ИА REGNUM представляет интервью с Юрисом Розенвалдсом, известным политологом, деканом факультета социальных наук Латвийского Университета о внеочередных парламентских выборах в Латвии.

ИА REGNUM: До выборов всего неделя. Пока лидер предвыборной гонки - объединение "Центр Согласия". Что может измениться за оставшийся срок в раскладе политических сил?

Прежде всего я должен отметить, что ситуация с объединением "Центр Согласия" несколько отличается от той, что была перед выборами в 10-й созыв парламента. Тогда было два явно выраженных лидера - это "Единство", которое уже так тогда выбрало это название с целью объединить латышскоязычный электорат, который стремился к каким-то переменам. И собственно само объединение "Центр Согласия". Но в последний момент латышскоязычный электорат объединения переметнулся к "Единству", хотя ранее в знак протеста хотели голосовать за "Центр Согласия".

Сейчас ситуация несколько иная. "Единство", будучи правящей партией, закономерно теряет голоса. Ведь с одной стороны это разочарование людей, а с другой стороны неудачная коалиция с "Союзом Зелёных и Крестьян", причём разваливаться эта коалиция начала на глазах, сохраняя формальный статус. А сейчас мы наблюдаем взаимную пикировку между партиями и пока ещё партнёрами.

А уже указ номер два бывшего президента Валдиса Затлерса о роспуске парламента и впоследствии формирование новой партии его имени, если опустить детали, привело к тому, что "Единство" и "Партия Реформ Затлерса" соревнуются между собой за голоса одного и того же электората. Пока сложно сказать о точном количестве голосов, но вряд ли в сумме эти партии получат намного больше, чем получило одно "Единство" на прошлых выборах.

Отсюда следует вот что. Объединение "Центр Согласия" понесёт некоторые потери, которые возможны, ведь среди русскоязычной публики уже нет такого единодушия относительно той умеренной политики, которую предлагает ЦС, какое было год назад. Какая-то часть электората обратится с закономерным вопросом: "Вы всё время предлагали жить дружно, а где результат?".

Об уровне радикализации в обществе свидетельствуют и собранные двенадцать тысяч подписей, которые как раз сегодня подаются в центральную избирательную комиссию. Таким образом, часть электората ЦС может проголосовать и за ЗаПЧЕЛ. Но забегая вперёд, хочу сказать, что даже это ЗаПЧЕЛ не очень поможет. Они, вероятно, не пройдут и в 11-й созыв. Всё же большинство русскоязычного электората сделало выбор не в пользу конфронтации, а в пользу диалога. Потому даже если ЦС не получит больше, а пока рейтинги свидетельствуют о возможном большинстве, то останется победителем выборов. И далее вопрос о вхождении ЦС в правительство становится одним из главных. Ведь если уже на прошлых выборах латышская политическая элита эти вопросы обсуждала без придыхания, это значит, что сейчас это будет вопросом прагматичного подхода.

Что ещё хотелось бы отметить об объединении "Центр Согласия", так это вовсе не факт резкого подъёма в экономике после их возможного вхождения во власть, а новую ступень в развитии доверия в обществе. С одной стороны, не будет стремительного роста ВВП, зато новый стимул получит процесс консолидации в обществе со всеми вытекающими положительными последствиями.

А потому, с точки зрения прагматики, одной из удачных комбинаций может быть "Единство", "Партия Реформ Затлерса" и "Центр Согласия". Ведь не случайно ПРЗ старается уже сейчас не подчеркивать своих разногласий с ЦС. И в то же время, основываясь на 18-летнем опыте политической жизни Латвии, а первые выборы были в 1993 году, я не берусь прогнозировать, что ЦС дадут возможность формировать правительство. Думаю, что и политики из ЦС вряд ли займут позу, мол, мы первые - нам положено. Ведь и президент будет в затруднительном положении, тогда возможно будет и беспартийный премьер.

Есть ещё и второй вариант коалиции: это национальный блок ВЛ/ТБ/ДННЛ, партия "Единство" и новая политическая сила "Партия Реформ Затлерса". Но наберут ли они достаточно голосов, пока сказать сложно. А вот объяснить своим избирателям возможность брака с СЗК ни "Единство", ни ПРЗ уже не смогут, таким образом, возможных комбинаций становится меньше.

Учитывая факт подачи подписей за придание статуса второго государственного русскому языку в Центральную избирательную комиссию, будет и реакция со стороны латышской прессы, особенно со стороны Latvijas avize, что добавит некоторый процент голосов национальному блоку. Ведь если весной общество "За родной язык" могло объяснить свой сбор подписей ответом на сбор подписей о переводе русских школ на латышский язык, то сейчас крыть нечем. Потому, кроме как провокацией, подачу подписей за неделю до выборов назвать нельзя. А подходить к этим вопросам по принципу "Не догоню, так хоть согреюсь", по меньшей мере, неразумно. Правда, это очень разумно для партии ЗаПЧЕЛ, так как другого шанса попасть в парламент у них нет. А для организаторов референдума это лишнее раздражение в среде латышского умеренного электората, который придёт голосовать против. Вопрос со статусом русского языка нужно как-то упорядочить, но не таким образом.

ИА REGNUM: Из упомянутых вами вариантов коалиции становится ясно, что СЗК остаётся в оппозиции.

Да, и это видно и по тону их выступлений: пригласят - будем, не пригласят - не будем. И здесь есть два фактора. Электорат СЗК - это достаточно консервативно настроенные люди, скорее всего сельские жители, а потому он достаточно стабилен. А вот риторика около Лемберга со всеми разоблачениями возымеет какое-то действие, и получат они явно меньше, что и показывают опросы.

Потому в первые ряды я бы их не ставил. Затлерсу такой союз не нужен. "Единство" осторожничает, подавая размытую программу, а вот в риторике слышится, что мы бы многое сделали, если нам не мешали, подразумевая своих партнёров по коалиции. А значит снова наступать на те же грабли партии будет затруднительно. Следовательно СЗК вряд ли в этот раз будет невестой на выданье, желанной для всех, а больше старой девой, к которой придут, когда уже ничего не останется.

ИА REGNUM: Как насчёт последнего олигарха, рвущегося в парламент, Айнара Шлесерса? Похоже, что и он не проходит.

Сказать однозначно сложно: Шлесерс имеет опыт в динамичных предвыборных кампаниях. Но он себе серьёзно навредил популистскими обещаниями, из серии 600 латов - средняя заработная плата. А с другой стороны, он упустил роскошную возможность на заседании парламента, когда принималось решение об обыске у него дома. Ведь о том, что такой вопрос будет поднят, он знал, а, следовательно, мог выйти на трибуну и с распростёртыми объятьями пригласить всех к себе на обыск, что бы позволило ему набрать очки в глазах электората. Всё это приведёт к тому, что он будет балансировать на грани, и что в парламент он вряд ли попадёт.

ИА REGNUM: В итоге есть тенденция к малому количеству партий. Пока мы говорим всего о пяти игроках.

Да, наметилась такая тенденция, которая ведёт к консолидации. Ведь даже указ номер два Затлерса, который стал угрозой для партии "Единство", в итоге привёл их к консолидации. И демарши Кристовского с "Гражданским союзом" были прекращены, понимая, что для консолидации нет альтернативы и что по отдельности составные "Единства" станут малозначительными политическими силами. что так они станут мелкими политическими силами.

ИА REGNUM: С точки зрения политологии, возможна ли в Латвии двухпартийная система?

Полагаю, это вопрос к самой избирательной системе. Некоторые изменения уже произошли: это отмена принципа локомотивов, криминализация нарушений правил финансирования. Возможно, в будущем будет увеличено и число избирательных округов, когда Рига будет делиться на несколько округов. Я не исключаю возможности того, что в Латвии будет введена и смешанная избирательная система, когда часть депутатов будут избираться на основе пропорциональной системы, а часть по мажоритарным округам. Тогда можно говорить о двух крупных партиях, по примеру Великобритании, хотя и там сейчас ситуация несколько иная.

Но должен отметить, что вряд ли пока консолидация пойдёт дальше. Пятёрка лидеров уже достаточно ярко выражена, а дальше как карты лягут. Кроме того нужно учитывать особенности политической системы Латвии. Ведь в Латвии превалирует этнический, а не социально-экономический аспект в голосовании. И этнический аспект выражен достаточно ясно, и можно спорить, говорить, хорошо это или плохо. В Эстонии, например, этническое голосование проявляется в меньшей мере.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что сухой остаток из пяти партий свидетельствует о росте политического сознания у избирателя?

Смотря как оценивать. Если брать мотивацию участия в выборах, то уровень участия в выборах в Латвии выше, чем во многих западных демократиях. В то же время можно говорить, что события последних месяцев вызвали повышение интереса к политике и у слоя обеспеченных предпринимателей среднего класса. Они не ищут личной выгоды - им за державу обидно.

Избиратель демонстрирует явную способность к обучению. Тем более, сейчас у избирателя появилась возможность через год придти на выборы, когда в памяти ещё свежи воспоминания о политических обещаниях прошлого года. Кроме того, у партий нет денег на плакаты и видеоролики, с помощью которых можно давить на психику. А лица ведь остались те же.

ИА REGNUM: Как вам первые два месяца деятельности нового президента Андриса Берзиньша?

Вкратце: лучше, чем ожидалось. Затлерс не впечатлял за годы президентства, а после своего указа он стал едва ли не национальным героем. Что же касается Берзиньша, то первые два месяца превосходят все ожидания. Ему, конечно, есть чему учиться, в частности тому, как выступать, но с точки зрения оценки его первых шагов - оценка положительная. Он производит впечатление стабильности и основательности. К тому же он не старается с упорством, достойным лучшего применения не говорить со СМИ по-русски, как делал Затлерс. Причём делал это Затлерс без какой-либо понятной аргументации.

В настоящее время Берзиньш находится в уникальной позиции: после высказанного избирателями на референдуме недоверия к парламенту, он единолично определяет повестку дня в парламенте. Пока происходит движение в работе, а вопросы, с помощью которых политики могли бы обратиться к избирателю с целью рекламы, не затрагиваются. Потому впечатление в целом приятное.