С коммерциализацией Севморпути Атомфлот получит реальную возможность выйти на окупаемость: эксперт

Москва, 31 августа 2011, 19:41 — REGNUM  30 августа в 16:55 часов танкер "Владимир Тихонов", принадлежащий Совкомфлоту, завершил переход по трассе Северного морского пути. Трассу Северного морского пути он преодолевал под проводкой атомных ледоколов Росатомфлота (дочернее предприятие госкорпорации "Росатом") - "50 лет Победы" и "Ямал". Судно типоразмера "суэцмакс" стало самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе: дедвейт "Владимира Тихонова" - более 162 тысяч тонн, на нем находилось более 120 тысяч тонн газоконденсата ОАО "НОВАТЭК". Кроме того, танкер установил и рекорд скорости - движение по ТСМП гигант начал 23 августа в 8:00. Таким образом, преодоление Севморпути заняло всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов. Подобного результата удалось добиться благодаря слаженным и профессиональным действиям экипажей всех судов, участвующих в операции. Ожидается, что в ближайшее время из порта Мурманск в направление Азиатско-Тихоокеанского региона отправится крупнотоннажный сухогруз-балкер "Sanko Odyssey"дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата ОАО "Еврохим", произведенного на Ковдорском ГОКе. Проводкой балкера также займутся атомоходы Росатомфлота. Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса "Коммунары Николаева" привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.

"Перспектива коммерциализации Северного морского пути (СМП) - это будущее российского Севера, - уверен начальник аналитического отдела ИК "Ленмонтажстрой" Дмитрий Кумановский. - За счёт использования СМП можно за 7-9 дней осуществлять проводку караванов судов из Европы на Дальний Восток против нескольких месяцев по традиционному пути через Суэцкий канал. С 90-х годов прошлого века это направление судоходства не развивалось, объёмы перевозок упали в 6-9 раз, против максимумов во времена СССР. СМП из-за высоких расходов на проводку и сложных условий навигации экономически был оправдан только при плановой экономике, когда заранее можно было спрогнозировать грузопоток".

"Поэтому тестовая проводка компанией НОВАТЭК газовоза по СМП в Южную Корею и проводка судов с рыбой в европейскую часть России - это позитивный сигнал, означающий, что бизнес, пытаясь повысить собственную конкурентоспособность на мировых рынках, заинтересовался СМП, - считает он. - Если тестовые проводки судов окажутся эффективными, то российские компании смогут существенно снизить расходы на транспортировку грузов за счёт использования дешёвых морских перевозок, а северные российские территории получат шанс на развитие, за счёт обслуживания транзита в промежуточных портах СМП".

"Одновременно с этим Атомфлот, который даже после передачи Росатому пока не смог стать рентабельным из-за ухода в годы его подчинения Мурманскому морскому пароходству заказчиков, построивших собственные суда ледового класса (как, например, "Лукойл" и "Норильский никель"), сможет рассчитывать не только на далёкую перспективу обслуживания месторождений нефти и газа на Севере, но и получить реальную возможность выйти на окупаемость за счёт коммерческих проводок российских и иностранных судов по СМП уже в ближайшей перспективе", - полагает эксперт.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.