Спустя почти два года после подписания протоколов о нормализации отношений между Арменией и Турцией, две сопредельные страны продолжают испытывать друг к другу сложные чувства. Однако, невзирая на подобные настроения, тысячи армян по-прежнему направляют свои стопы в Турцию в поисках работы, которую они не могут найти у себя на родине.

Об этом пишут на сайте EurasiaNet независимые ереванские журналисты Марианна Григорян и Анаит Айрапетян.

По их словам, официальный уровень безработицы в Армении составляет 6,6 % - ниже аналогичных показателей в Турции (9,4 %). Судя же по неофициальным подсчетам, безработица в Армении исчисляется двузначными цифрами. Экономика страны так и не оправилась после финансового кризиса 2008 года: в 2010 году рост экономики составил всего 2,6 %. Эта цифра бледнеет перед показателями Турции, где в минувшем году был зафиксирован самый высокий уровень роста в Европе - 8,9 %. Правда, прогнозы на текущий год уже более скромные.

"Для жителей Армении, пытающихся свести концы с концами, подобные показатели выводят Турцию в разряд стран, куда можно направиться на заработки - несмотря на испытываемое в Армении чувство горечи в связи с массовым убийством этнических армян в Османской империи в период Первой мировой войны, а также негодование из-за поддержки Турцией Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте", - отмечают авторы. Они знакомят с условиями обитания 60-летней уборщицы Офелии Акопян на втором этаже многоквартирного дома в стамбульском районе Кумкапи. В крошечном помещении площадью не больше полутора квадратных метров висит сохнущее белье. Здесь же умещается стол, стулья и фотографии сына и внуков женщины.

"Существование, которое я веду, называется жизнью? Я живу здесь как рабыня", - сетует Офелия Акопян, нелегально приехавшая в Стамбул из Армении более десяти лет назад.

Как отмечают авторы, добраться до Турции стоит недорого, а низкооплачиваемую работу найти там, по словам мигрантов, не составляет труда. Дополнительным стимулом является наличие в Стамбуле армянской общины: Кумкапи издавна является районом компактного проживания армянского населения.

"Вот такая наша жизнь, полная трудностей и лишений. Но нас, по крайней мере, согревает мысль о том, что мы можем помочь нашим семьям в Армении", - говорит другая 62-летняя армянка из Эчмиадзина под Ереваном, перебравшаяся в Стамбул несколько лет назад и работающая уборщицей и поварихой в одной турецкой семье. Уборщицы в Турции зарабатывают в среднем от пятисот до тысячи долларов в месяц.

По словам женщины, она уже выучила турецкий язык и наниматели общаются с ней "по-человечески". "Взаимоотношения у нас гораздо лучше, чем были с армянской семьей, где я прежде работала" в Стамбуле, добавляет она.

Но родственникам женщина не рассказывает, где работает и кем. Многие армяне считают неприемлемым работать на турков, особенно прибираться в их домах. Как показывает скандал, разразившийся вокруг армянских турагентств, многие с осуждением смотрят даже на тех, кто отправляется в турпоездку в Турцию в сезон летних отпусков.

"У людей нет иного выбора, поэтому они и едут сюда, - говорит женщина из Эчмиадзина. - Со мной обращаются очень хорошо, у нас даже не возникает споров на национальную тему", - говорит она, имея в виду кровавые события, имевшие место в Османской империи и называемые большинством жителей Армении геноцидом.

Можно только строить догадки, сколько точно армян работает в Турции на нелегальной основе. "Мы не располагаем данными о количестве жителей Армении, нелегально проживающих и работающих на территории Турции, потому что у нас нет дипломатических отношений с этой страной. С этим вопросом надо серьезно разбираться", - говорит начальник отдела миграционных программ Агентства по миграции Ирина Давтян. При содействии международных доноров агентство надеется организовать исследование миграционных потоков из Армении, добавляет чиновница.

Что же до самой Турции, то, как сообщили армянской газете Стамбула "Акос" представители турецких властей, в 2010 году в Стамбуле нелегально проживало "порядка 22 тысяч" жителей Армении, говорит главный редактор газеты Арис Нальджи (Aris Nalci). По некоторым оценкам, эта цифра скорее приближается к 25 тысячам человек, отмечает он.