Сегодня, 2 сентября, в Риге открывает свой 7-й по счету сезон театр Общества cвободных актеров (ОСА) под руководством известного латвийского и российского режиссера Семена Лосева. Премьерой сезона этого независимого русского театра, который работает вопреки отсутствию поддержки со стороны Латвийскиго государства и Рижской думы, станет спектакль по киноповести Булата Окуджавы и Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "катюша"", передает корреспондент ИА REGNUM.

На пресс-конференции, которую незадолго до открытия сезона провел директор, режиссер и актер театра ОСА Игорь Куликов - первой в истории театра, он и его коллеги рассказали о пройденном пути и поделились планами и тревогами будущего. Основу труппы театра составляют молодые актеры - два курса Ярославского театрального института. Они же - декораторы, осветители, звукорежиссеры, костюмеры, гримеры, реквизиторы, буфетчики, кассиры, билетеры, мастера сцены, уборщики и т.д. никто из занятых в работе театра не получает зарплаты и имеет основное место работы, часто не связанное с актерской профессией.

В ближайших планах театра сделать спектакль, где режиссером выступит один из самых выдающихся в прошлом художественных руководителей Рижского театра русской драмы, работающий сейчас в театре Марка Розовского в Москве Аркадий Кац. А кроме того, сделать театр билингвальным, каким был в советские годы знаменитый рижский ТЮЗ. На сцене театра ОСА пойдут два спектакля на латышском языке латышского драматурга Аниты Кнета.

Заведующий литературной частью, долгие годы отвечавший за подбор репертуара в Рижском театре русской драмы, Зиновий Сегаль заявил, что в лице театра ОСА "мы имеем дело с очень интересным явлением нашей театральной жизни - это коллектив подвижников". По его словам, с закрытием Театра юного зрителя в Риге молодые актеры из первой студии Театра русской драмы оказались без работы. В то же время ликвидация ТЮЗа создало пустоту - юный зритель оказался лишен общения с театром и в силу этого у него уже не формируется представление об этом виде искусства. "Этот театр призван заполнить эту нишу. Театр ОСА строит свой репертуар на хорошей драматургии, на осмысленной программе. Город не может потерять этот театр, но он проявляет к нему равнодушие", - сказал Сегаль.

Заведующая кабинетом театральной критики Союза театральных деятелей России Элеонора Макарова сказала, что "это уникальный театр". "Сейчас никто так уже и не играет - на разрыв аорты. Да, они и не играют, они живут. Делают все со вкусом. Отдача невероятная", - пояснила она.

Макарова познакомилась с театром ОСА в прошлом году, а в этом году "вывезла" его на международный театральный фестиваль в Санкт-Петербурге "Балтийский дом" - самый престижный из действующих в России. Она планирует продолжить сотрудничество с этим рижским театром.

Выступил и представитель Благотворительного фонда Rietumu banka (который с 2007 года поддерживает этот театр) Сергей Гродников. Сказав, что театр ОСА заполняет место ТЮЗа, он выразил уверенность в том, что со временем благодарные потомки "будут открывать мемориальные доски в тех домах, где живут эти актеры".