Прогноз социально-экономического развития Астраханской области в 2002 году и проект областного бюджета на 2002 год стали основными вопросами на заседании кабинета при главе администрации области.

Губернатор Анатолий Гужвин отметил, что известное решение руководства "Газпрома" об увеличении арендной платы в 2,6 раза привело к потере территориального бюджета по налогу на прибыль в размере 360 млн. рублей. Это около 20 процентов налоговой базы. Эти деньги не теряются в полном смысле этого слова. Просто они будут переориентированы на развитие хозяйствующих субъектов на территории области. В целях снижения зависимости бюджета области от основного налогоплательщика - "Астраханьгазпрома" будут приниматься меры по наращиванию налоговой базы в других отраслях.

Как отмечает газета "Волга", от руководства области в этой ситуации потребуется приложить немало усилий, чтобы за счет других источников финансирования минимизировать эту потерю и достичь в 2002 году темпов роста объемов промышленного производства на 7%, валовой продукции сельского хозяйства - 9%, а по объему инвестиций - 10 %. Тем более что итоги развития экономики области за 9 месяцев текущего года подтверждают тенденции такого роста, поскольку в некоторых отраслях он достигает 31%. Наиболее показательными в этом плане являются мукомольная и крупяная промышленность - 31,5%, лесная и деревообрабатывающая - 11,8%, химическая - 9,4%. Правда, при этом несколько снизились объемы производства в энергетике, легкой и пищевой отраслях.

Начало вставать на ноги село, где объем выпускаемой продукции увеличился с начала года на 10,5%. Растет и поголовье крупного рогатого скота. С начала года хозяйствами всех форм собственности произведено 20,6 тыс. тонн мяса, 112,8 тыс. тонн молока, 160,4 млн. штук яиц, намолочено 32,6 тыс. тонн зерна, собрано 197,8 тыс. тонн овощей. Все эти показатели выше уровня прошлого года. Улучшается и жизнь населения в регионе, с января по август прирост реальных денежных доходов составил 12,6%, а средняя заработная плата составила 2636 рублей, что на 42,6% больше, чем за этот же период прошлого года.

На 2002 год прогнозируется рост валового регионального продукта на 8,7%, что составит примерно 49,8 млрд. рублей. При этом предприятия промышленности должны произвести продукции на сумму более 31 млрд. рублей. Такие темпы развития производства станут возможными только при выполнении нескольких условий. Прежде всего речь идет об интенсификации развития топливной отрасли; разведке и разработке новых нефтяных и газовых месторождений, производстве серы и другой продукции на ее основе. Вторым условием станет решение проблемы энергообеспеченности региона путем реконструкции Астраханской ГРЭС. Потребуется и внедрение ресурсосберегающих технологий, и развитие малой энергетики, поскольку дефицит электроэнергии уже сейчас начинает сдерживать рост производства в регионе. Особенно это сказывается на достаточно энергоемких предприятиях судостроительной отрасли, которая играет не последнюю скрипку в экономике области. Тем более что на период с 2001 по 2005 год в области будет реализовываться региональная концепция "Развитие судостроительной промышленности", которая позволит сделать продукцию астраханских корабелов конкурентоспособной как на российских, так и на европейских рынках.

Предприятия других отраслей решено также переориентировать на выпуск продукции, которая будет востребована на рынке. Ожидается рост на 9% объемов валовой продукции и в сельском хозяйстве. Прежде всего за счет увеличения объемов в растениеводстве, повышения плодородия почв, применения прогрессивной технологии капельного орошения, внедрения научно обоснованных технологий возделывания и применения высококачественных сортов овощей.

Еще одним мощным фактором развития сельского хозяйства в следующем году станет областная целевая программа "Развитие личных подсобных хозяйств Астраханской области на период до 2005 года". Реализация целевой программы позволит фермерам вырастить в 2002 году более 50% всей овощебахчевой продукции, 73% мяса, 82% молока и 92 % картофеля. После этих цифр становится понятно, кто является на сегодняшний день настоящим нашим кормильцем. Кроме этого, есть еще и резервы для роста в АПК за счет создания новых перерабатывающих предприятий, обновления машинного парка и создания мощной маркетинговой системы, которая позволит крестьянам быстро реализовать собранный урожай по выгодной для них цене.

В 2002 году прогнозируется и рост инвестиционной активности. Доля инвестиций увеличится по сравнению с прошлым годом на 10% и составит 22533,9 млн. рублей. При этом львиная доля их будет направлена на развитие топливно-энергетического комплекса. Дальнейшее развитие в регионе получит и жилищное строительство, где основной процент финансирования будет идти за счет средств населения и долгосрочных кредитов. А средства областного и федерального бюджета будут направляться прежде всего для строительства жилья для льготных категорий граждан. Прогнозируется и увеличение потребительского спроса населения, и рост его денежных доходов.

Что касается областного бюджета, то на заседании кабинета говорили о принятии на 2002 год бездефицитного проекта областного бюджета. При этом приоритетными направлениями бюджетной политики остается своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и ее индексация в размерах, обеспеченных источниками финансирования. Если говорить о межбюджетных отношениях региона с центром, то они складываются явно не в пользу области. Специалисты, анализируя концепцию бюджета Федерации на 2002 год, отмечают рост централизации налоговых зачислений в федеральный бюджет: 59% центру и только 41% региону. При этом центр получает от региона дополнительно около 235 млн. рублей, а потери области составят примерно 618 млн. рублей. При этом центр забирает себе крупные и легко собираемые налоги (НДС, акцизы на минеральное сырье, бензин, дизельное топливо, 50% акцизов на водку), а области оставили неустойчивые налоги и проблему увеличения заработной платы региональным бюджетникам, поскольку правительство, продекларировав повышение заработной платы для этой категории граждан, в бюджете страны учло только федеральных служащих. Правда, при этом следует отметить, что, начиная с 2000 года, Министерство финансов РФ своевременно и в полном объеме исполняет обязательства федерального бюджета перед Астраханской областью.