Федеральный еженедельник "Российские вести" в рубрике "Точка зрения" публикует специально написанную для издания Ариэлем Коэном, ведущим экспертом Фонда "Наследие" по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики (США), статью "Президентство Медведева: ожидание и разочарование". Публикуем её текст полностью:

"С приближением президентских выборов становится все более очевидно - демократизация России, которую так ожидали в администрации Барака Обамы, так и осталась невыполнимым проектом президента Дмитрия Медведева. Несмотря на многообещающую риторику, за время президентского срока Медведева в политической жизни России мало что изменилось, хотя от молодого российского лидера ждали именно этого.

А ведь начиналось все действительно многообещающе. С самого начала Медведев позиционировал себя как адепта свободы и демократии. Обещание перемен сквозило и в речи президента в Красноярске ("Свобода лучше, чем несвобода"), и в эссе "Вперед, Россия" 2008 года, и в речи на Ярославском форуме в 2009 году. Все ждали, что за словами последуют дела.

Однако гора намёков родила политическую мышь. Сегодня, как будто забыв о риторике начала своего президентского срока, президент Медведев следует линии Путина почти в каждом политическом решении. Он разделяет позицию своего предшественника в вопросе выборов в Думу по партийным спискам и запрете одномандатных округов, которые укрепили бы связь между избирателями и их избранными представителями.

Вполне очевидно, что Кремлю гораздо легче контролировать политические партии, которые выставляют кандидатов по национальным партийным спискам, а не одномандатников, зависящих от и представляющих своих местных избирателей.

Медведев также не возражает против семипроцентного барьера для прохождения в Госдуму, хотя ранее намекал на возможное снижение барьера до пяти процентов, что облегчило бы прохождение в законодательный орган небольших партий.

В 2009 году президент сказал, что еще 100 лет в России не будет выборов губернаторов. Теперь он говорит, что вроде переборщил, и сегодня бы такого не заявил. Ну, и где эти выборы? И почему страна не может выбирать сенаторов в Совет Федерации. Демократии от этого убудет? Или сенаторы могут оказаться слишком самостоятельными? И кому хуже от этого будет?

Доходит до курьезов. На недавнем саммите СНГ в Душанбе Медведев неожиданно высказался против наблюдателей ОБСЕ, которых он обвинил в "двойных стандартах" и предвзятости. Вместо этого российский президент посоветовал полагаться на наблюдателей СНГ. Хотя они готовы одобрить самые, мягко говоря, "спорные" результаты выборов, проходящие с многочисленными нарушениями.

Приходится констатировать - во время своего президентского срока Медведев не использовал шансы на демократизацию политической системы в России. Видать, не мог. А жаль.

К примеру, вопреки ожиданиям, он так и не ослабил правительственный контроль над главными телеканалами, и не позволил появления новых, частных телекомпаний, готовых хотя бы на "шаг вправо, шаг влево" отступить от генеральной линии.

Президент так и не назначил по-настоящему независимых судей в Верховный и Конституционные суды, и в важнейшую инстанцию - Мосгорсуд. Суды уже давно являются послушными инструментами исполнительной власти, и Медведеву, как юристу, это прекрасно известно.

Зависимость судов стала очевидна после приговоров вынесенных владельцам нефтяной компании "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. А ведь еще в конце 2010-го Медведев заявлял, что Ходорковский не представляет опасности для общества, и потому должен быть освобожден.

Кстати, недавно второй канал российского телевидения, который, как считается, симпатизирует президенту Медведеву, посвятил опальному олигарху масштабный сюжет. В нем экс-владелец ЮКОСа был представлен чуть ли не монстром и вором, причастным к страшным убийствам. Считать появление такого сюжета на федеральном канале в предвыборный период случайным наивно. Скорее всего, заказ пришёл не из Кремля, и не мог быть Кремлем остановлен.

Не лучше обстоит дело и с пресловутой борьбой с коррупцией, которая заявлялась приоритетным направлением политики Медведева. Хотя президент часто выступает на тему приватизации государственных компаний и борьбы с коррупцией, реальные шаги предприняты достаточно незначительные и неспособные повлиять на начинающую давать сбои систему госрегулирования экономикой.

На исходе президентского срока Медведева концентрация огромных денежных потоков в руках коррумпированного бюрократического аппарата, в том числе и силовых ведомств, напрямую ведет к ослаблению государства. Малоэффективные государственные корпорации, от "Газпрома", "Роснефти" и "Транснефти" до компаний, контролирующих порты, частично банковскую систему и прочее, являются основами нынешней системы государственного капитализма, обеспечивающей более низкие темпы роста, чем более прозрачный частный сектор. Алексей Навальный, юрист и известный борец с коррупцией, недавно опубликовал информацию о хищениях на сумму в 4,5 миллиарда долларов во время строительства только одного лишь Восточносибирского газопровода. А сколько еще таких хищений нераскрыты, или следствие тормозится и подмораживается? Вот тебе и борьба с коррупцией.

Увы, Медведев упустил уникальную возможность содействовать изменению российской действительности. Возможно, это произошло, потому что он просто не в состоянии изменить статус-кво. Или обязан играть прописанную ему роль преемника, который уйдет на второй план, когда основное действующее лицо решит вернуться.

Неслучайно, в конце августа российский президент назначил Георгия Полтавченко губернатором Санкт-Петербурга. Бывший офицер КГБ СССР Полтавченко работал полпредом в Центральном административном округе с 2000 года и является сторонником премьера Путина. Он займет место Валентины Матвиенко, другого близкого соратника Путина, которая теперь заняла пост спикера Совета Федерации, для чего экс-спикер Сергей Миронов был отправлен в отставку. Эта шахматная партия, разыгранная Путиным, имеет мало отношения к демократическим изменениям. Скорее это стратегический ход предвыборного периода, но к Медведеву он не имеет никакого отношения. Президент Медведев беспрекословно одобряет все перемещения чиновников, соглашаясь на политические назначения, инициированные Путиным.

В преддверие вероятного возвращения Путина в президентское кресло для Медведева, очевидно, уже не столь важно выполнять свои декларации. Похоже, в Вашингтоне стали, наконец, это понимать. Возвращение же Путина в 2012 году окончательно развеет иллюзии тех, кто продолжает связывать реальные результаты политики "перезагрузки" в российско-американских отношениях исключительно с Дмитрием Анатольевичем. Например, прорывная сделка между Exxon и Роснефтью является скорее путинско-сечинской, чем медведевской. И даже в том случае, если Медведев останется на посту президента в 2012 году, его роль в содействии российской демократизации, опираясь на опыт нынешнего срока, сомнительна.

Кто бы ни стал президентом России (и США) в будущем году, там, где отношения обеих стран будут удовлетворять их национальным интересам, сотрудничество будет продолжаться, а там где будут разногласия, придётся соглашаться или не соглашаться. То есть, как всегда: хотеть мы будем, как лучше, а получаться будет - когда как".