Интервью ИА REGNUM с руководителем Исследовательского центра Восток-Запад Арастуном Оруджлу (Баку).

ИА REGNUM: Что по-вашему происходит сегодня в Азербайджане? Как можно охарактеризовать нынешнее положение дел во внутриполитической сфере?

Сегодняшнюю внутриполитическую ситуацию в Азербайджане я бы назвал предкризисной: накопленные годами противоречия в общественно-политических и социально-экономических отношениях перешли в критическую фазу, причем не только в отношениях власти со своими оппонентами и народом, но и внутри самой власти. В основе всего этого лежит, по-моему мнению, пренебрежение высшими эшелонами власти понятием статуса собственности, точнее ее неприкосновенности. В самом начале при выборе системы управления была совершена крупная ошибка, когда наверху решили, что члены правительства и олигархи должны быть представлены в едином лице. "Логика" такого старомодного уклада заключалась в том, что при таком раскладе они, как олигархи, будут послушны и лояльны власти, а как члены правительства будут вслепую выполнять волю своего лидера - ради гарантий безопасности накопленного криминальным путем капитала. Невероятно, но примерно подобная практика была применена еще во времена османской империи и после определенного успеха она претерпела серьезные изменения, приведщие к потере контроля. А теперь, когда министры-олигархи доросли до нелегальных миллиардеров, то они начали думать о будущем своего состояния, чего и следовало ожидать. Во-первых, потому что, сам капитал нажит, мягко говоря, не очень законным путем и настоящие хозяева еще не совсем потеряли надежды на возвращение своего состояния, во-вторых, перспектива самой власти, предоставившей им возможность стать миллиардерами, становится все более туманной. Обобщая сказанное, можно предположить, что коррупционная пирамида, созданная как надежная модель "управления" уже дает серьезные трещины, причем у самого фундамента.

ИА REGNUM: Как же тогда понять, что в последнее время отношение власти к собственности граждан стало еще более бесцеремонным, если ситуация действительно такова, как вы ее описываете? Ведь по здоровой логике власть должна сейчас действовать более осторожно, чем мы видим на самом деле.

Начнем с того, что у правящих семей в Азербайджане, которых насчитывается не более трех, свое понимание и своя логика на счет всего этого. Там люди считают, что даже относительная либерализация отношения к собственному народу может быть воспринято как народом, так и оппонентами власти за признание собственной слабости и в этом случае оппоненты власти непременно используют это как мотивацию для усиления давления на власть. Вот почему по мере ухудшения ситуации власть становится еще более непримиримой, т.е. в данном случае азербайджанские власти руководствуются пресловутым принципом "чем хуже - тем лучше". При этом забывается, что есть и другое понимание такого ужесточения.

ИА REGNUM: Какое же?

Которое я вам только что описал. Власть своим ужесточением показала, что она слаба, к тому же еще и потеряла чувство реальной оценки ситуации, что явно не ведет к успеху. Кстати, со всей уверенностью могу заверить вас, что подобное же отношение у правящих семей к своим вассалам, которые подвергаются еще более жесткой и объемной "экспроприации", из-за чего и в этих кругах тоже растет недовольство и недоверие. А капитал, как мы знаем, не имеет вечных друзей или вечных лидеров, у него вечные интересы. Вот почему, я считаю, что власть в Азербайджане завела себя в загон, откуда два выхода, причем оба снова заводят ее в тупик. Первый выход - это легализация капитала и финансовая амнистия, что приведет к потере многих рычагов воздействия. Второй - это полное игнорирование интересов своих политических и экономических опор и подобная тактика будет инициировать еще более радикальные изменения, с еще большей скоростью.

ИА REGNUM: Получается, когда вы, как член Общественной Палаты настаивали включить эти реформы в "Дорожную Карту перехода к демократии", кстати, уже принятую на сессии палаты, то имели в виду именно фактическое ослабление власти и постепенную ее реструктуризацию?

И это - тоже. Однако главная задача подобной реформы, я думаю, должна заключаться в концентрации внимания на перспективу страны, на ее будущее. Общественно-политические же эффекты этих реформ - дело второстепенное.

ИА REGNUM: Кстати, ваши предложения по статусу собственности и финансовой амнистии стали одной из обсуждаемых тем последних недель. Вы, наверное, согласитесь, что это могут быть не самые популярные в народе предложения?

А я и предупреждал с самого начала, что эти предложения могут быть несправедливыми, но в одном я полностью уверен, что они прагматичные. Мы стоим перед выбором: либо нужно сказать всем, что мы предполагаем национализацию всей награбленной собственности, что было уже сделано после 1917-го и чем закончилось это-мы знаем непонаслышке, либо же поступить прагматично и дать возможность накопленным, пусть и не очень идеальным путем, миллиардам работать на развитие экономики страны. Я хорошо понимаю политиков, не очень охотно желающих обсуждать данную тему, однако я не политический лидер и как эксперт-аналитик, прежде всего думаю не о судьбе власти, а о куда более важном-судьбе страны, о ее будущем. Такой подход нередко диктует не очень популярные предложения и решения, но по-моему, только на первый взгляд. С этой точки зрения, я считаю, что Общественная Палата по-настоящему проявила политическую волю, когда приняла этот очень важный документ, который фактически будет определять будущую судьбу страны. Что касается, агрессивного отношения азербайджанских властей к "Дорожной Карте" Общественной Палаты, думаю, другого отношения никто и не ожидал, но вот одно ясно на все 100: именно тезисы, выдвинутые в этом документе заставят азербайджанские власти либо проявить гибкость и пойти на кардинальные реформы, либо следовать по стопам своих арабских собратьев.

ИА REGNUM: И какие же могли бы быть прогнозы на этот счет? Несмотря на то, что меня часто называют неисправимым оптимистом и критикуют, но я все-таки останусь в своем амплуа. Таким образом, если учесть, что чуть ли не все решения на самом высоком уровне власти принимаются исходя из интересов одной семьи, то прогнозы будут весьма пессимистичными - на счет проявления гибкости азербайджанскими властями и их желанием пойти на диалог со своими оппонентами, но все-таки они весьма оптимистичны - на счет конечного результата для страны и региона в целом. Ведь по сути в Азербайджане существует такая же управленческая пирамида, как в Тунисе и Египте: централизованная авторитарная система, коррумпированная до предела власть, полное отсутствие разделения власти, ограничение политических и экономических свобод, социальное расслоение общества и др. Долго власти Азербайджана игнорировали всякие призывы к реформам политической и экономической системы как изнутри страны, так и извне. Всякое требование оппозиции, или же гражданского общества властями страны воспринималось как покушение на самое святое, что у них есть - на власть. Однако, когда начались процессы демократического возрождения мусульманского мира, власти Азербайджана оказались в полной растерянности и начали в спешке проводить "реформы", которые порой доходили до смешного. Например, когда Президент Алиев проводит совещание, где требует немедленного снижения цен на яйца и на следующий день по всей стране ходят анекдоты на эту тему, или же, когда одни представители правящей партии резко бросаются критиковать Запад, другие - как, к примеру, Исполнительный Секретарь правящей партии Новый Азербайджан г-н Али Ахмедов выражает открытую поддержку кровавому ливийскому диктатору Каддафи, причем в тот момент, когда даже арабские страны признали его власть нелегитимной, третьи - заявляют что-нибудь еще более глупое и абсурдное. Пока оппоненты власти не успели отреагировать на события в арабском мире, официальные лица уже стали уверять население, что такие революции в Азербайджане невозможны, будто бы кто-то спрашивал у них об этом. Одним словом, видно было, что азербайджанские власти явно не были готовы к такому развитию событий. Сказывались изъяны многолетнего однопартийного правления, отсутствия мозговых центров и стратегии как таковой, вообще. Это была типичная реакция, о которой наш центр и ваш покорный слуга лично предупреждали задолго до начала арабских событий. А вот когда оппозиция сообразила что происходит и стала мобилизоваться, реакцию властей иначе как истеричной не назовешь. Быстро пошли ротации, кстати, тоже весьма неудачные и прежде всего рассчитанные на силовые меры профилактики, подготовка к силовому подавлению тех или иных возможных массовых выступлений населения. В конечном итоге, все эти "меры" обнажили все слабые точки власти, что дало еще большую уверенность их оппонентам.

ИА REGNUM: А как вы оцениваете активизацию оппозиции в этих условиях, скажем, на примере первых ее митингов?

Думаю, оппозиция в данной ситуации оказалась куда более мобильной, хотя она готовилась к ситуации форс-мажора уже сразу после парламентских выборов 7 ноября 2010 года, когда впервые в Азербайджане была создана Общественная Палата, в рядах которой объединились не только ведущие оппозиционные партии, но также известные представители гражданского общества, эксперты и просто интеллектуалы. Такому объединению опять же способствовали власти, тотальной фальсификацией результатов выборов. Созданная как альтернатива, согласно оппозиции, нелегитимному парламенту, Общественная Палата, несмотря на все трудности и проблемы, все-таки смогла стать своего рода центром интеграции большинства демократических оппозиционных сил, хотя и она далека еще от того, чтобы быть эдаким центром серьезных общественно-политических изменений в Азербайджане. Оппозиция, находившаяся длительное время под жестким прессингом властей и в условиях всевозможных ограничений, поняла, что данная ситуация может быть последним шансом для ее возвращения на политическую арену и, по-моему, ее тактика объединения с гражданским обществом оправдывает себя. Акция протеста молодежи 11 марта и попытка партии Мусават провести митинг в центре Баку 12 марта были первыми серьезными сигналами роста и активизации протестных настроений в обществе.

ИА REGNUM: Считаете ли возможным начало массовых протестов в Азербайджане на фоне сегодняшнего общественного настроения?

Массовые протесты в Азербайджане фактически уже начались, если учесть что в сельских районах страны население то-тут, то-там протестует против произвола местных властей, коррупции, социальных проблем охвативших подавляющее большинство территории страны. Хоть пока все это носит спонтанный, неорганизованный и локальный характер, однако я бы не исключил более массовое и организованное их развитие в будущем, особенно на фоне растущих цен, бездарного местного управления и тотального беззакония. Этому же сегодня способствует имитация реформ и примитивная пропаганда, явно вызывающая раздражение у большинства населения. Кроме того, судя по поведению властей, никаких рецептов в арсенале у них нет, кроме силового фактора. Маловероятно, что данный фактор может играть решающую роль в спасении ситуации. Также явно не на руку азербайджанским властям их внешнеполитическая неразбериха, в результате которой власти фактически оказались без международной поддержки. Если учесть то обстоятельство, что нынешние власти долго держались еще и благодаря внешней поддержке, то нынешняя международная ситуация вокруг Азербайджана может еще больше усугубить их положение. В этом контексте я не исключаю также влияние внешнего фактора на развитие ситуации в стране.

ИА REGNUM: И какие прогнозы развития событий, по-вашему, более вероятны? Скорее всего обстановка в Азербайджане будет накаляться из-за негибкости и бескомпромиссности властей. Не исключено, что рост недовольства у населения, активизация молодежи, а также попытка властей традиционными методами силового подавления стабилизировать ситуацию и держать ее под контролем приведут к серьезному противостоянию в стране, в процессе которого возникнет, если не революционная, то крайне сложная ситуация. А вот как завершится все, я бы не стал прогнозировать, тут все будет зависеть от таких факторов, как дальнейшее поведение властей, темпы ухудшение социально-экономического положения, способность оппозиции организовать протестную часть общества, влияние геополитического фактора и др. Но вот одно уже предельно ясно - вчерашнего "стабильного" Азербайджана уже нет и точно не будет никогда. А как завершится все? Как говорится поживем-увидим!