Чехии необходимо поднять долю атомной генерации в производстве энергии до 80% к 2060 году, говорится в докладе Министерства промышленности Чехии. В настоящее время в Чехии работают шесть атомных реакторов, кроме того, планируется строительство еще двух. Чешская Республика экспортирует свою электроэнергию в Германию после того, как немецкие власти приняли решение о закрытии наиболее старых АЭС после аварии на японской АЭС "Фукусима-1". Министр промышленности Чехии Мартин Косоурек считает, что атомная энергетика является необходимой, поскольку это недорогой источник энергии, а энергии от возобновляемых ресурсов недостаточно. "Часть Евросоюза идет в противоположном направлении, потому что они, видимо, не заботятся о конкурентоспособности", - заявил чешский министр, говоря о возможных возражениях против строительства новых атомных мощностей в Чехии со стороны Германии и Австрии. "Мы не говорим о том, что эти атомные реакторы начнут работать завтра", - отметил Косоурек. О намерениях участвовать в тендере на строительство новых реакторов на АЭС "Темелин" объявили американский Westinghouse (входит в Toshiba Corp.), российский "Атомстройэкспорт" в сотрудничестве с чешской Skoda JS и французская Areva.

"Стремление Чехии обзавестись новыми атомными блоками напрямую вызвано будущим закрытием АЭС в Германии, - заявил начальник аналитического отдела ИК "Ленмонтажстрой" Дмитрий Кумановский. - Стремясь получить этот перспективный энергетический рынок, а также сохранить конкурентные преимущества промышленности Чехии в рамках ЕС, Чехия готова активно инвестировать в атомные проекты. Такая позиция, безусловно, будет вызывать неудовольствие Евросоюза, но никаких мер приниматься не будет, так как европейская промышленность, особенно германская, будет заинтересована в снижении издержек. Кроме того, АЭС в Темелине изначально проектировалась в расчёте на 4 энергоблока, но, по политическим причинам строительство третьего и четвёртого было прекращено. Теперь же Чехия просто возвращается к полной реализации первоначального проекта".

"Что касается потенциала российского проекта, то он очень высок, учитывая российское происхождение блоков на обеих действующих АЭС в Чехии, - уверен эксперт. - Кроме того, компанию-оператора чешских АЭС, CEZ Group, крупнейшую по производству электроэнергии в центральной и восточной Европе публичную компанию, с листингом на ведущих мировых площадках, неоднократно обвиняли в попытках влиять на чешскую политику и в сильных связях с Россией. CEZ Group может выбрать изначальный российский вариант для строительства третьей и четвёртой очередей АЭС в Темелине, о чём, видимо, шли переговоры при участии российского премьера Путина во время визита в Чехию в 2010 году. Россия предложит наименьшую цену контракта на новые блоки АЭС, взамен же может получить возможность влиять на всю атомную отрасль в Чехии. В частности, возможны российские инвестиции в чешское атомное машиностроение, в строительство хранилища отработанного ядерного топлива и другие проекты, что позволит России и Чехии совместно зарабатывать на европейском рынке в атомной сфере в будущем".

"Решением о строительстве атомных мощностей Чехия пытается обернуть в свою пользу отказ Германии от атомной энергии. Надо отметить, что Чехия при этом располагает определенным запасом времени, достаточным для того, чтобы ввести в строй АЭС, - считает директор аналитического департамента ИФК "Алемар" Василий Конузин. - Германия не будет, да и не имеет возможности одномоментно закрыть все атомные мощности - процесс растянется, по официальным данным, на 10 лет. Восполнить выбывающие мощности должны традиционные тепловые станции и альтернативная энергетика. Однако в первом случае Германия сталкивается с зависимостью от поставок газа (и речь здесь не только и не столько о Газпроме), что снижает энергетическую безопасность страны, а также с вопросами экологии. Во втором случае, Германия должна будет решать проблему роста расходов на производство электроэнергии, ввиду более высоких капексов (капитальных затрат) строительства альтернативных генерирующих мощностей. Наконец, перекомпоновка мощностей может привести к падению уровня постоянной нагрузки в системе, которую с закрытием АЭС будут вынуждены нести тепловые станции - что, очевидно, обойдется стране дороже".

"Таким образом, чешские атомные мощности могут прийтись как нельзя кстати, обеспечив Германии стабильный переток электроэнергии, - отметил он. - Тот факт, что Германия является локомотивом экономики Европы, снимает вопрос потенциального спроса на электроэнергию, равно как и вопрос потенциальных интересантов, коими могут стать крупнейшие германские энергоконцерны и потребители. Другое дело, что подобный "вывод" атомных мощностей из Германии в Чехию, при географической "скученности" Европы, скорее, является переложением ответственности на чужие плечи".

"Потенциал российской заявки в соревновании за строительство новых блоков АЭС "Темелин" силен: во-первых, он вовлекает базирующуюся в Чехии компанию SKODA JS, закрывая тем самым часть вопросов локализации инженерных решений и проблему утилизации топлива, во-вторых, привлекает к проекту крупнейшего в мире производителя реакторов - французскую Areva. Кроме того, не стоит забывать и о господдержке и госгарантиях, которые Росатом может предоставить проекту, тем самым существенно повышая шансы на привлечение дополнительного частного и кредитного капитала в стройку", - уверен Конузин.