Словам руководителя таллинского Института Пушкина Андрея Красноглазова предначертано стать новой вехой в истории русской общины Эстонии - вот как он прокомментировал на состоявшейся в Риге региональной конференции российских соотечественников реформу русского образования (читай: эстонизации): "Переход свершился. Его не остановить, не повернуть вспять. Десять лет сидели, год назад спохватились. Раньше надо было работать..."

Это сказано не рядовым русским общественным деятелем или в пылу полемики, а можно сказать, официальным лицом, главным, пусть и "профессиональным", соотечественником Эстонии, да еще на главном соотечественном собрании года, в присутствии чиновников МИД РФ! Прежде всего, обращает на себя внимание не "диагноз", который поставил ответственный секретарь Координационного совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) при посольстве РФ в ЭР, филолог Андрей Красноглазов. Ситуация с русскоязычным образованием на самом деле - аховая, но не окончательно безнадежная.

Изумляет и возмущает другое - самоуверенный и безапелляционный тон заявления, будто "начальник тюрьмы" зачитал приказ "заключенным". Страшит то, что за Красноглазвым стоят мощные российские покровители в Москве и их эмиссар в Таллине - сотрудник российского посольства Сергей Пименов. И тем не менее, поражает наглость, с которой "начальник" КСРСЭ, говорит от имени всей русской общины, не имея на это никаких (!) оснований.

Уже потому, что КСРСЭ - нелигитимная, вне правового поля Эстонии, организация-фантом. Но еще и потому, что за Красноглазовым и КСРСЭ стоят лишь анонимные спонсоры, координирующие из Москвы прозападную подрывную деятельность русской же "пятой колонны" внутри русской общины Эстонии. Наконец, потому, что в резолюции самой конференции российских соотечественников в Таллине в конце мая этого года (в присутствии Красноглазова и Пименова) черным по белому записали, что конференция призывает русское население Эстонии поддержать борьбу объединения "Совета русских школ" за сохранение русскоязычного образования?! Андрей Красноглазов голосовал за эту резолюцию!

Об этом же (о поддержке Россией образования на русском языке) на конференции и незадолго до нее публично заявил российский посол ЭР Юрий Николаевич Мерзляков! Так что "вдруг" случилось? Вместо призывов к России повышать внимание к образовательным проблемам русских и русскоязычных жителей Прибалтики, соотечественные бонзы Эстонии бездарно призывают неэстонцев капитулировать. Известил об этом мир Андрей Красноглазов самозванно. Кто его уполномочил?

Неловко и от того, что молчат остальные официальные соотечественные деятели, например, представитель Прибалтики во Всемирном координационном совете российских соотечественников Георгий Быстров. И это притом, что и он сам, и русские политики и партии Эстонии многие годы, как могли, сопротивлялись уничтожению образования на русском языке. Худо-бедно, но они противостояли диктату пещерного эстонского национализма, государственной политике, козням и репрессиям "тайной полиции". Или Красноглазов не знает этого, считая при этом вполне естественным помощь в обучении русском языку сотрудников Полиции безопасности Эстонии?

Судя по всему, считающий себя представителем русских и русскоязычных жителей Эстонии, г-н Красноглазов не знает, чем живет русская община - не знает и о той титанической работе, которую проделали на протяжении последних пяти лет русские и русскоязычные политики, защищая не только Пушкинскую гимназию в Тарту, но и все русское образование. Он, наверное, признает борьбой только активизацию озаботившихся завершением гимназической реформой русских центристов в Таллине и на северо-востоке Эстонии за год до парламентских выборов в 2011 году.

Веское слово в этой борьбе сказали уже в 2004 году лидеры РУШКЭ в Тарту (председатель Валерий Канчуков, член правления Виктория Неборякина, другие), добровольное народное движение "Ночной дозор" во главе с его тогдашним лидером Владимиром Студенецким в 2006 году, а также Русский омбудсмен Сергей Середенко, Антифашистский комитет Эстонии, Центр информации по правам человека, "Список Кленского", многие другие организации и деятели. Но где же были все эти годы сегодняшние политические штрейкбрехеры?

Если же Андрей Красноглазов всё знает, то как он смеет это игнорировать, ведь благодаря этому фундаменту и возникло объединение "Русская школа Эстонии"? Бесстыдно попрекать эту организацию за запоздалое появление на "поле боя" - ведь "бронзовые события" в апреле 2007 года были инспирированы и с той целью, чтобы задавить общественное мнение репрессиями и гестаповской расправой, как раз на старте реформы русскоязычной гимназии - ее перевода на эстонский язык обучения, начатого 1 сентября 2007 года.

Не из-за позиции ли Красноглазова осмелели и русские политики-ренегаты? Сергей Иванов заявил, что он не мог говорить, как утверждает Викиликс, будто Полиция безопасности Эстонии ликвидировала русскую политическую элиту. Это - его право и ему можно даже поверить. Но зачем надо было прогибаться и лакейски защищать эту саму полицию, если сама Полиция безопасности считает своей заслугой элиминирование русских партий и самостоятельной русской политики? И разве судьба самого Иванова, завтракавшего в Белом доме с президентом США Бушем, не свидетельствует о том, как власти "свернули шею" русской интеллигенции?

Демонстирующие лояльность властям молодые русские журналисты снобистски и одновременно дилетантстки высмеивают существование, да, тонкой, интеллигентской прослойки русской общины. Но она не молчала, в отличие от многих нынешних молодых "русских" политиков. Журналист Олеся Лагашина, чуть ли не радуясь, наивно и снобистски вопрошает: что это за элита, которую могла нейтрализовать Полиция безопасности? Хорошо, ладно с ней, с полтитэлитой, но негоже так непатриотично и снисходительно говорить о спецслужбах, недооценивать их, тем более хорошо обучаемых и дирижируемых заокеанскими специалистами. Что же вызывает такое злорадство у русских коллаборационистов русской общины - обездоленность и неравноправие неэстонской части населения или торжество национализма, вот-вот готового перерасти в неонацизм? Кстати, если кто-то этого не видит, то это не значит, что нет самого явления, его ростков. Или новые, "настоящие" интеллигенты считают, что борьба заключается в смелости иногда признавать некоторые проблемы межэтнического неравноправия, и, ничего не боясь, постоянно критиковать "своих", что в хвост, что в гриву? В то время, как куда больше оснований и поводов для критики дают эстонские партии и чисто эстонская политическая жизнь.

Андрей Красноглазов - незваный варяг из Москвы, сам (как и СОРСЭ, и КСРСЭ) не только палец о палец не ударил для спасения русскоязычного образования, но и своим безразличием к проблеме немало поспособствовал удушению русского образования, увы, в своих корыстных целях. Вся финансируемая Россией его деятельность связана с пропагандой и преподаванием русского языка прежде всего в эстонской общине и в эстонской школе, в том числе уже почти семи тысячам русских и русскоязычных детей, которые отданы их родителями в эстонские школы и потому забывающие родной язык. Вольно-невольно, призывая отказаться от борьбы за русскоязычное образование, Красноглазов расширяет поле своей хорошо финансируемой Россией деятельности.

Если бы он и его единомышленнники, например, руководитель Союза русских учителей Эстонии Людмила Полякова, призывая русских людей отказаться от всякого сопротивления эстонизации, хотя бы объяснили, что еще кроме унижений, может дать русским и русскоязычным жителям решение согласиться с их ультимативным призывом сдаваться власти? Так ничего! Русские коллаборационисты внутри самой русской общины принуждают русских молчать и признать дискриминацию, навязываемую агрессивной ультра-националистичесакой эстонской элитой, причем в том же духе, как НАТО диктует условия Ливии во имя защиты мирного населения, одновременно его же и уничтожая.

По сути современный Запад порой уже мало чем отличается от амбициозной гитлеровской Германии. Изменились лишь формы завоевания мирового господства. Поэтому интересно провести параллели между политикой Эстонии и Запада в отношении местного русского населения и нацистским планом "Ост" - программой колонизации восточных (славянских) земель, в которой прямо говорилось об уничтожении русских, именно, как народа, угрожающего Германии и ее народу. Но разве и местным русским не дают каждодневно понять, что они и их прародина - Россия, опасны для Эстонии и эстонского народа?

В советском "Военно-историческом журнале" (1965, №1, стр. 82-83) приводится переписка нацистских вождей, в которой изложены их замечания и предложения по генплану "Ост". (При желании с ним, на немецком языке, можно ознакомиться в Википедии). В частности, речь идет о письме рейхсфюрера войск СС, подписанном 27 апреля 1942 года Э. Ветцелем - начальником отдела колонизации 1-го главного политического управления "восточного министерства", а также о послании от 23 июля 1942 года рейхслейтера Бормана рейхслейтеру Розенбергу. Вот цитаты, смысл которых похожи на очертания и национальной политики Эстонии:

"... по мнению фюрера, вполне достаточно обучать местное население, в том числе так называемых украинцев, только чтению и письму",

"Вместо нынешнего алфавита в будущем в школах надо ввести для обучения латинский шрифт",

"Стоит подумать о введении немецкого языка в качестве языка, связывающего все эти народы... Тем самым немецкое влияние на Востоке значительно увеличилось бы".

Разве не к схожему призывают Андрей Красноглазов и его покровители? Но аналогия напрашивается и с высказыванием еще одного члена КСРСЭ, руководителя Союза организаций российских соотечественников Эстонии (СОРСЭ) Сергея Сергеева. На майской конференции соотечественников в Таллине он отметил превосходство русских Эстонии над русскими и "кавказцами", живущими в России. Вот тому подтверждения из плана "Ост":

"Русскому из горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского из тульского генерального комиссариата".

"Нет сомнения, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей окажется одним из средств борьбы с усилением русского народа",

"Народам, населяющим эти районы, нужно внушить, чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву".

То есть Сергеев позволил "заразить" себя идеологией, которая была в ходу на Западе во времена Гитлера, а сегодня ее же используют в завуалированном виде Евросоюз и НАТО. В этом мнении только укрепляешься, читая размышлизмы нацистов XX века:

"Нам следует постоянно исходить из того, что, управляя всеми огромными территориями, входящими в сферу интересов германской империи, мы должны максимально экономить силы немецкого народа... На обширных пространствах Востока, не предусмотренных для колонизации немцами, нам потребуется большое число людей, которые в какой-то степени воспитывались в европейском духе и усвоили по меньшей мере основные понятия европейской культуры. Этими данными в значительной мере располагают эстонцы, латыши и литовцы..."

"Тогда неприятные для русского населения мероприятия будет проводить, например, не немец, а используемый для этого немецкой администрацией латыш или литовец",

"Ни в коем случае мы не должны какими бы то ни было мероприятиями развивать у местного населения чувства превосходства! Необходимо делать как раз обратное!",

"Мы должны принять необходимые меры против размножения ненемецкого населения... ни при каких условиях не должны производиться прививки и другие оздоровительные мероприятия для ненемецкого населения",

"Для местного населения не следует издавать слишком много законов: здесь надо обязательно ограничиться самым необходимым".

То есть руками нынешних политэлит стран Прибалтики, да и других постсоветских стран, современный Запад терпеливо реализует то, что не удалось Гитлеру. И в этом, кстати, тоже можно увидеть причины метаморфоз на "цивилизованном" Западе, который бесцеремонно и необоснованно (потому что существует лишь формальное сходство) пересматривает Историю, приравнивает Сталина к Гитлеру, социализм к нацизму, винит Советский Союз в развязывании Второй мировой войны, путает аннексию с оккупацией и т.д, и т.п.

И то, что ставшие уже откровенно антинародными лидеры таких "пророссийских" соотечественных структур, как КСРСЭ и СОРСЭ, все откровеннее поют с голоса все более наглеющих прибалтийских националистов и режимов, проповедущих идеологию моноэтнизма, должно заставить русское население, да и всей Прибалтики, проснуться, почувствовать себя субъектом, а не объектом внутренней и внешней политики страны.

Иначе очень скоро русские Прибалтики окончательно станут бесправными и подневольными манкуртами, а потом потеряют и свою идентичность.

Поэтому автор этих строк полностью поддерживает представителей объединения "Русская Школа Эстонии", направивших в Министерство иностранных дел РФ и другие российские инстанции Открытое письмо, в котором обращается внимание на возмутительное заявление секретаря КСРСЭ Андрея Красноглазова, сделанное им в Риге на прошедшей 28 августа Региональной соотечественной конференции. Кстати, что-то в этом же духе ответственный секретарь КСРСЭ заявил еще в прошлом году на региональной конференции в Эстонии. Так что ничего случайного тут нет.

Более того, разумны призывы к местным русским и русскоязычным жителям присоединиться к Открытому письму объединения "Русская школа Эстонии". Порядочные люди должны понимать свою ответственность за судьбу русских и русскости, "Русского мира" в Прибалтике, они не могут не видеть всю гибельность (и для коренных народов региона - тоже) пока бархатной, но расистской политики апартеида, проводимой политэлитами Эстонии, Латвии и Литвы при попустительстве их покровителей в Вашингтоне. Не надо чураться и выступлений в СМИ, пикетов, и не только на Тоомпеа, у зданий правительства и парламента, или в Кадриорге у президентского дворца, но и на улице Лай, где находится посольство России в Таллине.

Настала пора выпрямиться, призвать и заставить эстонские и российские власти реализовать реальное межэтническое равноправие, ликвидировать позорный для Евросоюза дефицит демократии в Прибалтике. Русские и русскоязычные Прибалтики не должны жить в не таких уж и виртуальных (как это кажется российским туристам, посещающим в Таллине кафе и музеи) резервациях неграждан и гуманитарных гетто, какие созданы на берегу Балтики в XXI веке в демократическом вроде Евросоюзе.

"Вставайте, люди русские!" Этот призыв из кинофильма "Александр Невский" становится все актуальнее, ибо сегодня территориальная экспансия Запада на восток сменилась проникновением в русские души, духовность и ментальность. Она отмечена их протестантским осквернением. И если этого не способны понять руководители Прибалтики, например, президент ЭР Тоомас Хендрик Ильвес и премьер-министр Эстонии Андрус Ансип (режиссер "Бронзовых событий в 2006-2007 годы), то это говорит, если не об их трайбалистском мировоззрении, то о скудоумии.

Хватит им прикрывать свои пороки и комплексы, национальное превосходство дешевыми разговорами о гражданском обществе. Русские Прибалтики не только уже готовы жить в таком обществе, но и участвовать в его создании вместе с титульными нациями Эстонии, Латвии и Литвы. Но для этого элиты этих стран должны же когда-то (сколько еще ждать?) усвоить истину, которую в журнале Economist им недавно напомнил бывший аналитик ЦРУ, политический обозреватель Пол Гобл (Paul Goble): "Народы, живущие лишь прошлым, не имеют будущего".