По инициативе немецкого фонда имени Генриха Бела в Тбилиси состоялось обсуждение на тему принятых грузинским парламентом поправок в Гражданский кодекс, согласно которому действующие в стране религиозные конфессии получают право на регистрацию в качестве юридического лица публичного права.

В обсуждении приняли участие представители офиса омбудсмена, Ассоциации молодых юристов Грузии, Патриархии, мусульманской и баптистской общин, а также правозащитники и эксперты области. Хотя представитель Грузинской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) принял участие в мероприятии, однако епархию официально на мероприятие не пригласили. Организаторы мероприятия объяснили это техническими причинами, ссылаясь на то, что им не удалось связаться с епархией ААЦ.

Парламент Грузии в июле в ускоренном порядке принял указанный проект поправок в Гражданский кодекс, который предполагает присвоение статуса юридического лица публичного права пяти религиозным объединениям (Армянской Апостольской церкви, Римско-католической церкви, Мусульманской общине, Иудейской общине и Баптистской церкви - ред.). Позднее законодательный орган выступил с разъяснением по этому поводу и отметил, что указанным законом религиозные общины хоть и получают право на регистрацию, однако остаются при полномочиях неправительственных организаций.

Ожидания многих религиозных конфессий от указанных поправок не оправдались по той причине, что акт регистрации подразумевал не то, что они представляли, заявил в ходе обсуждения представитель офиса омбудсмена Грузии Бека Миндиашвили. Как он заметил, поправки регулируют исключительно вопрос присвоения статуса религиозным общинам, и здесь нет речи о привилегиях. "При регистрации у них будет статус, но не привилегии", - пояснил он, добавив, что именно регистрации своего статуса добивались религиозные общины Грузии. Далее Миндиашвили подчеркнул, что другие волнующие религиозные общины вопросы, в частности связанные с имуществом, могут быть решены посредством новых законодательных изменений.

Свои претензии относительно процедуры принятия закона в парламенте имела также и Грузинская православная церковь (ГПЦ), о чем в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил представитель ГПЦ по вопросам других религиозных общин Закария Куцишвили. "Церковь не согласна с тем, что парламент в ускоренном порядке и без широкого общественного обсуждения принял закон. Общество и ГПЦ заслуживают детального обсуждения указанных поправок", - сказал он.

Примечательно, что представители мусульманской и баптистской общин Грузии в целом поддержали принятие закона. А представитель Грузинской епархии Армянской апостольской церкви отказался общаться с прессой, ссылаясь на отсутствие у него соответствующего разрешения.

По сути, принятый парламентом закон ничего не меняет для религиозных конфессий, кроме формального изменения названия статуса общин, высказал позицию ГПЦ Закария Куцишвили. На его взгляд, поспешность принятия закона стала причиной имевших место в те дни в обществе определенных волнений. "Принятие закона включает в себя некоторые опасные моменты, поскольку большинство верующих его оценило, как попытку упразднения роли ГПЦ, что и стало причиной столь резкой реакции со стороны общества", - подчеркнул он. На вопрос о том, является ли принятие закона результатом борьбы между светской и религиозной властями Грузии, представитель церкви воздержался от комментариев, однако высказал следующую фразу: "Такие мнения существуют".

Следует отметить, что это мнение широко распространено в экспертных кругах Армении. Директор Института Кавказа Александр Искандарян считает, что проблема напрямую связана с внутриполитическими реалиями Грузии. "Грузинская церковь кроме религиозного значения, является также очень серьезной политической силой. Я бы сказал, после президента самой серьезной политической силой и Саакашвили не очень-то может с этим в открытую бороться", - разъясняет эксперт.

Координатор неправительственной организации "Интеррелигиозная Грузия" Пата Гачечиладзе в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заметил, что на самом деле указанными поправками не решаются волнующие конфессии проблемы. "Однако принятие закона чревато негативными последствиями, так как по этой причине возникли определенные опасения на счет роли церкви в обществе, и создан негативный фон в межконфессиональных отношениях", - разъяснил эксперт.

Вопросы, связанные с правами других религиозных общин могут быть обсуждены и решены в будущем, так как, по сравнению с ними, Грузинская церковь обладает многими привилегиями - освобождена от земельного налога и НДС, подчеркнул Бека Миндиашвили. На его взгляд, новый закон - "смелый шаг политического истеблишмента в сторону секуляризации".

Ему возразил представитель Патриархии, заявив что ГПЦ платит налоги. Он пояснил, что только магазины ГПЦ освобождены от налогов, а продаваемая в других торговых точках продукция церкви облагается налогом.

По этому поводу свое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказала также эксперт по религиозным вопросам Кети Цхомелидзе. Как она считает, проблема в том, что Налоговый кодекс Грузии предусматривает ряд привилегий для ГПЦ, в то время как у других конфессий их нет. "Этот вопрос должен решиться государством, однако он до сих пор остается открытым", - подытожила она.