Прошедшие дни были крайне насыщены событиями, связанными c российско-украинскими газовыми соглашениями. Украина подала заявку на закупку у "Газпрома" в 2012 году 27 миллиардов кубометров газа против 40 миллиардов кубометров в 2011 году, сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.

Такая позиция украинской стороны напрямую противоречит положениям договора между НАК "Нафтогаз Украины" и российским "Газпромом", согласно которому украинский нефтегазовый холдинг должен закупать в год минимум 33 млрд кубометров российского газа (действует принцип "бери или плати"- независимо от объема отобранного газа Украина обязана оплатить в 2012 году 33 млрд кубов российского газа).

В принципе "Газпром" уже может подавать в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (Стокгольмский арбитраж) за невыполнение условий газового контракта, однако российский газовый монополист пока хранит молчание и не комментирует свои дальнейшие действия. В свою очередь премьер-министр Николай Азаров буквально в течение суток радикально изменил восприятие позиции Украины в переговорах с Россией о цене газа. 29 августа украинские СМИ цитировали его заявление о том, что для Украины не осталось другого выхода, кроме как расторгнуть контракт, подписанный "Нафтогазом" и "Газпромом" в январе 2009 года. Но уже 30 августа Николай Янович фактически взял свои слова назад, подчеркнув, что Украина не теряет надежды добиться скидки на голубое топливо, не доводя дело до суда. Совершенно ясно, что Киев пока перешел к стадии информационного давления и ожидает реакции Москвы на эти "пробные шары".

Накануне премьер-министр страны Николай Азаров заявлял, что Украина намерена в течение ближайших лет втрое сократить закупку газа у России и резко увеличить долю угля в топливном балансе Украины.

Азаров заявил следующее: "Но чем заменить российский газ? На этот вопрос у премьера есть ответ: "Сейчас Украине дешевле использовать в качестве энергетического ресурса уголь, а не газ, несмотря на то, что ранее от использования угля отказывались, переводя котельные и электростанции на газ. У нас выхода другого нет. Там, где можно заменять газовые котлы, нужно переходить на то, что мы имеем. Не болтать, как болтали в 2005 году, - мы к этой категории людей не относимся. А уж если ставим задачу перейти, то мы ее реализуем".

Весьма символично, что на 21-м году независимости Украина пытается вернуться к топливному балансу, который был характерен для УССР 50-60-х годов прошлого века. В начале 70-х годов прошлого века тот же Донецк в первую очередь из-за проблем с экологией и связанной с этими проблемами массовыми заболеваниями стал переводиться на газ. Делать подобные заявления за полтора месяца до начала отопительного сезона весьма опрометчиво и вряд ли Николай Азаров как опытный хозяйственник не может это не понимать. Но момент и главное позиция президента Виктора Януковича требует подобных высказываний и Николаю Азарову пришлось их сделать.

Что значит для Украины российский газ и насколько реально сократить его потребление?

Украинские экономисты после начала новой стадии информационного противостояния сделали весьма интересные расчеты:

Доля стоимости газа в себестоимости отдельных продуктов (в %): удобрения - 80 (один из основных экспортных товаров Украины), кирпич - 60, тепличные овощи - 60, горячее водоснабжение - 50, цемент - 40, новая недвижимость - 27, крупы (пшеная, гречневая, горох) - 25, лаки, краски - 20, стекло - 20, сахар - 20, хлеб - 17.

Заявленный объем закупок Украиной газа у "Газпрома" ниже самого кризисного уровня, достигнутого украинской экономикой в 2009, - тогда как раз и было закуплено "Нафтгазом" 33 млрд кубометров российского газа.

Каким этот год был для украинской металлургии? С февраля 2009 г. из 43 доменных печей работало всего 15. Что касается мартеновского производства (на Украине до сих пор почти половина стали производится мартеновским способом, в России этот показатель не превышает 12 процентов, в ЕС мартеновское производство не используется уже втрое десятилетие вообще), то в начале 2009 года работало только 10 (около 25%) из 42 имеющихся в отрасли мартеновских печей. При нынешних объемах производства металлургическая отрасль Украины в 2012 году должна будет использовать порядка 10 млрд кубометров газа, иначе спад в основной валютной отрасли Украины будет усиливаться. Химическая промышленность Украины, в первую очередь, производство удобрений, потребует также 9-10 млрд кубометров газа (в этом случае газ используется как сырье). Для поддержания технологических процессов в украинской ГТС (прежде всего, обеспечение экспортных поставок в Центральную и Западную Европу) необходимо еще порядка 7 млрд. кубометров газа. Самый простой подсчет показывает, что запрашиваемого "Нафтогазом Украины" объема российского газа хватит только на обеспечение нужд трех крупнейших потребителей, перечисленных выше. Весь объем газа, добываемого на Украине (менее 20 млрд кубометров), уходит на нужды ЖКХ и в холодные годы этого объема не хватает. Переход на уголь хотя бы части украинских ТЭЦ, по оценке местных экспертов, потребует при самом оптимистичном сценарии от года по полутора, причем переводить котельные на уголь придется в отопительный сезон.

Отдельный и крайне важный вопрос - экология. По выбросам углекислого газа уголь на 70% больше вредит, чем газ. Если Украина начнет утверждать программу перехода с газа на уголь, тем самым она фактически закроет себе дверь по переговорам об интеграции своей экономики в европейское пространство (здесь надо еще добавить, что Брюссель относится и к украинской атомной энергетике с плохо скрываемым недоверием). "Угольный марш" Украины может окончательно поставить крест на ее надеждах, связанных с соглашением об ассоциации с ЕС.

Кроме того, из-за отсталости технологий украинская угольная промышленность планово убыточная - в 2011 году на ее поддержку из бюджета Украины было выделено чуть менее 11 млрд гривен (чуть менее 1,4 млрд долларов). Увеличение субсидий угольной отрасли вряд ли встретят понимание у МВФ, от благосклонности которого Киев сейчас зависит критично.

Так какова будет стратегия Киева по выходу из Харьковских соглашений?

Обращение в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма.

О такой возможности уже говорили и президент Янукович, и премьер Азаров. Вероятность такого шага со стороны Киева следует оценивать как весьма невысокую. Украина уже имеет негативный опыт разбирательств в Стокгольмском арбитраже: летом 2009 года НАК "Нафтогаз" был вынужден заключить мировое соглашение с РосУкрЭнерго, по которому был обязан вернуть газовому трейдеру 11 млрд кубометров газа, изъятого правительством Юлии Тимошенко, плюс 10 процентов от данного объема в качестве неустойки. По информации ряда украинских СМИ, секретариат президента Януковича запросил экспертное мнение ведущих украинских и ряда иностранных юридических фирм о возможности выигрыша дела в Стокгольмском арбитраже. Заключение было негативным - у Украины нет серьезных аргументов для пересмотра действующих соглашений (это мнение относится и к договору о цене транзита российского газа через ГТС Украины).

Создание "пула недовольных Газпромом".

Как известно, многие европейские газовые компании и даже правительства отдельных европейских стран (прежде всего, Болгарии) требуют от "Газпрома" пересмотра контрактной цены на газ в строну снижения. Украинским властям внушил определенный оптимизм успех итальянской газовой компании Edison, которая смогла во внесудебном порядке добиться снижения цены на российский газ. Сейчас Киев крайне пристально наблюдает за переговорами между "Газпромом" и немецкой E.ON по аналогичному вопросу. Украина перед основной стадией нового газового противостояния также ищет поддержки у Турции - ключевой страны во всех альтернативных российскому "Южному потоку" газотранспортных проектах. Анкара уже неоднократно выражала свое недовольство действующими ценами и объемами обязательной закупки газа в рамках контракта "Голубой поток". Также Киев рассчитывает, что кризис в еврозоне снизит потребность Европы в российском газе и требования Украины как крупнейшего импортера российского газа на фоне снижающейся экспортной выручки "Газпрома" будет выглядеть более весомыми.

Вопросы базирования российского ЧФ в Севастополе.

Вопросы базирования Черноморского флота в Севастополе и цена на российский газ для Украины связаны неразрывны, такова была, есть и, видимо, будет позиция полуофициального и даже официального Киева. Россия, заплатив Украине с мая 2010 года уже порядка 5 млрд долларов через предоставление скидки в 100 долларов на тысячу кубометров газа, так и не решила насущные проблемы базирования Черноморского флота в Севастополе. Киев так и не дал добро на замену корабельного состава ЧФ и флот продолжает превращаться в некое подобие боевой силы. О серьезном, а не декоративном присутствии российского флота не только в Средиземноморье, но даже и на Черном море сейчас речь просто не идет. Все это происходит на фоне крайне взрывоопасных событий на Ближнем Востоке (именно ЧФ обеспечивал основное военное присутствие сначала СССР, а потом и России в этом регионе) и возможного нового конфликта между Азербайджаном и Арменией. В этих условиях украинские власти понимают, насколько возрастает роль, пусть и ослабленного, ЧФ для обеспечения внешнеполитических целей России. Имеющейся базы в Новороссийске явно недостаточно для поддержания присутствия России в Средиземноморско-Черноморском регионе.

Денонсация Харьковских соглашений в Верховной Раде Украины.

Вынесение обвинительного приговора Юлии Тимошенко даст повод ВРУ поставить вопрос об денонсации Харьковских соглашений как заключенных на основе нелегитимных, по мнению Киева, соглашений января 2009 года. Инициатором такого демарша могут выступить остатки фракции "Нашей Украины" во ВРУ. Весьма вероятно повторное внесение такого законопроекта в ближайшее время. В случае необходимости решение о денонсации Харьковских соглашений может быть легко принято региональным большинством в Верховной Раде и формально "независимыми депутатами". Сам же факт внесения может быть использован как дополнительный рычаг давления на Москву на переговорах об изменении газового контракта. В случае денонсации Харьковских соглашений ЧФ России по-любому будет оставаться в Севастополе до 2017 года. Требование его немедленного вывода может стать поводом для денонсации уже "Большого договора между РФ и Украиной" 1997 года. В случае расторжения Харьковских соглашений Украина будет обязана вернуть России порядка 5 млрд долларов, полученных в качестве скидки. Последствия будут просто катастрофичными для украинского бюджета. Вероятность расторжения соглашений через ВРУ надо рассматривать как возможную, но вряд ли Виктор Янукович в ближайшее время решится на столь радикальный шаг. Безусловно, все более-менее серьезные шаги по газовым договоренностям с Россией украинские власти будут согласовывать с ЕС. Вряд ли Брюссель, который сейчас явно озабочен обеспечением энергетической стабильности после массового отказа от атомной энергетике в странах ЕвроСоюза, благословит резкие шаги Киева в газовых отношениях с Москвой.