"Бабушка Ханум была не такой как все. В детстве я запомнила ее злой. Она презирала физический контакт. Это была бабушка, которая никогда не обнимала, не целовала. И она постоянно носила перчатки, которые скрывали татуировки на ее руках. Они скрывали ее тайну".

Вот как описывает свою бабушку Сюзанна Хардалян из Стокгольма (Швеция), пишет издающаяся в Америке армянская газета "Аспарез".

Согласно сообщению, Хардалян - режиссер и продюсер нового фильма под названием "Татуировки бабушки", открывает тайну тысяч безымянных и забытых женщин, которые, пережив ужасы геноцида армян, были вынуждены заниматься проституцией, за что на их руки и тела нанесли татуировки - дабы их смогли отличить от местных жителей.

"В детстве я думала, что это были дьявольские знаки, которые пришли из темного мира. Они порождали во мне страх. Что за татуировки это были? Кто сделал их и почему? Но татуировки на руках и на лице бабушки считались табу, никто никогда не говорил об этом ", - объяснила Хардалян.

По ее словам, фильм "Татуировки бабушки" является путешествием в тайны своей семьи, в постижение секрета синих символов бабушки Ханум.

"Бабушка была похищена, и ее держали в рабстве в течение многих лет где-то в Турции. Она была насильно отмечена татуировками как собственность - так же клеймят крупный рогатый скот. Открытие этой истории потрясло меня. Я разделяю стыд, вину и злость, которые омрачили жизнь моей бабушке. Судьба бабушки Ханум не была отклонением от нормы. Десятки тысяч армянских детей и подростков были изнасилованы и похищены, содержались в рабстве ", - пояснила автор фильма.

Как указывается в сообщении, только в конце Первой мировой войны - в 1919 году войска союзников освободили 90819 армян, молодых девушек и детей, которые в годы войны были вынуждены заниматься проституцией, чтобы выжить, или родили детей после принудительных браков и изнасилований. Многие из этих женщин были татуированы в знак того, что они принадлежат похитителям. Европейские и американские миссионеры организовали помощь и спасли тысячи беженцев, которые потом были разбросаны по всему миру - в Бейрут, Марсель и Фресно.

На протяжении 58 минут автор и режиссер Хардалян, встречаясь со своими родственниками в разных странах и городах, складывает из отдельных фрагментов мозаики целостное и единое полотно - лишенную секретов и табу правдивую историю умершей бабушки Ханум.

В фильме автор встречается с сестрой бабушки Ханум - с 98-летней Люси, которая живет в Голливуде и у которой тоже есть татуировки. Она расскажет только часть истории, поскольку запрещено говорить о "невыразимом".

Это, наконец, мать Сюзанны, которая и поведает историю о бабушке Ханум. Она расскажет о том, как некий курд, который должен был помочь бабушке избежать смерти, но вместо этого похитил ее и держал как наложницу. Бабушка Ханум тогда была еще подростком, ей только что исполнилось 12 лет. "Мама, мама, помоги мне!", - эти слова преследуют Сюзанну и всю ее семью, передает издание.