела возможности интегрироваться пропорционально во все ветви и структуры государственной власти и управления страны, что не позволяет реализовать свое право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии". "Гагаузия лишена возможностей реализовать свое право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, формирование бюджета автономии в соответствии со ст. 18 закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Законодательные инициативы Гагаузии в нарушение ст.73 Конституции страны остаются без внимания. Многие инициативы, обращения законодательного органа Гагаузии к руководству, парламенту, правительству и министерствам Молдавии игнорируются. Судебная система в Гагаузии отсутствует. Рекомендации Венецианской комиссии Совета Европы по данной проблеме Молдавией не выполняются. Отсутствует и постоянный диалог между Гагаузией и центром", - отметила гагаузский спикер.

Она добавила, что "народ Гагаузии признается центром, политформированиями страны только в период различных предвыборных кампаний, когда голоса нужны партиям для прохождения в парламент". "Гагаузский язык не защищен. ЮНЕСКО в 2010 году занес гагаузский язык в реестр исчезающих языков. РМ не ратифицировала Европейскую хартию региональных языков, поэтому отсутствует государственная программа поддержки языков малых народов", - отметила председатель НСГ.

Подводя итоги встречи, гости "поблагодарили председателя НСГ Анну Харламенко за инициативу и настойчивость в проведении данной встречи, за представленную конкретную и объективную информацию 17-летнего пути становления и развития Гагаузии в составе Республики Молдова". Анна Харламенко попросила комиссию Совета Европы организовать и провести мониторинг исполнения закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и пригласила посетить автономию. Гости заверили председателя НСГ, что приедут в Гагаузию в ноябре 2011 года, во время очередного визита комиссии в Молдавию и обсудят предложение о проведении мониторинга. Комиссия также предложила Анне Харламенко по итогам встречи направить в Конгресс местных и региональных властей Совета Европы пакет предлагаемых для рассмотрения предложений.