Федеральный еженедельник "Российские вести" публикует статью своего обозревателя Сергея Владимирова "Кто пытается лишить Приднестровье российской помощи", текст которой ниже приводится полностью:

"С подачи неназванного "источника в руководстве Приднестровья" СМИ и интернет полнятся слухами о "нецелевом использовании" российской финансовой помощи ПМР. Россия якобы недовольна тем, как она расходовалась.

По сообщению российских СМИ, кто-то даже направил в российский Следственный комитет письмо с просьбой проверить, как тратились эти средства. Мы решили помочь всем заинтересованным лицам разобраться в этом вопросе, благо сделать это оказалось нетрудно: все документы, касающиеся распределения и использования российской гуманитарной помощи в Приднестровье, являются открытыми, доступ к ним не ограничен.

Впервые вопрос о гуманитарной помощи встал в марте 2006 г. Игнорируя достигнутые ранее договоренности, Молдавия и Украина изменили таможенный режим на границе с Приднестровьем, что привело к железнодорожной и экономической блокаде республики.

Сразу после этого президент ПМР Игорь Смирнов обратился к Владимиру Путину с известным письмом, в котором предложил де-факто рассматривать Приднестровье как субъект Российской Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Содержалась в письме и просьба о безвозмездной материальной помощи для выплат по социально защищенным статьям.

Включение ПМР в состав РФ, даже де-факто, разумеется, серьезно осложнило бы отношения России с ЕС, и на такое радикальное решение Путин пойти не мог. Однако оставить без внимания ситуацию, грозящую Приднестровью гуманитарной катастрофой, тоже было немыслимо.

В российском бюджете на 2006 г., естественно, не была предусмотрена финансовая помощь Приднестровью, поэтому средства были выделены из резервного фонда правительства, и с конца апреля они начали поступать на специальный внебюджетный счет Администрации президента ПМР. Кроме того, зампредом правительства РФ Александром Жуковым и президентом ПМР Игорем Смирновым был подписан протокол, предусматривающий установление прямых связей между Россией и Приднестровьем в различных областях.

Всего от Российской Федерации в 2006 г. было получено 1.859.593.313 рублей РФ (576.400.750 рублей ПМР). Половина этих средств была направлена на выплату зарплаты бюджетникам (232 миллиона напрямую из республиканского бюджета плюс 56,8 млн через местные бюджеты, которым были направлены трансферты на эту сумму).

98,5 миллионов было потрачено на социальные и компенсационные выплаты населению, включая пособия на детей, 80 миллионов - на выплату пенсий. Среди других статей затрат - приобретение медикаментов и питания (21,3 млн руб.), содержание детских домов, интернатов (12,1 млн руб.), стипендии (2,7 млн руб.), пособия по безработице (1,7 млн руб.).

Помощь поступала не только в денежной форме: ряд регионов России за счет собственных средств направил в Тирасполь значительное количество лекарств, продовольствия и других гуманитарных грузов.

Всеми вопросами распределения российской помощи занимался специально созданный Межведомственный координационный совет. Ежемесячно информация о фактическом движении помощи отправлялась в адрес Правительства РФ и Министерства финансов РФ.

Никаких замечаний по представленным отчетам, а тем более обвинений в нецелевом использовании финансовой помощи от Минфина и Правительства РФ не поступало.

Своевременно поступившая помощь Российской Федерации позволила не допустить развития социального кризиса, резкого снижения уровня жизни, относительно стабилизировать курс рубля ПМР. Но вынужденный простой предприятий привел к потере рынков сбыта, почти полному вымыванию оборотных средств, сокращению налоговых поступлений в бюджет Приднестровья. Серьезным ударом стала и аномальная засуха, из-за которой в 2007 г. почти полностью погиб урожай целого ряда сельхозкультур.

Поэтому в сентябре 2007 г. президент Приднестровья был вынужден вновь обращаться к Владимиру Путину по поводу предоставления льготного кредита для аграриев и безвозмездной помощи социально незащищенным слоям населения. Верховный Совет поддержал президента, в октябре направив обращение по этому поводу в Госдуму РФ.

Евгений Шевчук, бывший в то время спикером, настоял, что ответственность за распределение гуманитарной помощи должен взять на себя депутатский корпус, и добился, чтобы средства зачислялись на специальный счет Верховного Совета ПМР в Приднестровском республиканском банке. Скоординированные действия президента и Верховного Совета по созданию системы парламентского контроля позволили гарантировать российской стороне прозрачность распределения помощи.

Два с половиной года, с декабря 2007 до апреля 2010, российская гуманитарная помощь по этой схеме ежеквартально поступала в Приднестровье. Общая сумма, полученная за это время, составила 1.777.844.041 российский рубль. Средства распределялась гласно и открыто, российской стороне предоставлялись отчеты, пенсионеры получали прибавку к пенсии, детские учреждения и больницы - продукты питания...

Никаких замечаний по направлениям расходования гуманитарной помощи либо по механизму ее распределения со стороны российских органов власти в этот период также не поступало.

Отдельные жалобы со стороны жителей ПМР, конечно, были. Кто-то не был включен в списки на получение компенсаций, не успевшие получить доплату к пенсии в декабре 2008 г. не получили ее вообще (средства вернулись на счет Верховного Совета и были использованы для закупки продуктов питания). Со временем все процессы были отлажены, и даже таких мелких накладок не случалось.

Видимо, кого-то это не устраивало. Дело в том, что, по сведениям "РВ", у российских финансовых органов были претензии по вопросу выделения Приднестровью финансовой помощи в 2006 г. Но претензии эти относились к движению этих денег в России, до момента попадания их в компетенцию приднестровской стороны. Созданная же президентом и Верховным Советом ПМР система парламентского контроля исключала серые схемы как на приднестровской, так и на российской территории. Отметим, что с 2006 г. по настоящее время одним из ключевых игроков, ответственных в России за выделение ПМР финансовой помощи, является нынешний помощник первого вице-премьера Геннадий Букаев.

И понеслось. При помощи в том числе Константина Косачева в 2009 г. был вбит клин в приднестровский истеблишмент, грянул парламентский кризис. А во второй половине 2010 г. российская помощь Приднестровью была без объяснения причин заморожена. Последний платеж за второй квартал поступил 30 марта, и вновь средства стали приходить только через год.

В российских СМИ высказывалось несколько версий. По одной из них, помощь была заморожена под давлением ОБСЕ и ЕС, пытавшихся после прихода к власти в Молдове прорумынски настроенного Гимпу продвинуться в разрешении молдавско-приднестровского конфликта. Москва, по мнению сторонников этой гипотезы, пыталась таким образом надавить на Смирнова, чтобы сделать его сговорчивее. Другие связывали приостановку платежей с кадровыми перестановками в российских властных структурах, имеющих отношение к выделению средств. Но в последние недели вновь в центре внимания оказалась версия, впервые опубликованная в российских СМИ еще 23 июля 2010 г.

По версии одной из российских газет, еще зимой 2010 г. российские власти якобы "получили информацию о том, что средства, направляемые ими в непризнанную республику, почему-то переводятся на счет крупнейшего из банков Приднестровья ЗАО "АКБ "Газпромбанк". То, что эта информация не соответствует действительности, позднее признало само выдвинувшее ее издание. Тем не менее, анонимный источник в российском МИДе сообщил российским СМИ, что в адрес Смирнова было направлено письмо с просьбой "оперативно решить вопрос прозрачности расходования российских денег".

По всей видимости, первоначально эта версия родилась в связи с проблемами, на самом деле возникшими в то время у "Газпромбанка", президентом которого была невестка президента Марина Смирнова. Странно то, что гипотеза, которую легко можно было проверить одним запросом в Приднестровский республиканский банк или в Верховный Совет ПМР, контролировавший распределение гуманитарной помощи, вновь обнародуется российскими СМИ год спустя. При этом, в отличие от первой публикации, переходя из области предположений в разряд "фактов".

В результате эту "информацию" перепечатали несколько десятков приднестровских СМИ и блогеров, обсуждали на форумах, именно благодаря высокой репутации российских СМИ в Приднестровье слух о том, что гуманитарную помощь "разворовали", оказался живучим.

Ладно бы так думали только приднестровцы. Беда в том, что слухи доходят и до далеких от приднестровской политики людей, в том числе принимающих решения о выделении той самой помощи.

И совершенно не факт, что вновь избранные в декабре депутаты поддержат выделение финансирования для ПМР. Да и общественное мнение, мнение российских избирателей нельзя совсем сбрасывать со счетов: имидж нахлебников, разбазаривающих российскую помощь, приднестровцам точно не нужен.

Кому это выгодно? Вопрос, конечно, риторический. Ведь вбросы подобной информации о "гуманитарке" явно связаны с предстоящими выборами Президента ПМР, а кому это выгодно - абсолютно ясно.

Обвинения в нецелевом расходовании российских денег преследуют цель бросить тень на Смирнова и Шевчука - двух основных конкурентов действующего спикера Верховного Совета ПМР Анатолия Каминского.

Возобновление финансовой помощи в 2011 г. Каминский декларирует как свою личную заслугу, якобы только ему теперь доверяют коллеги из Госдумы распределять средства. Все, что было до него, якобы разворовывалось, на российские гуманитарные деньги строились особняки и покупались престижные иномарки. Так уверяют агитаторы, уже начавшие работу.

А если вы не отдадите голоса Каминскому, пугают они, Россия лишит вас пенсионной надбавки. Подкуп и шантаж избирателей - средства испытанные, сколько-то голосов прибавят.

Не подумайте только, что это сам Каминский так говорит. Он человек не злой, и лишить приднестровских пенсионеров российской помощи, конечно, не хочет.

Дело в том, что не он это решает. Тексты, которые "его" команда распространяет в интернете, с ним даже не согласовываются. Всем рулят нанятые хозяевами Каминского политтехнологи. А о том, чьим клиентом он является и чьи распоряжения будет выполнять, мы уже писали. Не будем повторяться.

Скажем лишь одно. Помощь ПМР была возобновлена после того, как председателем Верховного Совета ПМР стал послушный определенным кругам в Москве Анатолий Каминский. В Первопрестольной же ее продолжает курировать уже упомянутый Букаев, известный очень своеобразными схемами (на российской территории) помощи Приднестровью в 2006 году, а также подобными финансовыми операциями по помощи Южной Осетии. А Каминский все стерпит, он же не Игорь Смирнов, и не Евгений Шевчук, которые обеспечивали прозрачность помощи на всех ее этапах, в том числе российском. Кстати, если до 2010 г. банком-отправителем гуманитарной помощи Приднестровью было УФК Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, то в 2011-м средства отправлялись из УФК по Московской области (Министерство финансов Московской области). Любопытно".